День Казани - новости, хроника событий
На главную / Как «казанский аттракцион» стал настоящим метро | Новости Казани
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Религия
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •  Как «казанский аттракцион» стал настоящим метро | Новости Казани

    Как «казанский аттракцион» стал настоящим метро

    05.09.2015
    Источник информации: TatPressa.ru
    Адрес новости: http://www.tatpressa.ru/news/22007.html



    10 лет назад, 27 августа 2005 года, в год празднования 1000-летия столицы РТ, торжественно открылся Казанский метрополитен. Его первая линия состояла из пяти станций общей длиной пути 7,1 км. Первыми пассажирами казанской подземки стали Президент России Владимир Путин, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

    О том, как готовились к открытию первого на постсоветском пространстве метрополитена, «КВ» рассказал его бессменный руководитель - генеральный директор МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов.

    Как все начиналось

    - Асфан Галямович, вы возглавили предприятие «Казанский метрополитен» в канун 1000-летия Казани - в 2004 году. Это стало для вас приятной неожиданностью или логичным продолжением карьеры?

    - Одновременно и да, и нет. Так сложилась судьба, что вся моя жизнь оказалась тесно связана с городским пассажирским транспортом. В 2001 году по рекомендации мэра Казани меня назначили руководителем «Казгорэлектротранса», которое стало базой для создания «Метроэлектротранса». Новое предприятие объединило наземный электрический транспорт - трамваи, троллейбусы и новый для столицы Татарстана вид транспорта метрополитен. Но неожиданностью это назвать нельзя. Мы тщательно готовились к этому знаковому событию для Казани - строительству татарстанского метро.

    Самые знаковые события из истории казанского метро

    1976 год. Архитекторы-градостроители обосновывают необходимость строительства метрополитена в столице РТ. По заказу председателя исполкома А.Бондаренко НИИ «Нижегородметропроект» разработал первый проект строительства.
    1984 год. Утверждена комплексная транспортная схема Казани, предусматривающая строительство метро.
    1986 год. Разработано технико-экономическое обоснование - это три линии общей протяженностью 46 км.
    1996 год. По поручению Президента РФ правительство России распоряжением от 12.07.1996 приняло решение о строительстве метрополитена в Казани и его финансировании начиная с 1997 года.
    Приказом министра строительства РФ от 30.12.1996 утвержден проект строительства первоочередного участка первой линии метрополитена в Казани протяженностью 11,3 км, состоящего из 7 станций от станции «Горки» до станции «Ленинская», а также электродепо, инженерного корпуса и железнодорожной ветки в электродепо.
    14 декабря 1996 года. Постановлением правительства Татарстана и в соответствии с утвержденной Программой строительства метрополитена на 1997 - 2023 гг. утвержден технический проект пускового участка. Генеральным проектировщиком выступил институт «Казгражданпроект», по субподряду привлекается и институт «Ленметрогипротранс».
    1997 год. Начато строительство казанского метро.
    2000 год. Началась подземная проходка тоннелей.
    2003 - 2005 годы. Самые активные строительные работы на первом пусковом участке будущего метро. Основное строительное предприятие - «Казметрострой», на помощь привлекаются и иногородние организации. В работе одновременно используются 8 тоннелепроходческих комплексов. А все станции сооружаются открытым способом.

    - Асфан Галямович, конечно, самым волнующим и запомнившимся событием для вас и коллектива стало открытие метрополитена 27 августа 2005 года, когда на торжественную церемонию прибыли руководитель страны Владимир Путин и глава Татарстана Минтимер Шаймиев. А какие еще знаковые события были за эти десять лет истории казанского метро?

    - Ввод в эксплуатацию станции «Проспект Победы». Именно тогда стало окончательно ясно: проект «Казанский метрополитен» - это всерьез и надолго. Коллектив нашего предприятия вздохнул с облегчением - метро будет строиться и дальше. А это значит, что у каждого нашего работника в жизни открываются надежные и долгосрочные перспективы. Сейчас можно признаться откровенно - первый участок из пяти станций оказался не слишком популярным и являлся скорее аттракционом для туристов. Суточный поток составлял 15 - 20 тыс. пассажиров. Что неудивительно - ведь три из пяти станций находились в центре. Еще две расположились в жилых массивах с небольшой плотностью населения. Метрополитен надо было строить дальше. И Татарстан ввел в эксплуатацию еще две станции - «Проспект Победы» (2008 год) в густонаселенном районе микрорайона «Горки» и заречную «Козью слободу» (2010 год). После ввода этих ключевых станций пассажиропоток в будние дни поднялся до 70 тысяч пассажиров.

