День Казани - новости, хроника событий
На главную / | Новости Казани
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •   | Новости Казани

    В поисках «жареного»

    29.03.2011
    Источник информации: ТатПолит.ру
    Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2011-03-29/5669



    «Если копнуть глубоко, обязательно окажется, что нет на Земле хотя бы крохотного народа, который бы не назначил себе супостата…
    В России эту малопочетную обязанность возложили на татар».

    Александр Бушков.

    Как писала «ЗП» N42 (541), исследовательская группа с экспертом Центра евразийских и международных исследований Казанского государственного университета, заместителем председателя «Евразийского комитета» Р. Сулеймановым посетили несколько деревень Пестречинского района, где проживают крещеные татары. Предупреждение Иванова о неправильности смешения этнонимов «крещеные татары» и «кряшены», на мой взгляд, не имеет под собой никакой доказательной базы. Я уже писал о том, что само слово «кряшен» - и есть определенный глагол русского языка, означающий, что тот или иной человек крещен, т.е. над ним совершен обряд Крещения.

    Слово «кряшен» - всего-навсего искаженная под татарскую разговорную речь транскрипция глагола «крещен». По-татарски это действительно будет означать «чукынган».

    Смысл этого слова состоит в сравнении: при осенении себя крестным знамением они «клевали» поочередно в лоб, грудь и плечи троеперстием, напоминающим птичью голову. Слово «клюют» по-татарски означает «чукый», «поклеванный» означает «чукынган». Версия о том, что какая–то часть волжских булгар будто была крещена еще до 922 года, не более чем вымысел более поздних политиканов. Если бы в пределах Волжской Булгарии или Казанского ханства проживали православные татары, т.е. «кряшены», они непременно нашли бы способ проявить этот факт хотя бы каким- нибудь доносом на имя одного из православных князей, как это происходит в наши дни. Правда, как я понимаю, нынче за права и самобытность «кряшен» борется человек с татарской фамилией. Ему, на мой взгляд, не нужны ни сами «кряшены», ни другие народы, важно найти какую-нибудь группу населения, которую можно как–то противопоставить, настроить на негативный лад в отношении Республики Татарстан, в отношении его научных и общественных институтов.

    Вероятно, Александр Гельевич Дугин торопит Сулейманова, чтобы шибко не увлекался проведением длительных и мало результативных исследований, на его взгляд, не тянул время – пора действовать. В статье Сулейманова есть такие строки: «Кряшены-антитатаристы считают, что ведут свое происхождение от волжских булгар, вопреки официальной исторической версии Казанского кремля, не пожелавших принимать ислам в 922 году». Мне кажется, Казанскому кремлю не так важно, как думают об этом политические авантюристы. Но, чтобы распространять христианство, нужны были письменность и определенные знания. Откуда было им взяться, если алфавит для «кряшенского молитвенника» на базе русской кириллицы разработал сам Ильминский? Он писал весьма откровенно и доходчиво, что «…обрусение инородцев и совершенное слияние их с русскими и по вере, и по языку - вот конечная цель, к которой должна стремиться система инородческого образования в крае…», «сущность инородческого обучения очень простая. Все дело в том, что инородческим детям уроки рассказываются и объясняются на их родном языке».

    После принудительного перевода татар на кириллицу все татары независимо от религиозной принадлежности могли читать любые публикации на татарском языке. Попытка отмежеваться от татар, на мой взгляд, может быть вызвана подсознательным нежеланием «крещеных» помнить и переживать трагические унизительные периоды истории после разрушения Московией Казанского ханства. Тем более что учебники по истории России, что для школ, что для вузов фактически составлены, основываясь на вымышленных материалах о зверствах татар на русской земле. Именно на таких антинаучных измышлениях продолжается формирование мировоззрения одного поколения за другим в течение столетий. Чего стоит описание причины и подробностей казни рязанского князя Романа и «организации» убийства Михаила Черниговского на территории ставки хана Золотой Орды.

