На главную / | Новости Казани |
|
Историк Дамир Исхаков об Искандере Измайлове29.03.2011Источник информации: Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2011-03-29/5665 Есть люди, к которым невозможно быть равнодушными, – их или уважают и любят, либо люто ненавидят. Люди, знакомясь с ними, быстро становятся или первыми, или вторыми. Но и для них не существует середины. Искандер Измайлов, с которым я длительное время сотрудничаю, относится именно к таким людям. Он уважает и любит своих друзей, с ним можно отправиться хоть в археологическую экспедицию, хоть провести научную дискуссию, а то пойти на вечеринку. С ним можно говорить обо всем – от истории до футбола, от политики до компьютерных игр. И можно быть уверенным, что он не разболтает чужих секретов или будет говорить о тебе за твоей спиной. Зато может при случае прикрыть спину и выступить в защиту друга, когда некоторые предпочли бы отмолчаться. Тем более что он почти лишен страха и чувства самосохранения. Любимая его поговорка: «Егет булса – ут булсын, булмаса – юк булсын», девиз: «De omnibus dubitandum» («Подвергай все сомнению»). Он всегда взрыв и стихийное бедствие, при этом любит и умеет говорить, и часто делает это остроумно и с едким сарказмом, он бывает несносен, и поэтому его так уважают друзья и ненавидят враги. Впрочем, есть за что. Если прибавить к этому то, что он иногда пишет острые статьи в газеты, вызывающие приступ смеха у одних и бессильную ярость других, то портрет человека, готового на всякий час, будет почти завершен. Но при этом он еще и историк милостью Божией… Предки его происходят из разных районов Татарстана. Со стороны отца: дедушка родом из аула Новое Ибрайкино Аксубаевского района, а бабушка – из аула Старый Баран Спасского района. Со стороны матери – из аула Нурлат Зеленодольского района и из аула Верхний Семит Сабинского района. У всех была нелегкая и даже трагичная судьба, подобная многим в советское время. У одних – преследования за религиозные убеждения, голод 1921 года, раскулачивание, несправедливое обвинение и последовавшие суд, советский концлагерь и ссылка. У других – участие в социалистическом строительстве, глубокая вера в коммунистические идеалы, вплоть до смены фамилии (по отцовской линии – фамилия Шайхутдиновы и имена детей – Лерун («Ленин - руководитель народа») и Энгельсина (производное от фамилии Ф. Энгельса), война и тяжелое ранение, работа в гостинице «Казань» и безвременная кончина. Тем не менее родители сумели сохранить татарские корни и яркое самосознание и передать его детям, а те своим внукам. С самого детства Искандер, по его рассказам, много, «запоем» читал: приключения, фантастику, книги о путешествиях, но любимыми его книгами были все же исторические романы и повести, особенно трилогия В. Яна о монголах, в которых он находил осколки исторической правды об истории своего народа, отсутствовавшей в учебниках истории. Нечего и говорить, что очень скоро школьная библиотека стала слишком мала для любознательного подростка. Следующей жертвой пали областная детская и взрослая библиотеки. Говорят, что однажды библиотекари, не поверив, что юноша может осилить довольно большую стопку книг за неделю, устроили ему экзамен, но вскоре убедились, что он действительно все это прочитал. В круг чтения входили в основном исторические романы, книги о путешествиях и дальних странах. Надо сказать, что история, имея приоритет в увлечениях, не была единственной его музой. Довольно серьезно он занимался физикой и химией, выступая на городских и областных олимпиадах. В седьмом классе на олимпиаде по физике он завоевал третье место на городской и первое – на областной, а в десятом – третье на областной олимпиаде. Серьезное испытание увлечение историей испытало в девятом классе, когда после завоевания четвертого места на областной химической олимпиаде его приглашали в Новосибирский академгородок для учебы в спецшколе и усиленной подготовки к поступлению на химфак НГУ. Однако жажда открывать историю своего народа оказалась сильнее, и во многом сказалось и влияние родителей, и особенно отца. На его выбор специальности огромное влияние оказало знакомство с профессором, членом-корреспондентом АН СССР Николаем Николаевичем Диковым – прекрасным археологом, историком и великолепным рассказчиком. По словам Искандера, ему особенно запомнилась первая встреча. Невысокий худощавый человек с аристократическими манерами и интеллигентным говором стал расспрашивать об увлечениях. Когда он узнал, что мальчик интересуется историей тюрков, он начал рассказывать, что начинал свою карьеру на раскопках Иволгинского городища древних хунну, что ранее область его интересов лежала в области бронзового века Монголии. Потом пошли рассказы об А.