Перед проведением в Казани «Филармониады» мы продолжаем интервью с директором Татарской филармонии Кадимом Нуруллиным. Старый, обветшалый ДК на Павлюхина преобразился под напором его молодой энергии. Ныне это лучший по акустике зал в Казани. Везде мрамор, паркет, все ухожено, возникла особая академическая атмосфера. Но он мечтает о пристрое к зданию филармонии, о новом современном зале на полторы тысячи мест, о том, чтобы коллективы из Татарской филармонии выступали на лучших сценах Европы. - Кадим Назырович, когда появится пристрой к зданию филармонии? - Рустам Нургалиевич при обсуждении вопросов развития филармонии проявил большую заинтересованность. Он попросил просчитать затраты на возведения пристроя, потому что, повторюсь, свой большой зал с филармонической акустикой в республике просто необходимо иметь. Строители вывели цифру в 290 миллионов рублей. Затраты на ремонт сначала казались примерно в два раза ниже, и остановились на капитальном ремонте. Новый зал нам не удалось отстоять. Хотя, вы понимаете, строители сначала обычно одну цифру дают, потом в ходе процесса ее смело нужно утраивать. Практически затраты на ремонт оказались одного порядка с затратами на возведение нового зала. А сначала на ремонт здания филармонии давали всего 25 миллионов рублей. Спасибо Рустаму Нургалиевичу за помощь, ремонт удалось провести весьма качественный. Но я уверен, нам неизбежно придется возводить новый зал. Это вопрос времени. Тем более в преддверии Универсиады. И потом что такое Универсиада? Это лишь начало процесса выхода на мировой уровень проведения различных мероприятий в Казани. Рустам Минниханов провозгласил в числе приоритетов преобразование Казани в крупнейший образовательный центр в России. Это неизбежно вызовет взрыв культурных запросов населения. Что такое федеральный образовательный центр – это с необходимостью и культурный центр. Мы не можем себе позволить отставание в культурной сфере. Нам нужен казанский концертхаус европейского уровня. - Я в свое время удивился. На международный пресс-центр Универсиады в Кировском районе выделяется шесть миллиардов рублей. А для вашего зала нужны не такие большие деньги. На 6 миллиардов можно 20 концертхаусов построить. - Третья столица России не может существовать без концертного зала современного уровня. Сначала хотели такой зал строить на месте памятника Муллануру Вахитову, затем на той площадке, где ныне стоит педагогический университет. Потом хотели старое помещение театра Камала передать филармонии и провести там коренную реконструкцию. БКЗ – там есть один нюанс, земля под БКЗ федеральная. Этот зал не принадлежит полностью республике. И еще один момент, нам нужно возрождать при филармонии сильный симфонический оркестр. Без симфонического оркестра филармонии нет, это вещи взаимосвязанные. - Сейчас филармония словно обретает новое дыхание. И внимание руководства к ней развернулось. - У меня и в коллективе есть ощущение, что пришло новое время. Нужно работать на новом уровне, даже не федеральном, а мировом. Я считаю, что если зритель к нам пришел один раз, то он обязательно должен еще раз прийти, нужно создать такую атмосферу, чтобы ему хотелось сюда ходить и ходить, чтобы он понимал: здесь все работает на него, для него. - Но здесь есть проблема доходов зрителей. У интеллигенции низкие доходы, они не могут позволить дорогие билеты. Сейчас более или менее доходность концерта начинается в таком небольшом зале, как у вас, на 600 мест, примерно с уровня полторы тысячи рублей за билет. - Мы стараемся приглашать таких артистов, которые интересны публике. С Московской филармонией у нас хорошие связи, с Башкортостаном. Но, конечно, чем талантливее, интереснее артист, тем он дороже, тем его гонорар выше. Это рынок. Но я подчеркну, наша площадка всегда загружена. Мероприятия идут чуть ли не каждый день. Особенно большой интерес традиционно к татарской эстраде. - Татарскую филармонию воспринимают как татарскую эстрадную площадку, но сейчас вы активно раскручиваете новые направления – джаз, фольклор, этнику, классическую музыку. А театр, театральную антрепризу вы не приглашаете? В Москве 300 театров. Есть очень интересные молодые театры. Хотелось бы их повидать. Наверное, они не так дорого стоят, как мэтры, МХТ или БДТ. - Приглашаем и антрепризу. На самом деле они дорого стоят. Один такой спектакль стоит от 150 тысяч рублей и кончается где-то в пределах 500 тысяч. Вы писали о МХТе, о театре Табакова. Он приезжал к юбилею Табакова. Там были спонсоры, это было приурочено к дате. Это настоящие гастроли. А антреприза, она всегда несколько усеченная, это минимум декораций, их практически нет. Это такой облегченный, коммерческий вариант театральных постановок. Продаем мы в антрепризе фактически только имя. Да и сами актеры в антрепризе часто относятся к этим постановкам именно как к халтуре. Полноценные гастроли очень дорого стоят. - Думаю, нужно молодые, провинциальные театры приглашать. Они не раскрученные, но интересные. Газеты пишут: в Нижнем Новгороде в тюзе совершенно скандальный спектакль поставили, там все голые на сцене. Может, их пригласить? Думаю, будет аншлаг. - К сожалению, наш зритель не оригинален. Ему интересны столичные вещи, где в афишах написано