    Не только факты ущемления прав «кряшен», приведенные Сулеймановым, но и сведения о национальной принадлежности Героя Советского Союза Петра Гаврилова недостоверны, высосаны из пальца. Судя по воспоминаниям, Петр Гаврилов считал себя татарином и знал время крещения своих предков. Об этом в недавнем прошлом была опубликована довольно доступная для понимания статья в одном из номеров «ЗП». Это можно понять и по его мемуарам. Вообще, об идентичности татарского и «кряшенского» языков довольно подробно было написано в статье «Синдром империализма» в «ЗП» N13 (512). Отвергая замечание о. Дмитрия о недовольстве татар по поводу «башкиризации», скажу, что татары не желают, чтобы их искусственно причисляли к башкирам, потому что у них разный этногенез. Башкиры, как считают историки, не что иное, как отатарившиеся в составе империи Чингисхана остяки (иштяки), которые относились к финно-угорским племенам, а татары сформировались из древних татар, которые впоследствии были слиты с булгарами и кипчаками, близкими к ним по языку и культуре. По этой причине о. Дмитрию (Сизову) можно только посоветовать, чтобы глубже изучал историю своего народа по разным источникам.

    Если верить Сулейманову, «отец Дмитрий уверен, что в условиях обрусения кряшен православие на родном языке – это единственный вариант для сохранения нации». Хоть стой, хоть падай. Я же не зря привел цитату Николая Ильминского о «сущности инородческого обучения», портреты которого у кряшен «почитаются наравне с иконами». Такое обучение и было предпринято колониальными властями для объединения разноплеменных народностей… «в единую нацию по принципу единообразия в языке и внешней культуре». И кряшенский молитвенник, составленный, вероятно, таким же просветителем, как он, наспех для переходного этапа процесса русификации. Степень перегруженности этого молитвенника «…арабизмами, как современный татарский» Сулейманов обнаружит при исследовании этой книжки со словарем академика Мирзы Махмутова. Кроме того, сколько времени из своей жизни человек проводит в церкви? При этом прихожане в церкви стоя слушают попа и по его примеру крестятся. Для этого достаточно знания русского языка на уровне понимания разговорной речи.

    Поэтому правы те, которые советуют обходиться имеющимися православными церквями, не разделяя их на русские и кряшенские. Есть православная церковь – добро пожаловать. В некоторых мечетях, например, из-за прибытия на пятничный намаз мусульман нескольких национальностей некоторые муллы произносят проповеди на русском языке, хотя это звучит не совсем естественно, но при желании можно понимать суть сказанного. Но мусульманин любой национальности при совершении намаза суры из Корана произносит наизусть на арабском. Проповедь в исламе не является основной частью ритуала поклонения Аллаху. Вместе с тем без знания 6 - 7 сур из Корана на арабском языке и соответствующей подготовки совершать намаз невозможно, хотя слушая внимательно имама и повторяя его движения при намазе, можно поклоняться Всевышнему, постепенно приобщаясь к мусульманской умме. Одним словом, чисто кряшенская церковь не спасет от русификации. Да и крестили ведь не ради сохранения «кряшенского языка», но для достижения «единообразия в языке и внешней культуре». Далее Сулейманов пишет, ссылаясь на мнение о. Дмитрия: «…религиозность среди кряшен носит «инертный характер. Например, когда в Кряш–Серде построили церковь, то не знали, где взять священника (Казанская епархия МП РПЦ не занимается этой проблемой. - прим. ИА REGNUM Новости), и долго решали, как быть». Здесь, видимо, имеется в виду священник, владеющий татарским языком и умеющий вести проповедь по кряшенскому молитвеннику. Да уж.

    Как видно через СМИ, нынче у руководства РПЦ есть дела куда важнее. Надо в лоно церкви вернуть ценности, движимое и недвижимое имущество, огромные земельные угодья, изъятые светским государством, включая периоды правления царей Алексея Михайловича и Петра I, для нужд войны, «народного» хозяйства и культуры, например, под музеи. Кроме того, предстоит увеличить количество церквей от 15 тыс. нынешних до 30 тысяч, чтобы они были в шаговой доступности. Есть непроверенная информация о том, что на восстановление Соловецкого монастыря из бюджета государства правительство РФ собирается выделить 15,5 млрд. рублей. На восстановление Тобольского кремля – 3,5 млрд. руб., хотя согласно п. 2 ст. 14 Конституции РФ церковь отделена от государства. Что интересно, все имущество Русской православной церкви передается безвозмездно на бессрочное пользование, т.е., как считают музейщики, расходы на ремонт зданий и сооружений будет нести государство. Хотя, как известно, во все царские времена церкви строились за счет государства.