Н. Бернштаме и Л.Н. Гумилеве, а затем он неожиданно подарил книгу Л.Н. Гумилева «Хунну» со своей дарственной надписью и пожеланием успехов. С этого времени, можно сказать, определился научный интерес будущего археолога и историка – все научные и научно-популярные книги по истории Евразии и археологии, какие только можно было достать, он выискивал и читал. Одновременно в 14 лет он начал заниматься в археологическом кружке. Сначала им руководил сам Николай Николаевич, который умел живо и поэтично рассказывать об археологии Колымы и Чукотки, Берингийском мосте и заселении Америки. Позже с учениками работала Рита Александровна Кирьяк (Дикова), которая и вывозила на экскурсии-разведки в окрестности Магадана. Весной 1975 года состоялись первые в его жизни археологические раскопки. Все было очень интересно, но Искандера манила история тюрок и татар. Интерес юноши вызвал уважение и у заведующей библиотекой института, и она часто разрешала ему самому выбирать книги в хранилище исторической литературы, и он часами лазил по полкам, раскрывая десятки книг, читая отдельные главы и сравнивая прочитанное. Большое влияние на формирование его как историка татар и тюрок оказали книги Л.Н. Гумилева «Хунну», которая была ему подарена Н.Н. Диковым и до сих пор хранится в его личной библиотеке, «Древние тюрки», раскрывшая целый мир тюркской истории, «Открытие Хазарии», показавшая романтику археологических поисков и трудных открытий и наконец «В поисках вымышленного царства», где излагались взгляды на личность Чингисхана, совсем не похожие на скупые строчки параграфов школьных учебников. Прошли годы, и блеск мысли великого тюрколога для него несколько померк, уже не кажутся открытиями многие догадки автора, а многие гипотезы представляются вообще ложными, но острота восприятия проблем, поражающие воображение ясность и занимательность изложения остались. Было много других книг, тихий и беззвучный разговор с авторами которых многому учил и будил мысль, рождал стремление проверять и перепроверять заинтересовавшую мысль. В следующем году, можно сказать, определился круг его интересов – история татар. Пересмотрев весь каталог научной библиотеки СВКНИИ, он нашел только одну книгу, посвященную татарам. Это оказался том «Татары Среднего Поволжья и Приуралья» (М., 1967). За то, что этот том оказался в Магадане, – отдельное спасибо сотрудникам библиотеки. С этого дня наука потеряла археолога Северо-Востока Азии, но Татарстан обрел поклонника на всю его жизнь. Особое недоумение вызывало у юноши то, что целые тома авторы посвящали различным народам мира, но для татар не нашлось достойных авторов. Но еще больше задевало то, что об этой истории так мало книг, а те, которые есть, скорее вызывают сомнения, нежели разрешают их. И он дал себе слово изменить эту ситуацию, насколько это будет в его силах. Будет неверным сказать, что в это время его увлекала только учеба – с 1974 года он постоянно занимался борьбой самбо и показывал хорошие результаты, несколько раз становясь вторым призером городских и областных соревнований, а в 1978 году – победителем областного первенства. Тогда же ему был присвоен первый разряд по самбо. Спорт, как ничто другое, помогал закалить волю и характер, научил бороться «через не могу» до конца, до победы. Ближе к концу школы к нему пришла полная уверенность, что он хочет стать археологом. Но вместе с тем приходило осознание того, что надо раскрывать историю не чукчей и эвенов, а татар. Поэтому он настоял, чтобы родители послали его на раскопки в Казань. Здесь судьба свела его с другим прекрасным археологом – профессором Альфредом Хасановичем Халиковым, и эта встреча перевернула всю его жизнь. Первая их встреча состоялась у раскопа в Казанском кремле, где после краткой беседы Альфред Хасанович предложил поехать на раскопки в Биляр. Так и случилось. Все лето 1977 года Искандер проработал в составе экспедиции на раскопках Билярского городища, познакомившись со студентами и научными сотрудниками, со многими из которых продолжает дружить и теперь. Рафинад Шарифуллин и Гамирзян Давлетшин были первыми его непосредственными начальниками и наставниками в суровых археологических буднях и до сегодняшнего дня остаются добрыми друзьями. Уже в самом конце сезона Альфред Хасанович вызвал его к себе в «шефский» дом и, немного поговорив об исторических взглядах, предложил на будущий год приехать для поступления в Казанский университет. Тогда же впервые Искандер сказал, что собирается заниматься военной историей татар и их предков. Умудренный опытом профессор не стал его разубеждать и даже сказал, какую литературу следует прочитать в первую очередь. В Магадан он уехал окрыленным и стал готовиться к поступлению. С 1978 по 1983 год – студент историко-филологического факультета (в 1982 году его разделят на два факультета, и закончит он уже истфак) Казанского университета. Став студентом, сразу же явился в кабинет археологии к профессору А.Х. Халикову в только что открытом для студентов втором «гуманитарном» корпусе и сообщил, что готов приступить к реализации своей научной темы. Однако Альфред Хасанович предложил вначале не спешить и помочь заведующей музеем Светлане Валиуллиной в оформлении музея. Почти год длились работы по созданию одного из лучших учебных музеев археологии. В ходе этой работы легче устанавливать дружеские отношения и разглядеть кто на что способен. Скоро он стал своим и для старых кружковцев и для сотрудников. Со Светланой Игоревной же завязалась искренняя дружба, которая прошла испытание временем. Потянулись счастливые дни, месяцы и годы учебы, полные открытий и систематизации знаний, почерпнутых из различных книг. С самого первого года студент Измайлов начал писать доклады и выступать на Урало-Поволжской археологической конференции. Первой темой стали топоры волжских булгар из коллекции университета. Доклад был не самый лучший, но и первокурсники не часто сразу же включаются в научную работу, без боязни докладывая о своих открытиях. В дальнейшем были и другие студенческие конференции и встречи со сверстниками и старшими товарищами. Студенческая археологическая дружба навсегда связала Искандера со многими коллегами, ныне ведущими археологами региона Андреем Белавиным, Сергеем Зубовым, Алексеем Богачевым, Сергеем Боталовым, Валерием Гришаковым, Юрием Зеленеевым, Сашей Ивановым, Володей Овчинниковым, Юрием Семыкиным, Димой Сташенковым, Мишей Цыбиным и многими, многими другими. Потом были выезды в Москву для участия во Всесоюзной студенческой конференции, где участники имели счастье слушать лекции и общаться с В.Л. Яниным, Г.А. Федоровым-Давыдовым, Д.А. Авдусиным. Это была серьезная проверка знаний и умений при широкой, часто нелояльной аудитории. Весьма полезная и необходимая школа. Учеба на истфаке давалась Искандеру довольно легко. Историю он любил, хотя некоторые сопутствующие предметы – история КПСС, научный коммунизм и им подобные не входили в число его приоритетов. Тем не менее сдавал все экзамены он блестяще и за все время учебы получил всего две четверки (по этнографии и истории СССР). Со второго курса он регулярно получал повышенную стипендию за успехи в учебе и тогда же перешел на индивидуальный план учебы, специализируясь на археологии. Обычно это были вводные лекции А.Х. Халикова по узловым проблемам различных археологических эпох и периодов, а также утверждение списка необходимой литературы. По мере чтения у студента возникали вопросы, которые обсуждались на консультациях с научным руководителем. Это была в некоторой степени европейская система, хотя ее сложность состояла в том, что студент осваивал материал самостоятельно. Каждый курс венчал зачет, а на пятом курсе – экзамен. Кроме обычного для любого вуза гуманитарного профиля курса археологии, Альфред Хасанович читал еще особый курс, который долгое время являлся уникальным достижением Казанского университета – «этногенез народов Поволжья и Приуралья». Это был не просто цикл лекций о народах Волго-Уральского региона – это был синтетический курс, который объединял в себе археологию, этнологию и историческую лингвистику. Автор не просто читал лекции, он творил на каждой из них, дискутировал, приводил аргументы, вводил новые и новейшие данные. Это был один из самых интересных и запоминающихся курсов лекций. Можно сказать прямо, сама теория этногенеза, выдвинутая А.Х. Халиковым, не выдержала проверку временем, но, чтобы это поняли мы, он должен был набраться смелости ее создать. Поэтому можно прямо сказать, целое поколение учеников Халикова всегда имело довольно цельный, концептуальный взгляд на историю народов Поволжья и Приуралья, далекий от узконационалистических и локально-местечковых представлений. Альфред Хасанович и сам всегда за отдельными деревьями фактов видел лес общей теории происхождения народов и своим ученикам прививал подобную культуру. В этом непреходящее значение и влияние этого прекрасного ученого, великолепного педагога и строгого учителя. Он являлся ярчайшей звездой из университетского созвездия. Во многом развитию интереса Искандера к прошлому способствовали блестящие лекции целой плеяды прекрасных лекторов и преподавателей. Особенно выразительными и запоминающимися стали для него лекции А.