День Казани - новости, хроника событий
На главную / Эльмир Низамов: «Универсализм необходим, если ты хочешь быть востребованным композитором» | Новости Казани
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Религия
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •  Эльмир Низамов: «Универсализм необходим, если ты хочешь быть востребованным композитором» | Новости Казани

    Эльмир Низамов: «Универсализм необходим, если ты хочешь быть востребованным композитором»

    27.09.2015
    Источник информации: События
    Адрес новости: http://sntat.ru/reportages/9665-elmir_nizamov_universalizm_neobkhodim_esli_ty_khochesh_byt_vostrebovannym_kompozitorom



    Прошлый год у Эльмира Низамова выдался насыщенным и удачным: мюзикл «Алтын Казан», опера «Черная палата», а в этом он уже композитор - резидент Государственного симфонического оркестра РТ. С какими впечатлениями он начинает новый сезон и почему параллельно пишет песни для татарской эстрады, Эльмир Низамов рассказал «Событиям».

    - Давно сотрудничаете с маэстро Александром Сладковским или это первая крупная работа?

    - С Государственным симфоническим оркестром я работаю уже давно, потому что у нас есть ежегодные концерты музыки композиторов Татарстана, в которых моя музыка звучит уже с 2009 года. С Александром Витальевичем мы знакомы практически с первых дней его приезда сюда как главного дирижера, но подобной формы работы не было.

    - Он вас лично пригласил?

    - Да, Александр Витальевич мне позвонил, мы встретились, обсудили наши планы, он предложил мне работу с оркестром. Для меня это огромный аванс и возможность себя реализовать.

    - А по каким работам Александр Сладковский вас отметил, как думаете?

    - Прошлые годы были очень насыщенными в моей жизни, в 2014 году состоялись премьера мюзикла «Алтын Казан», премьера оперы «Черная палата», отдельные сочинения камерные, симфонические. Все это вкупе и сыграло решающую роль. Здесь еще очень важен не только профессионально-творческий контакт, но и человеческий, чтобы люди смотрели в одну сторону. В этом плане у нас получается, тьфу-тьфу-тьфу.

    - Не тяжело работается?

    - Трудности есть всегда, но самое главное для меня, самый большой стимул, когда ты знаешь, что тебя сыграют, что от тебя ждут музыки, твоих нот, идей. Александр Витальевич готов рассмотреть любую мою задумку, идею, в этом плане он человек очень открытый.

    - Долго вообще готовились к этому сезону? Как подбирался репертуар?

    - Мне поступил заказ на создание произведения для симфонического оркестра, над ним я еще только работаю. За сезон я должен это написать, дай Бог, на закрытии оно прозвучит. Что касается открытия, это сочинение выбрано не случайно. Оно также будет продирижировано Сладковским в Монако. Это произведение было написано мной несколько лет назад, звучало уже и в Москве, но сейчас у него совершенно другой статус, оно открывает нынешний сезон, чему я очень рад. Тем более я рад, что оно выйдет за пределы нашего государства и прозвучит на одной из самых престижных площадок Европы.

    - Давно ли были у Государственного симфонического оркестра в резидентах молодые татарстанские композиторы?

    Один из фестивалей оркестра полностью посвящен современной музыке - Сoncordia, он проходит ежегодно в ноябре, туда тоже попадают несколько сочинений местных композиторов. Конечно, концерты, когда звучит признанная классика и музыка современного композитора, тем более молодого, случаются очень редко. Но эта форма мне гораздо больше нравится, когда за один вечер можно услышать и классику, и что-то новое, непривычное, иногда сложное. Именно тогда публика воспринимает современные произведения наиболее адекватно.

    - А где вы черпаете вдохновение и о чем ваши произведения?

    - Крупные жанры, такие, как опера, балет, оратория, должны писаться о чем-то глобальном, крупном. Здесь важно, насколько человек задумывается о вечных темах: жизнь и смерть, любовь и предательство... Данное произведение «Небесное движение» я писал, чтобы слушатель нырнул в небеса, чтобы было ощущение полета, бескрайности, космического масштаба. Театральные жанры - это наш эпос, история, симфонические произведения, более философские. А вдохновение черпается вокруг, так много всего, просто надо быть внимательным.

    - Также вы сотрудничаете с молодыми татарскими исполнителями. Что-то меняется в татарской эстраде?

    - Оно происходит, но этого не видно. Это как большая кастрюля с крышкой, где сейчас происходит мощное брожение, еще чуть-чуть, и все это выйдет. Считаю, что наша земля очень богата на таланты всяческого рода. Что касается певцов, это особенно показательно. Те же самые проекты, которые здесь осуществляются, или даже знаменитый «Голос» - сколько там было выходцев из Казани, Татарстана. Я со многими из молодых артистов, которых я считаю интересными и талантливыми, очень много работаю. Пусть их не так много слышно среди масс, но мы ведем большую работу. Допустим, с Эльмирой Калимуллиной готовим целый альбом, сольную работу. В том же самом мюзикле «Алтын Казан» выступали лучшие голоса республики: Алина Шарипжанова, Артур Исламов, Айдар Сулейманов. Ко мне часто обращаются с заказами песен, но для меня очень важно, с кем я сотрудничаю, кто будет петь мое произведение. За эти годы у меня уже сформировался круг моих исполнителей, считаю, что это музыканты как минимум российского уровня, а может, и мирового.

    - А как мы увидим выход этой творческой энергии? Когда «крышка приоткроется»?

    - Сейчас идет смена поколений, молодым людям не интересна татарская эстрада, которая существует на данный момент. А альтернатива этому есть, ее на самом деле очень много, такой музыки, где есть эксперимент, что-то новое. Просто ее нет на радио, на телевидении, но думаю, что со временем это вытеснит старые формы, все чаще мы будем слышать это и на официальных мероприятиях, и клипы появятся.

    - Как оцениваете нынешний сезон «Голоса»? Многим не нравятся жюри, участники...

    - Участники достаточно ровные, яркого впечатления пока не произвели. Может, сам проект сейчас формируется по-другому. Чувствуется, что делается ставка на шоу, не только на голосовые данные. С одной стороны, я рад, что жюри сменилось, с другой, не все новые члены мне нравятся.

    - А тогда за Эльмиру переживали?

    - Первый «Голос» для меня был вообще чем-то особенным, в тот год участвовали аж четыре моих знакомых. Я тогда даже сам побывал на одном из эфиров. За Эльмиру я переживал особенно, мы уже тогда с ней были хорошо знакомы, она пела в моем мюзикле, но я болел и за Дину Гарипову. Помню, в финале я отправлял одинаковое количество SMS за обеих, чтобы совесть меня не мучила. После такого пиара эти люди становятся замеченными, у них появилась большая возможность показать нашу национальную культуру, которая всегда была замкнута. Допустим, те песни, которые мы делаем с Эльмирой на татарском языке, - конечно, они современные, с аранжировками, я знаю, что их слушает огромное количество людей по всей России. Считаю, что это наша маленькая победа, открываем границы.

    - Думаете, в этом сезоне увидим еще кого-то из Казани?

    - Пока не знаю. Хотя лично знаком с ребятами, которые очень хорошо поют. Считаю, что они достойны «Голоса», но туда не так легко попасть. Заявки они подают, но не на все отвечают.

    - Вы пишете разную музыку - от песен до целых симфоний. Что же нравится больше?

    - Я всегда хотел быть широким композитором. Когда-то, в период юношеского максимализма, я поставил себе цель, что у Эльмира Низамова каждому должно найтись, что послушать. Это трудно, но очень интересно. Универсализм необходим, если ты хочешь быть востребованным. Есть, конечно, то, за что я не возьмусь. Например, я никогда не занимался электронной музыкой, это мне не очень близко.

    - То есть электронную или джазовую музыку от вас ждать не стоит?

    - Джазовую - как знать. Я очень люблю джаз. Что-то с влиянием джаза вполне может появиться, тем более что в мюзикле «Алтын Казан» есть какие-то намеки на него.

    - Кстати, насчет мюзикла. Не планируются его постановки?

    - У меня каждый день болит сердце за этот проект. Сделана огромная работа всей Казанью, столько было сил потрачено. Мне очень обидно, пока этот спектакль поставлен один раз, нет площадки.

    - Музыкального театра нет?

    - Пока не планируется, много причин этому, это очень дорого. Мы, творческие люди, об этом говорим, здесь нужна какая-то заинтересованность сверху. Может, нам когда-нибудь надо будет встретиться и с президентом по этому вопросу. Честно говоря, я бы хотел с ним встретиться и поговорить.

    - А на что вообще существует молодой композитор?

    - Наше общество на сегодняшний день враждебно к творческим людям, у нас нет никаких социальных защит, льгот. Я сам преподавал в музыкальной школе, сейчас пошел пятый год как я работаю в консерватории. Я всегда брался за всю работу, которую мне предлагают. Пишем для театра, я никогда это не делал, но написал. Пишем для «Тюрквидения», а почему нет. Пишем для рекламы на телевидении, пишем в рок-стиле, я не помню, от чего отказывался. Последние годы я обеспечиваю себя музыкой, пусть нестабильно, но обеспечиваю.

    - Однажды вы рассказали, что хотите поставить мюзикл по роману «Портрет Дориана Грея». Почему это произведение?

    - Все-то вы знаете! Отвечу. В школе моим нелюбимым предметом была литература, терпеть ее не могу, мне было скучно, все книги читал из-под палки. С удовольствием я читал только научно-познавательные энциклопедии. В 19 лет я почувствовал внутреннюю потребность в художественной литературе, первой книгой стал «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. С тех пор я ее прочитал раза три, влюбился в нее, многое в ней мне близко. Захотел сделать по ней камерную оперу. Очень мне хочется написать такое произведение.

    - Планы какие ближайшие?

    - Плотная работа над симфоническим сочинением для оркестра, запись альбома с Эльмирой Калимуллиной. Планов много, творческий вечер в планах, но это на будущий год.

    - И как вы все успеваете?

    - Прошлый год очень серьезным выдался в плане работы. На два месяца летом я полностью абстрагировался от музыки. Сейчас чувствую силы и жажду по творчеству. Перерывы нужны, это не конвейер. Сочинение должно зародиться внутри, потом его надо выносить, а затем - легко или в муках - родить.



    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»