![]() |
![]() |
|
Кряшенская деревня в Татарстане: бездорожье, страусоводство и “татаризация”02.03.2011Источник информации: Кроме типичных для России сельских проблем: отсутствия дорог, безработицы и оттока населения в города, в Татарстане деревни кряшен - православного тюркоязычного народа - испытывают на себе дискриминацию по национальному признаку. Об этом сообщает заместитель руководителя Центра евразийских и международных исследований Казанского государственного университета Раис Сулейманов. Он предложил для публикации ИА REGNUM Новости свои впечатления от посещения одного из мест компактного поселения кряшен - деревень Пестречинского района в Татарстане, которые он получил, отправившись туда в составе исследовательской группы. В самих Пестрецах живут русские, татары и кряшены, но если два первых народа имеют храмы, где службы идут на понятном для них языке, то у кряшен таких нет. Остановившись в Пестрецах и встретившись с активистами кряшенского национального движения, нам удалось выяснить, что на весь Пестречинский район, в котором имеются десять кряшенских деревень, есть только одна кряшенская церковь - храм св. Николая в деревне Кряш-Серда. На просьбы кряшен открыть церковь в Пестрецах, где служили бы на церковно-кряшенском, районные власти отвечают отказом. Аргументация проста: “Ходите в русские церкви!”. В качестве доказательства мои собеседники (имена которых не называются по их просьбе) приводят несколько примеров. Так, пахотные земли кряшенской деревни Альведино были переданы татарской деревне Конь, в которой располагается отделение агрохолдинга “Рацин”. Такая же ситуация и с пахотными землями Кряш-Серды. В итоге в татарских деревнях сегодня есть работа, а в кряшенских ее нет. Кряшенские активисты уверены, что это не случайность, а искусственно созданная проблема, которая приводит к исчезновению кряшенских деревень. Яркий тому пример - судьба деревни Иксуар, которая сегодня больше напоминает дачный поселок: жизнь в ней начинается только летом, в остальное время там нет жителей. Фактически это уже “мертвая” деревня. Отдельной темы заслуживает система школьного образования на селе. До 1917 года в Казанской губернии существовала система школьного образования кряшен под патронажем Братства св. Гурия. Сегодня о кряшенском национальном образовании говорить уже не приходится - татары и кряшены учатся вместе. В кряшенских деревнях строят только татарские национальные школы, где учат и татар, и кряшен. Раньше в школе преподавали и учителя-кряшены, однако при новом директоре школы Фарите Зарипове там установился новый порядок: директор заявляет, что “все его ученики - татары” и в учителях-кряшенах никакой нужды нет. Кроме “неофициальных активистов” и просто кряшен, с которыми возникали разговоры по мере поездки по району, удалось познакомиться и с “официальным” кряшенским движением. Информация о приезде “ученых-журналистов” из Казани распространилась по округе моментально. Хотя наша группа приехала, никого не предупреждая, некие наблюдатели быстро сообщили о “посторонних” в районный центр Пестрецы, а там немедленно спустили указания местному руководству. На все вопросы “официальные кряшены” отвечали как в известном советском анекдоте: “Передайте, что мы живем хорошо”. Это касалось и различий в дорогах, и безработицы, и строительства кряшенских храмов. По любому вопросу нам не уставали говорить, что районное начальство заботится, поэтому все “слава Богу”. С тех пор ситуация изменилось мало. Не секрет, что татарские националисты относятся к кряшенам по-прежнему презрительно, не оставляя места надеждам на улучшение отношений. Так, во время IV съезда Всемирного форума татарской молодежи, прошедшего в конце августа 2010 года, журналист радио “Свобода” - “Азатлык” Рафис Земдихан публично назвал кряшен “хроническим аппендицитом татарского народа”. По мнению кряшен, это демонстрирует реальное отношение к кряшенам со стороны руководства Татарии, не претерпевшее за эти годы значительных перемен. Как заявляет в этой связи лидер независимой кряшенской молодежи Евгений Иванов, “мы - кряшены, а не “хронический аппендицит татарского народа”. Имеем полное право записываться как самостоятельный этнос”. Кроме того, Иванов предупреждает о неправильности смешения этнонимов “крещеные татары” и “кряшены”, так как по-татарски “крещеные татары” будет “чукынган татарлар”, а не “керэшеннэр”. Священник храма св. Николая в деревне Кряш-Серда о. Дмитрий (Сизов) говорит: “В то время как сами татарские националисты возмущаются “башкиризацией” татар в Башкирии, они считают нормальным “татаризировать” кряшен в Татарии”. Это, по словам священника, совершенно недопустимо. Тем не менее такие попытки были предприняты и во время последней переписи населения. Во время общения с кряшенами их взгляды на самоидентификацию также разошлись. Так, по рассказам старожила кряшенской деревни Колкомерка Ивана Долгова, кряшены являются “потомками воинов последней татарской царицы Сююмбике”. Он рассказал легенду о том, что название деревни происходит от одного из гвардейцев царицы Комера (Кол-Комера), который после взятия Казани поселился тут, а потом уже крестился. Таким образом, кряшены - это татары, принявшие христианство после взятия Казани. Следует отметить, что Иван Долгов является дедом председателя Форума кряшенской молодежи Александра Долгова - “официальной” организации молодых кряшен, которая патронируется руководством Татарстана. Кряшены-антитатаристы считают, что ведут свое происхождение от волжских булгар, вопреки официальной исторической версии Казанского кремля не пожелавших принимать ислам в 922 году. Часть булгар осталась язычниками и ушла за Волгу, от них ведут свое происхождение современные чуваши. Те булгары, которые приняли ислам, были предками современных казанских татар. Но были и булгары, которые к этому моменту уже приняли христианство. Именно они и являются предками кряшен. Отдельно стоит остановиться на религиозной составляющей “кряшенского вопроса” в Татарстане. Единственная кряшенская церковь на весь Пестречинский район была построена в 2003 году. Сам о. Дмитрий является для кряшен не просто настоятелем этого храма, но и самым настоящим духовным лидером и, если не единственным, то ярким представителем независимой кряшенской интеллектуальной элиты. По его мнению, религиозность среди кряшен носит “инертный характер”, но он пытается исправить эту ситуацию, поскольку среди кряшен распространен синкретизм языческих элементов с христианскими. Например, можно встретить большие деревянные кресты, которые стоят как обереги возле дорог, на кладбищах, возле родников. Кряшены повязывают на эти кресты цветные ленточки “на счастье”. Сам отец Дмитрий с этим явлением не борется, считая, что ничего ужасного для православия в этом нет, а языческие элементы потеряют свою актуальность. Подобная религиозная “инертность” кряшен проявляется во многом, доходя до комичных случаев. Например, когда в Кряш-Серде построили церковь, то не знали, где взять священника (Казанская епархия МП РПЦ не занимается этой проблемой. - прим. ИА REGNUM Новости) и долго решали, как быть. Самым уважаемым среди местных кряшен был тогда коммунист Иван Долгов, более полувека проработавший секретарем в колхозе. Это не смутило односельчан, предложивших сделать его батюшкой. Сам Долгов, правда, от работы священника в итоге отказался, произнеся на открытии церкви зажигательную речь. Но сам случай довольно показателен. Богослужение в храме св. Николая ведется на церковно-кряшенском языке, который поистине уникален, поскольку не перегружен арабизмами, как современный татарский. Кстати, кряшены никогда не выступали за переход языка на латиницу. В домах нам демонстрировали старые письма 1930-х годов, когда кряшены еще писали кириллицей, а в Татарстане был уже введен яналиф (латинизированный татарский алфавит. - прим. ИА REGNUM Новости). С другой стороны, среди самих кряшен (причем даже среди лидеров некоторых кряшенских организаций) появились своеобразные “криптомусульмане”, которые тайно исповедуют ислам, считая, что кряшены должны к нему “вернуться”. Свою приверженность исламу они не спешат публично демонстрировать, боясь подвергнуться остракизму со стороны остальных кряшен, которые все-таки считают православие своей родной религией. В этом смысле опыт Казани, когда на официальные мероприятия представители власти приглашают муллу и священника хотя бы для демонстрации религиозного паритета, району неизвестен. (ИА REGNUM.)
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
|