С. Шофмана, В.Д. Жигунина, Е.П. Бусыгина, И.М. Ионенко, Р.И. Нафигова, Г.Н. Вульфсона, А.В. Сергеева, И.Р. Тагирова, С.И. Даишева, М.Б. Садыкова и других. Занимался он и общественной работой, будучи членом комитета комсомола курса и ответственным за проведение добровольных народных дружин на курсе, а потом стал членом контрольной комиссии при комитете комсомола КГУ. Все время учебы в университете Альфред Хасанович упорно не желал давать Искандеру тему по истории вооружения булгар. Четыре года подряд он писал курсовые работы по типологии и хронологии топоров. Хотя это и вызывало его раздражение, но научный руководитель, видимо, был прав. Приступить к такой сложной и многоаспектной теме, как история оружия, можно было, только научившись выстраивать систематизацию и типологию различных категорий предметов, выявляя их относительную и абсолютную хронологию. Опробовав эту методику до совершенства, Искандер добился желаемого и уже на четвертом курсе приступил к изучению непосредственно оружия булгар. Надо сказать, что материал им был уже в значительной мере собран, но все же потребовались значительные усилия для его изучения и систематизации. Но наука и состоит в получении достоверных выводов из довольно недостоверного материала. Между тем лекции и научная работа в кружке не исчерпывали учебный план. Еще более важным и ответственным делом для каждого археолога является полевой сезон. Обычно он начинался в мае с небольших разведок и выездов в окрестности Казани – на городища Казанка I и II, на Макарьевское городище или устье Свияги. После сдачи экзаменов следовали полноценные экспедиции. В экспедициях бывало всякое: и грустное, и смешное. Но находилось время и для серьезных дел. Именно в Армиевской экспедиции 1981 года Искандер встретил и полюбил студентку первого курса Светлану, которая через два года стала его женой, а затем матерью его двоих сыновей – Бахтияра и Рустама. При всей убогости нашей жизни советские годы имели и массу достоинств. Например, можно было на студенческую стипендию выехать в Москву и Ленинград. Во время таких поездок Искандер познакомился с целым рядом археологов и этнологов – П.П. Хлобыстиным, А.В. Гадло, Д.Г. Савиновым, Г.Н. Грачевой и музейщиками из Эрмитажа И.П. Засецкой, М.Г. Крамаровским, Е. И. Оятевой и другими, чьи советы и помощь в изучении коллекций была просто неоценимой. Особенно следует отметить его встречу в 1980 году с Анатолием Николаевичем Кирпичниковым, который с интересом выслушал молодого коллегу. Узнав, что его методика работы с предметами вооружения получила развитие в Казани, а его выводы подкрепляются материалами булгарской археологии, он проникся симпатией и подарил свою книгу. Встреча и долгая беседа стали началом большой дружбы, которая позволяет Искандеру с согласия Анатолия Николаевича считать себя его учеником. В один из таких приездов Искандер прослушал лекцию Кирпичникова в Ленинградском университете о раскопках в Старой Ладоге и загорелся желанием поучаствовать в них. Желание это исполнилось только через двадцать лет, когда Искандер целый месяц провел, работая в Староладожской экспедиции. Как ни счастливы были студенческие годы, но и они закончились. Пришло время писать диплом, который Искандер посвятил вооружению и военному делу ранних булгар. Работа была в основном построена на материалах целого ряда могильников VIII - X веков и содержала систематизацию предметов вооружения, а также реконструкцию военной организации и военного искусства. После некоторых дискуссий научный руководитель одобрил работу, и она была вынесена на государственную экзаменационную комиссию. На этом заседании против ее выводов и самой методики выступил рецензент Евгений Петрович Казаков. Работу спас Александр Васильевич Сергеев, который неожиданно довольно веско выступил в защиту дипломника и настоял, чтобы работу оценили на «отлично». После серьезных и долгих разговоров с Альфредом Хасановичем Искандер был рекомендован в аспирантуру. Разговоры эти касались темы исследования и возможности поступить в аспирантуру к А.