    - Новой вехой развития Казани после тысячелетия стала Универсиада...

    - При финансовой поддержке федерального центра к началу Всемирных студенческих игр - 2013 линию нашего метро продолжили и построили участок сразу из трех станций - «Яшьлек», «Северный вокзал» и «Авиастроительная». Осуществленный в сжатые сроки проект позволил разгрузить дороги, улучшить транспортное обслуживание казанцев и доступность спортобъектов. Теперь линия метро соединяет две части города, расположенные на разных берегах реки Казанки. Вдоль этого направления расположены основные объекты деловой, культурной и спортивной инфраструктуры. Линия связывает два крупнейших жилых массива и проходит через центр города. Время в пути от конечной до конечной - от станции «Проспект Победы» до станции «Авиастроительная» - составляет 23 минуты. А среднее количество перевозимых пассажиров в сутки дошло до 140 тысяч человек.

    - Где вы брали кадры?

    - Отмечу важный психологический фактор введения в эксплуатацию станции «Проспект Победы» в 2008 году. Когда мы увидели, что строительству Казанского метро уделяется такое важное и пристальное внимание со стороны руководства республики и города, исходя из этих долгосрочных перспектив, создали на предприятии собственный учебный центр. Он начал подготовку специалистов не только для метрополитена, но и для других транспортных организаций - автобусных, наземного электрического транспорта. На основе учебного центра мы создали лицей, а затем уже и техникум наземного и подземного транспорта. Сейчас техникум полностью обеспечивает квалифицированными кадрами метрополитен и наш наземный электротранспорт - троллейбусы, трамваи. Более того, лицей стал кузницей кадров для всей транспортной отрасли Татарстана. А начиналось все с группы из 60 человек, которую перед открытием метро отправили на учебу к коллегам - в Санкт-Петербургский метрополитен. Там они прошли обучение и стали первыми машинистами составов казанской подземки, а затем и инструкторами по обучению новых наборов водителей подземного транспорта.

    - Правда, что сейчас поезда метрополитена не нуждаются в машинистах, а составами управляет автоматика? Не опасно доверять жизнь пассажиров электронике?

    - Действительно, поезда у нас ходят в автоматическом режиме, который так и называется: автоведение. Но в кабине поезда обязательно находится машинист. Он наблюдает, как работают все системы состава, и в любой момент готов взять на себя управление, так что безопасность пассажиров контролируется неукоснительно. Задача человека - контролировать автоматику. А в остальном - да, поезда Казанского метрополитена работают в полном автоматическом режиме: сами останавливаются, объявляют остановки, сами открывают и закрывают двери и двигаются дальше самостоятельно по маршруту.

    Взгляд в будущее

    - Как идет строительство станции «Дубравная»?

    - Работы ведутся по плану и в графике, претензий к строителям нет. Планируем, что ввод этой станции в эксплуатацию будет осуществлен в 2016 году, по сложившейся традиции - в День республики и День города, 30 августа. С этой станции будет сделан пешеходный переход на станцию «Фучика», которая положит начало следующей ветке метрополитена с маршрутом Азино - Квартала. Отсюда, с «Дубравной», пассажиры будут переходить по пешеходному коридору с одной линии метро на другую - так же, как в Москве.

    - Не увеличится ли время ожидания поезда с вводом в эксплуатацию «Дубравной»?

    - Сейчас интервал движения составляет 5,02 минуты в часы пик (с 7 до 10 утра и с 17 до 20 часов). В межпиковое время интервал между поездами 8 минут. Чтобы сохранить его после запуска станции «Дубравная», нам необходимо еще три поезда. Запрос об их приобретении отправлен на рассмотрение правительству республики.

    - Ожидается ли в ближайшее время повышение стоимости проезда в метрополитене?

    - Нет.

    - Как отметил Казанский метрополитен свой десятилетний юбилей?

    - Лучшие сотрудники предприятия «Метроэлектротранс», те, кто активно участвует в строительстве и эксплуатации метро, отмечены наградами правительства Татарстана, мэра Казани и нашими ведомственными. А для всех жителей и гостей Казани мы подготовили свой собственный уникальный подарок, который может увидеть каждый: на всех станциях метрополитена работает выставка фотографий - запечатленная в кадрах документальная хроника истории создания татарстанского метро.

    В заключение хочется искренне поздравить с юбилеем коллектив метрополитена и всех жителей Казани. Желаем вам, чтобы в пути вас ожидали только запланированные остановки, чтобы скорости развития были космическими, а пассажиры - всегда уверенными в своей безопасности!



    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»