    Видимо, кряшенские религиозные активисты думают, что и мечети строились за счет государственных средств. Иначе как понять стенание некоторых из них по отсутствию церквей в адрес районного и республиканского руководства? Если бы они знали свою историю, не выдуманную, а научную, то помнили бы, как царские власти с подачи РПЦ своими указами методично и регулярно разрушали сотнями мечети.
    Обращает на себя еще один абзац публикации Сулейманова под названием «Кряшенская деревня», на мой взгляд, весьма неприглядный, где написано: «Кстати, кряшены никогда не выступали за переход языка на латиницу. В домах нам демонстрировали старые письма 1930-х годов, когда кряшены еще писали кириллицей, а в Татарстане был уже введен яналиф (латинизированный татарский алфавит. – прим. ИА REGNUM Новости)». Что же делать? Наверно, обратиться к руководству РПЦ и президенту РФ, чтобы им вручили медаль за преданность. Так, моя бабушка и в тридцатые, и в пятидесятые годы прошлого столетия все письма писала только на арабской графике. Что, по этой причине ее относить к арабскому этносу? Поскольку таких было довольно много, может быть, их надо было отнести к отдельному от татарского народа этносу, назвав, например, «мусульманами»?

    При всем неуважительном отношении к чиновничеству любого уровня считаю необходимым отметить достойность и предметность суждений «официальных кряшен», как их именует Сулейманов, при встрече с «исследовательской группой». Не получился сбор жареных фактов о «нарушении прав кряшен» в Татарстане. Оказалось, что руководство Пестречинского района и лидеры деревень, озабоченные в большей части социальными проблемами, не видят ни культурной, ни религиозной дискриминации кряшен ввиду фактического отсутствия факта ущемления их интересов.

    Отпрыску генерала ГРУ Дугину, разработавшему программу раздела Мира на четыре «пояса», в одном из которых, в «Евразийском континентальном поясе», будут править из Москвы, возможно, годится и такое «исследование», чтобы как-то идейно-политически обосновать ненужность национальных республик. Тем более Раис и Яна в последние годы собрали много другого материала в виде интервью или репортажей, а наши общественные деятели им изливали мысли, наверно, чтобы хоть как-то быть услышанными. Согласно непроверенной информации А.Г. Дугин, получив при странных обстоятельствах диплом инженера-мелиоратора Новочеркасского инженерно-мелиоративного института, нынче уже зовется профессором МГУ. Возможно, сыграли свою роль отцовские связи в российских влиятельных кругах. Правда, и элитное происхождение, видимо, не помогло, когда его исключили со второго курса МАИ за неуспеваемость. Или он действительно возомнил себя мессией, рожденным для преобразования Мира. Когда читаешь об источниках финансирования деятельности Международного «Евразийского движения» и о занимаемых должностях председателя Евразийского комитета, невольно возникает мысль, что бредовые идеи Александра Гельевича импонируют российским властям.

    Известно, что филиалы и региональные комитеты «Евразийкого движения» действуют в 50 субъектах РФ. Иначе власти давно начали бы его преследовать за создание и деятельность общественного объединения, направленного на изменение основ конституционного строя, как это они делают, например, с людьми, именуемыми «Хиз бут-Тахрир», будто бы за их программные цели образования «халифата». Конечно, в обоих случаях не уточняется отсутствие насильственности действий для достижения цели, как это детализировано в п. 5 ст. 13 Конституции РФ. Согласно программным материалам «Евразийской миссии»: «Реальных геополитических полюсов, способных отстоять свою геополитическую, стратегическую, экономическую и цивилизационную идентичность, в евразийской модели мира должно быть не менее четырех».

    Однако «мессия», видимо, забывает, что когда ему было чуть больше четырех лет, т.е. 19 декабря 1966 года Генеральная ассамблея ООН приняла Международный пакт о гражданских и политических правах. Согласно статьи 1 части I этого Пакта «1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. <…>. 3.Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями, должны, в соответствии с положениями устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право». Кроме того, в ст. 15 Конституции написано: «4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

    На этом основании сама программа «Евразийского движения», предусматривающая разделение Мира на пресловутые дугинские «четыре вертикальных пояса» и «большие пространства», фактически подлежащие управлению нескольких государств или группы государств, противоречит как Конституции РФ, так и нормам международного права. Кому нужен такой «многополярный Мир»? Огорчает, конечно, что филиал этого, на мой взгляд, суперреакционного движения работает под прикрытием Казанского государственного университета.

    Фаик ТАДЖИ.
    3.12.2010 г.




    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»