Н. Кирпичникову. Однако Альфред Хасанович настоял, чтобы он поступал именно к нему. После отличной сдачи вступительных экзаменов в октябре 1983 года он был зачислен в аспирантуру отдела археологии и этнографии ИЯЛИ КФАН СССР. Темой была избрана проблема развития вооружения и военного дела. Споры вокруг темы начались уже на заседании ученого совета ИЯЛИ, во время которого когорта старых и заслуженных историков–ветеранов войны потребовала изменить тему, поскольку татары и их предки всегда, дескать, были мирными людьми и чужды всякой воинственности. Факт довольно примечательный для истории нашей науки. После долгих споров тема была все же утверждена. Понеслись счастливые аспирантские годы: сбор материалов по теме, сдача экзаменов, написание статей, выезды в экспедиции. Три года пролетели довольно быстро. К концу аспирантуры работа была подготовлена и обсуждена, но проблема была в том, что защищаться по археологии можно было только в Москве или Ленинграде. В 1986 году Искандер выступил с докладом об основных положениях своей работы на заседании сектора славяно-финской археологии ЛОИА АН СССР и получил благожелательные отзывы и замечания. Кандидатские экзамены группа археологов из Казани – Ф.Ш. Хузин, В.Н. Марков, М.М. Кавеев и И.Л. Измайлов – сдавала в Институте археологии АН СССР в Москве довольно представительной комиссии во главе с В.П. Шиловым, а в состав комиссии входили С.А. Плетнева, В.П. Даркевич и другие. Вопреки разговорам, что подобная комиссия «утопит» казанцев, ничего подобного не произошло. Все отвечали на билеты и дополнительные вопросы удачно. Теперь предстояло пройти через горнило предзащиты и защиты. Предзащита состоялась на заседании сектора славяно-финской археологии ЛОИА в апреле 1988 года и получила положительные отзывы со стороны рецензентов – К.В. Павловой и П.А. Раппопорта и рекомендована к защите при устранении указанных недочетов и замечаний. Предполагалось, что на будущий год можно будет выходить на защиту. Однако в эти планы вмещались политические события в стране. В это время Искандер стал научным сотрудником отдела археологии. Кроме обычных исследований под руководством А.Х. Халикова в Пензенской области (Армиевский и Серго-Поливановский могильники) (1986 - 87), Билярском городище и Большетиганском могильнике (1983 - 85), были еще длительные экспедиции по маршруту Болгар-Киев (1989) и раскопки на месте будущей станции метро «Кремлевская» (1988). Начал он самостоятельные полевые и научные исследования – серия полевых исследований в районе Спасского (Старокуйбышевского) комплекса памятников (1987 - 1991), на Богдашкинском городище (1988 - 1993). Неоднократно совершались исследования в рамках создания «Археологической карты Татарстана» и Свода памятников истории и культуры в районы Западного Закамья, Предволжья и Юго-Востока Татарстана. Научные изыскания Искандера также привели к интересным открытиям. В 1988 году он совместно с А.Н. Кирпичниковым осуществил расчистку двух мечей, хранившихся в фондах НМ РТ, что выявило на них клейма франкских мастеров. Дальнейший поиск привел его к новому взгляду на интересную проблему русов в Поволжье, скандинаво-булгарских контактов и функционирования Великого Волжского пути. Систематизация и обобщение предметов вооружения позволили ему поставить и решить целый ряд проблем истории военно-социальной организации Волжской Булгарии, военной истории и военного искусства. В эти годы он активно печатается в различных журналах с серьезными аналитическими статьями о взятии Казани и имперской идеологии, о постановлении 1944 года, о судьбе правителя Золотой Орды Идегея. К этому времени Искандер имел значительную общественную нагрузку: являлся секретарем комсомольской организации, членом Ассоциации молодых ученых и членом ученого совета института. Развернувшаяся в стране политика «перестройки» и «гласности» дала надежду на возможность полноценного изучения истории татар без «белых пятен» и искажений. Но по мере убыстрения политических процессов стали усиливаться и весьма негативные явления: инфляция, задержки с выплатой зарплаты и выталкивание ученых на грань нищеты. Понятно, что ни о каких командировках в Ленинград и Москву и речи не было. Дело доходило до того, что в институте невозможно было отпечатать работу, поскольку элементарно отсутствовала бумага. Наша встреча с Искандером состоялась в 1985 году, и уже первые беседы, обсуждения и споры показали, что по многим кардинальным проблемам мы единомышленники. С тех пор прошло уже четверть века, но мы остаемся друзьями, хотя бывали у нас и весьма серьезные дискуссии. Вместе мы пережили взлеты и унижения, наветы врагов и победные фанфары, не по всем вопросам мы едины во мнениях. Но, вероятно, это и есть самая лучшая формула нашей дружбы – мы знаем все недостатки друг друга, но при этом сохраняем добрые комплиментарные отношения. В те годы мы постепенно пришли к мысли, что без изучения истории Золотой Орды невозможно написать правдивую историю татарского народа, но на пути решения этой задачи стояла непроходимая преграда – печально знаменитое постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года, которое прямо и косвенно запрещало это, а на страже его стояли не только партийные идеологи, но и свои же коллеги ученые, всю свою жизнь развивавшие булгарскую теорию происхождения татар. Для того чтобы сдвинуть всю эту глыбу, требовалось, как в Дантовом аду, «чтобы душа была тверда, а страх не должен подавать советов». Первой совместной публикацией стала статья в газете «Татар иле» о «черном постановлении» и идеологическом геноциде татар. Написанная примерно за год до этого, она лежала в редакции, терзаемая редакторами, пока не грянул мятеж ГКЧП, и советская власть не приказала долго жить, а вместе с ней и ее запреты. Статья вышла осенью 1991 года и имела оглушающий успех. Впервые кто-то осмелился прямо сказать о «наследии мрачных времен» и поднять голос за пересмотр прежних исторических схем. Многим это очень не понравилось. Обидно, что это вызвало раздражение и резкое неприятие со стороны А.Х. Халикова, который со мной перестал здороваться, а Искандера просто игнорировал, хотя он являлся научным сотрудником его отдела. Следующим актом научного неповиновения начальству стало проведение в мае 1991 года семинара об истории и культуре Золотой Орды, который вызвал значительный общественный резонанс, а в научном сообществе Казани произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Хуже стало, когда от простого игнорирования дирекция ИЯЛИ перешла к прямому давлению на строптивых сотрудников. Апогеем стали для кого-то выговоры, а для Измайлова – увольнение. Руководство республики, заняв в конце концов мудрую позицию, решило разделить ИЯЛИ и создать новый Институт истории, позволив историкам самим определять, что и как им изучать. Успешное развитие нового института показывает, чего может достичь наука при поддержке и невмешательстве политиков в научные дела. Правда, в последнее время у некоторых начальников от науки опять растет желание командовать строптивыми историками, но это мы уже проходили, и итог всего этого слишком хорошо известен. После ухода из ИЯЛИ Искандер проработал в Институте татарской энциклопедии, курируя и редактируя несколько разделов: археологии и этнографии, средневековой истории. Он являлся редактором и составителем «Энциклопедического словаря» и других изданий. Сотрудничество с энциклопедией продолжается до сих пор. Искандер является автором более чем 250 статей в уже вышедших в свет четырех томах «Татарской энциклопедии» и готовит статьи для следующих. Опыт энциклопедической работы был использован им при подготовке проекта «Альметьевской энциклопедии» и подготовке статей для ее издания. К сожалению, этот проект так и остался нереализованным. Как ни трудно было ученым в те годы, но Искандер при поддержке и помощи академика Индуса Тагирова защитил кандидатскую диссертацию (1996) в диссертационном совете истфака КГУ. В качестве оппонентов у него выступили Миркасым Усманов и Рафаэль Валеев. Тон всем выступлениям задал профессор Усманов, который сказал, что предполагал, что соискатель будет защищать докторскую диссертацию и, что эта работа вполне достойна и этой степени. При одном голосе «против» совет проголосовал за присуждение автору степени кандидата исторических наук. Можно сказать, что это были весьма плодотворные для Искандера и исторической науки годы. Благодаря поддержке мэрии Казани были проведены крупнейшие международные конференции в рамках научной подготовки тысячелетия Казани (1999 - 2005), организованы международные форумы по изучению и развитию Великого Волжского пути (2001 - 2004), которые подняли казанскую науку на высокий международный уровень. Искандер стал активным участником всех научных мероприятий, и наградой за этот труд стала медаль «1000-летие Казани», врученная, как и ряду других активных участников, 30 августа 2005 года самим мэром Казани К.