Москва или Санкт-Петербург. А если видит на афише, что провинциальный театр, он не идет. - Не знаю, хожу в наш небольшой тюз и все время поражаюсь, дух театра они сохранили. Мне самарские, нижегородские, екатеринбургские театры очень хотелось бы посмотреть. Московский Ленком или «Современник» - все-таки налаженные штампованные машины. Уровень высокий, но чувствуется поток. Даже Фрейндлих была однообразна. Но наш тюз живой. И в соседних городах должны быть такие же ищущие театры, к тому же неизбежно малобюджетные. Мы, к сожалению, не развиваем, не воспитываем публику. А публика есть. На МХТ и на БДТ в Казани были аншлаги, хотя стоимость билетов доходила до 2 тысяч. Многим билеты не достались. - Посмотрите на оркестр Шутикова. Он обошел московский и петербургский оркестры. Как это произошло? Главное - был лидер, у него было свое видение. Личность творца в культуре многое определяет. - Сколько стоят гастроли оркестра Шутикова? - В черте Казани это сто тысяч рублей. - Оркестр, завоевавший Гран-при в Италии, можно заказать за три тысячи долларов? Им тогда, конечно, нужно из зарубежных гастролей не вылезать. Это цена крайне рядового исполнителя. Конечно, оркестр Шутикова на корпоратив не пригласишь. - Вы ошибаетесь, многие солидные организации хотели бы его послушать на своих мероприятиях. Что касается относительно низких расценок, во-первых, это в черте Казани, во-вторых, есть соотношение спроса, предложения, качества. Но и, конечно, кризис. Помню, в еще 2003 году были такие сметы, гениальный Фуат Мансуров как дирижер получал зарплату в 8 тысяч рублей, а уникальный музыкант симфонического оркестра получал три тысячи рублей в месяц. Я думаю, сто тысяч рублей за оркестр Шутикова в Казани – это реальные расценки. Это зависит и от реальных доходов зрителя. Сейчас стало легче, началось выделение грантов. Возникли президентские надбавки. Но нужно помнить, что гранты отпускаются под личности, под сильные коллективы. Сегодня мы живем только проектами. Было тысячелетие Казани, финансирование шло под этот проект. Сейчас Универсиада. И нужно затем уже иметь на подходе новый проект. И при этом свое начальство нужно еще убедить в необходимости реализации проекта. В этом году мы собираемся «Филармониаду» со знаменитостями провести. Она начнется с 7 декабря. 9 декабря у Шутикова будет очень сильный, «убойный» концерт. 10 декабря будет Казарновская. 11 декабря Файзрахманов закроет «Филармониаду», это будет концерт по теме проекта возрождения Булгар и Свияжска. Мы хотим восстановить престиж филармонии. Он в 90-х годах сильно девальвировался. Раньше кто только не ругал филармонию. Сегодня к нам отношение быстро меняется в лучшую сторону. Работать в филармонии становится интересно. Мы это и сами чувствуем, и ставим себе целью мировой уровень концертов. Нужно не бояться ставить перед собой амбициозные цели. Я это всегда подчеркиваю. - При таком небольшом зале вы можете работать реально на элитарном уровне. - Во всем мире средний класс - основа поддержки культуры. Сегодня билеты у нас очень сильно «играют». Средняя цена билета на «Филармониаде» - 1300 рублей. Мы сейчас активно работаем и с целевыми аудиториями – с детской аудиторией, с пенсионерами. Будет расти средний класс, будет расти и спрос на филармонические концерты. - Обычно у каждого московского театра имеется свой один крупный спонсор, так сказать генеральный спонсор. Вам нужно тоже иметь такого спонсора. - Почему стала сильной екатеринбургская филармония? Там председателем совета попечителей филармонии стал губернатор Россель. Уже в 2008 году у них бюджет был 168 миллионов рублей против наших на тот момент 27 миллионов рублей. Сейчас у них за 200 миллионов рублей, у нас около 40 миллионов. Большие деньги тратят на филармонию и в Башкортостане. - В Академии наук Башкортостана зарплата ученых, кстати, в полтора раза больше, чем в Академии наук Татарстана. Вы не сравнивали среднюю зарплату в Татарской филармонии и в Башкирской филармонии? - Нет, не сравнивали. Спасибо, нас ежесезонно мощно поддерживает «Таттрансгаз». Это отношение Кантюкова к культуре. Оркестр Шутикова, если вспомнить историю создания, начинал в «Ильдане» под крылом Евгения Богачева. Там их всего 17 человек было, назывался ансамбль «Родник». И вот во что это вылилось, заткнули за пояс московский и петербургский оркестры, вышли на европейский уровень. Сейчас все спонсоры в республике на спортивных клубах сосредоточились. Но нужно вспомнить и о культуре. - Нужно, видимо обратиться, к Рустаму Нургалиевичу, чтобы все было паритетно – спортивный клуб и плюс культурная организация. Тем более что культура у нас требует расходов гораздо меньше. Пусть даже культурная организация 20% от спортклуба. И то будет весьма прилично. - Об этом мы можем только мечтать. - Спасибо за интервью, думаю, что будем продолжать сотрудничество. Модернизация идет от культуры. Культурное общество неизбежно будет богатым, а вот общество, где культура не развивается, оно неизбежно будет деградировать, нищать.
Беседовал Рашит АХМЕТОВ.
Проголосовало: За - , против: . Общий рейтинг:
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «День Казани - новости, хроника событий», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru