На главную / Минобраз Татарстана определился с количеством татарского в школах | Новости Казани |
|
Минобраз Татарстана определился с количеством татарского в школах05.11.2017Источник информации: Адрес новости: http://www.tatpressa.ru/news/337839.html Минобрнауки Татарстана, похоже, определилось с количеством татарского и русского языков в школах — в ночь перед Днем народного единства Энгель Фаттахов подписал примерный учебный план. В письме, которое получили школы, оговаривается, что он носит рекомендательный характер, однако учебные заведения приняли его к обязательному исполнению. Так, татарский остается обязательным предметом как государственный язык в количестве двух уроков в неделю, еще три урока отведены под «родной язык». Русский язык и литература увеличены незначительно, а в 1 классе и вовсе уменьшены. Решением минобра не довольны и русско-, и татароязычные родители. Первые называют ночное письмо Фаттахова саботажем поручения Путина, вторые сетуют, что пропорции 50/50 не соблюдены. Подробности в материале «Реального времени». Родила царица в ночь: учебный план утверждали до 23:44 В День народного единства директора татарстанских школ не смогли объединиться ни со страной, ни с семьей. Праздник им пришлось провести на рабочем месте, в очередной раз переписывая учебный план. То, что родителям школьников демонстрировали на собраниях перед каникулами, скорее всего, отправится в мусорную корзину — минобраз Татарстана утвердил новый учебный план. Судя по документам, которые получили руководители районных отделов образования и директора школ, трудились в министерстве образования и науки Татарстана до глубокой ночи. Министр Энгель Фаттахов завизировал методические рекомендации в 23 часа 44 минуты. В первом абзаце письма деликатно напоминается, что разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации и министерство направляет «методические рекомендации с примерными вариантами учебных планов». Впрочем, вертикаль власти в образовании построена таким образом, что рекомендации обычно становятся обязательными к исполнению. Несколько директоров школ подтвердили «Реальному времени», что переписывают учебный план, ранее приведенный по требованию прокуратуры в соответствие с ФГОС. «После проверок и представлений прокуратуры мы отчитались, что устранили нарушения и привели учебный план к стандартам, а сегодня (4 ноября — прим. ред.) нам министерство образования спустило другой план», — рассказал директор одной из школ Казани, пожелавший остаться неназванным. Из родного языка вычленили государственный Что же утвердило министерство образования Татарстана? Фактически это тот же четвертый вариант учебного плана для школ, где обучение ведется на родном (не русском) языке и по которому в республике учились и ранее. Разница лишь в том, что предмет «Родной язык и родная литература» разбит теперь на две части: собственно «Родной язык и родная литература» и «Татарский язык (государственный язык Республики Татарстан)». Из пояснительной записки можно понять, что татарский язык как государственный обязателен для изучения, а родной — на добровольной основе. Татарский обязательный в параллелях с 1 по 9 класс идет в количестве 2 уроков в неделю. Добровольный родной язык и родная литература – в количестве 3 часов в начальной школе, за исключением первого класса – там 2 часа, и 2 часа в неделю в 5-9 классах. В 10-11 классах, следует из тех же рекомендаций минобраза Татарстана, учебный план реализуется в соответствии с письмом МО РФ от 9.10.2017 №ТС 945/08. В этом письме говорится, что «Родной язык и родная литература» обязательны для изучения только в начальном и основном звене – то есть с 1 по 9 класс. В старших классах – на добровольной основе. Причем минобраз России уточняет, что в качестве «родного» могут быть «языки из числа языков народов РФ, включая русский язык». В старших классах татарский добровольно, в остальных — обязательно Фактически учебный план, который Энгель Фаттахов в ночь с 3 на 4 ноября спустил в школы, повторяет резолюцию, принятую 25 октября в Казани участниками «представительного собрания по вопросам совершенствования языковой политики». Там говорилось, что татарский язык как государственный должен быть обязательным в 1-9 классах, в 10-11 классах – на добровольной основе, а количество часов русского языка должно быть доведено до уровня, установленного минобразом России. Единственное отличие в том, что Фаттахов определился с количеством часов. Так, русского языка в 1-4 классах будет 4 урока в неделю (ранее было 3), литературного чтения — 2 урока, кроме первого класса – тут решили, что достаточно всего одного урока в неделю (ранее в 1 и 3 классах было 2 часа, во 2 и 4 классах – 3 часа литературного чтения в неделю). В 5-9 классах на один час больше будет русского языка и литературы (к примеру, в 5 классе теперь 5 уроков русского вместо 4 и 3 урока литературы вместо 2). Для сравнения – учебные планы, которые школы планировали вводить со второй четверти и отчитались по ним перед прокуратурой, отличаются от предложенных накануне минобразом Татарстана большим количеством русского и меньшим родного. К примеру, в гимназии №102, где директор Ирина Бакова является еще и депутатом Госсовета (на последней сессии она выступила с критикой в адрес министерства и прокуратуры), предполагалось в начальной школе русский язык увеличить до 5 уроков в неделю, литературное чтение до 4 уроков. В пятом классе – до 5 и 3 уроков соответственно, родного языка уменьшить до 2 часов в неделю. Если где-то прибыло, значит где-то убыло: закон Архимеда соблюли за счет «школьного компонента» Если русского языка и литературы стало больше, а родного языка практически так же, как и ранее (с единственной разницей в том, что предмет теперь разбит на «государственный» и «родной»), а учебных дней в неделе как было, так и осталось 6, то возникает вопрос: за счет каких предметов решили языковой конфликт? А сделали это за счет так называемого «школьного компонента». В соответствии с ФГОС каждая школа имеет право вводить дополнительные уроки по профилю. И если раньше «школьного компонента» было 3 часа в неделю, то теперь остался только 1 час, а в 1, 4 и 6 классах не осталось вообще. Этот компонент школы отдавали под дополнительное изучение математики или иностранного языка, но с планом, который минобрнауки Татарстана пытается внедрить в школах теперь, такой возможности не будет. Учитывая, что с 2022 года иностранный язык становится обязательным предметом единого госэкзамена, родителям придется нанимать репетитора еще и по этому предмету. Родители кадетской школы №49 Набережных Челнов сравнили расписания, по которому учились ранее и которое предлагает Минобраз Татарстана ввести со второй четверти – у семиклассников исчезли уроки алгебры и биологии, которые как раз подразумевались «школьным компонентом». Кстати, после прокурорских проверок вынуждены были увеличить количество русского языка и в татарских гимназиях. Посовещавшись, директора пожертвовали «самым ненужным» предметом – физкультурой, сократив ее в расписании с 3 до 2 уроков. Теперь в том же письме физкультуру рекомендовали вернуть обратно, уменьшив часы «Родного языка и литературы». «Я в шоке, я понимаю, что родителей обманули»: новым планом не довольны ни русские, ни татары Днем 4 октября, вдогонку к ночному письму Энгеля Фаттахова, директора школ получили «дополнение к методическим рекомендациям», где подробнее описывается, что должны изучать дети в рамках предмета «Родной язык и родная литература», который подразделяется на родной и татарский государственный. Последний русскоязычным детям рекомендуется преподавать, используя коммуникативные технологии, то есть сделать упор на разговорный язык, а не на грамматику, засилье которой на уроках сейчас является предметом недовольства родителей. В остальном, ясности в умы руководителей «дополнение» не внесло, скорее еще больше запутало. К примеру, везде, где говорится о родном языке, в скобочках указывается татарский и подробно описывается, какими учебными пособиями пользоваться. Либо изучение родного русского языка новым учебным планом не подразумевается вообще, либо произошла какая-то ошибка и директорам прислали не все страницы из рекомендаций минобра. Если так, то школы должны сами придумать, чем занять в часы родного языка детей, для которых родным является русский. Скриншоты ночного письма Энгеля Фаттахова быстро распространились по родительским сообществам. Руководитель группы «Против поборов в школах и детских садах» Екатерина Матвеева резко отозвалась об инициативе минобраза. — Я в шоке, я понимаю, что родителей обманули. Вообще не должно стоять в расписании такого предмета, как «Государственный язык РТ», этого ни в каком ФГОСе нет! Что будут делать школьники, не выбравшие дисциплину «Родной язык», раз она является добровольной? Они [министерство образования и науки РТ] опять украдкой придумали свой план и пустили по школам — это саботаж! — считает Матвеева. В группе «Родительское сообщество Республики Татарстан» действия Минобраза также называют саботажем, предлагают срочно копировать планы, которые утверждала школа до выхода на каникулы, и обращаться в прокуратуру, инициируя новую проверку. Недовольны остались новым учебным планом и оппоненты русскоязычных родителей, несмотря на то, что татарский язык остается обязательным. В группе «Татароязычные родители» практически каждый комментарий сводится к тому, что оба государственных языка республики должны изучаться в равных количествах.
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
Система управления сайтом — |