Ш. Исхаковым. За время работы Искандером Измайловым было подготовлено 14 книг (в том числе 7 монографий), 65 статей в коллективных монографиях, а также 486 научных, научно-популярных статей и рецензий, а также значительное количество выступлений в средствах массовой информации и на различных «круглых столах». Смело можно сказать, что наши с ним труды, где предложена новая теория этнической истории татарского народа, имеет характер новой научной парадигмы и на сегодняшний день является наиболее логичной и непротиворечивой. Фактически эта концепция и изложенная на ее основе древняя и средневековая история татарского народа стала новым словом в развитии всей исторической науки Татарстана. Она стала основой целого ряда обобщающих новейших исследований по истории и культуре татарского народа: «Татары» (М.: Наука, 2001), «Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность» (Казань, 2001; 2-е изд. – 2006); «Tartarica / Атлас» (Казань-Москва-Санкт-Петербург: Изд-во «ДИК, 2006), «Тартарика. Этнография» (Казань-М.: Феория. ДИК, 2008), «История татар с древнейших времен. Т. II. Волжская Булгария и Великая Степь» (Казань, 2006); «История татар с древнейших времен. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XII – середина XV» (Казань, 2009); «Очерки истории исламской цивилизации. В 2-х т.» (М.: РОССПЭН, 2008), «Tatar history and civilization» (Istanbul, 2010) и еще ряда других. Во всех этих изданиях есть толика, а в некоторых и значительная доля научного труда и таланта Искандера Измайлова. В течение многих лет Искандер работал в области педагогики. Он один из первых в республике предложил для журнала «Татарстан» тесты по курсу истории Татарстана и татарского народа. Он является автором двух учебников для средней школы и учебного пособия (изданных на русском и татарском языках). Книга для чтения по истории Волжской Булгарии стала настоящей настольной книгой для целого поколения детей и взрослых. В настоящее время нами совместно разрабатывается вузовский учебник по средневековой истории татарского народа. В поисках новых источников по истории татар он совершил поездку на Тайвань, где ознакомился с новыми публикациями и археологическими коллекциями. В ближайших планах - поездки в Китай и Монголию. Искандер активно занимается популяризацией научных знаний. Им опубликован целый ряд популярных книг и буклетов, при его научной редакции создан CD-диск, посвященный юбилею Казани. Он автор многих научно-популярных статей, раскрывающих те или иные страницы нашего прошлого, на телевидении и радио. Долгое время на радио шла передача «Веков связующая нить», в которой он принимал самое деятельное участие, рассказывая о древнем и средневековом прошлом нашего народа. Искандер – автор многих задорных, остроумных и острополемических статей в периодических изданиях, Многие слушатели до сих пор с благодарностью вспоминают этот цикл. «Бои за национальную историю» – неотъемлемая часть его научного творчества, открывающего юбиляра как человека весьма неравнодушного, боевитого и по-хорошему злого в отношении любых проявлений косности, невежества, фальсификаций и искажения исторического прошлого татарского народа. Эта его позиция снискала ему заслуженную славу прекрасного полемиста, хотя и увеличила число недоброжелателей и обиженных, которые неоднократно жаловались на его выступления в печати в самые высокие инстанции. Искандер Измайлов ведет активную общественную работу. Он был активистом национального движения, участником и делегатом Всемирного конгресса татар (первого и второго созывов), в период всероссийской переписи населения (2002) готовил материалы к научной конференции о единстве татарской нации. С момента учреждения (2002) он является членом Геральдического совета при президенте РТ. С 1988 года – член Российской ассоциации востоковедов, сотрудник комиссии по изучению военной истории народов Востока. Был научным консультантом архитектурного проекта «Зодчим Казанского кремля». У Искандера крепкая дружная семья. Жена Светлана с окончания университета и до настоящего времени работает в НМ РТ и является заместителем генерального директора по научной работе, а сыновья Бахтияр и Рустам пошли по стопам родителей, изучая историю. В 2009 году старший сын Бахтияр успешно защитил диссертацию по истории Казанской татарской ратуши. Младший сын Рустам учится в аспирантуре КГУ. Обладая высокой научной квалификацией, в последнее время он активно занимается подготовкой специалистов по истории и археологии. Под его научным руководством уже защищена кандидатская диссертация (Н.Ф. Лисова, 2004). Д.М. ИСХАКОВ, доктор исторических наук.
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
Система управления сайтом — |