В 1391 году между реками Итиль (Волга) и Кама (современный район города Чистополя, Татарстан, РФ) Тамерлан разбил двухсоттысячное войско хана Тохтамыша и двинулся на город Булгар, чтобы стереть его с лица земли. Булгары были союзниками Тохтамыша, которому Тамерлан в 1376 году помог захватить власть в Золотой Орде. Но через десять лет вероломный потомок Чингисхана предал своего спасителя, нанеся удар в самое сердце его владений - Маравеннахр (современный Узбекистан).
И не было жалости Тамерлана ни к чему, что было связано с именем неблагодарного изменника. Поэтому, подойдя к городу, он приказал сразу начать подготовку к штурму. И уже виделась ему огромная пирамида из человеческих голов, что будет стоять на месте поруганного Булгара в назидание потомкам. Перед началом битвы ворота города неожиданно приоткрылись, и к воинам вышел шейх Харун, знаменитый богослов и философ. Он, смиренно склонив седую голову, попросил аудиенции у Тамерлана. Великий завоеватель на минуту задумался: «Уничтожить Булгар я успею, а вот поговорить с таким человеком…»
Приказал Тамерлан расстелить праздничный ковер в своем шатре и поставить достойное угощение. Вошел шейх Харун. - Зачем ты пришел? - спросил его Тамерлан. - Хочу обратить помыслы твои к миру, о великий правитель. Ибо за мирную жизнь нужно сражаться не менее яростно, нежели за власть над миром, - начал свою речь Харун, - и мудрый должен попробовать все меры, прежде чем прибегнет к оружию. - А я всегда был убежден, что занятие, наиболее достойное правителя, - это поддерживать священные войны, истреблять неверных и стараться завоевать мир. Впрочем… - Железный Хромец хитро прищурился. - Впрочем, если ты, о мудрый шейх, дашь ответы на мои вопросы и я сочту их искренними, то, возможно, жителям Булгара и будет дарована пощада. - На все воля Аллаха, - тихо промолвил Харун, - задавай свои вопросы. - Кто из мучеников ислама попадет в рай - воин, защищающий Булгар, или тот, кто погибнет, сражаясь за Тамерлана? - Аллах выбирает тех, кто искренен в своих помыслах, - сказал шейх. - Поэтому в рай попадут те, кто бьется с именем Всевышнего в сердце своем. Здесь, под стенами Булгара, встретились отважные и сильные воины, каждый дорожит своей честью и не уклоняется от боя. - И, подумав, добавил: - Аллах за тех и за других.
Тамерлан медленно кивнул: - Я принимаю твой ответ. Он достоин мудреца. А что может быть сильнее смерти? - Смех ребенка сильнее смерти. - Харун взглянул прямо в глаза Тамерлану и улыбнулся. - Поняв это, постигаешь высшую доблесть. - А что такое высшая доблесть? - Не проливать кровь, дать покой миру и процветание своему народу - вот высшая доблесть.
Глубоко погрузился в свои мысли великий воитель. - Я покорил много стран, везде пытался утвердить мир и покой под сенью моей власти, но стоит мне ослабить волю, как все это рушится. Нет, мир без меча непрочен… - Мир прочен, когда заключен по доброй воле. А ты хочешь иметь рабов - нечего рассчитывать на их верность! Если война становится причиной всех зол, то лишь мир будет их исцелением. Поняв это, постигнешь искусство побеждать! - Искусство побеждать… Да, мне сие знакомо, ибо одержал я множество побед. Но тебе, мудрец, откуда это знать? А если ты и твой народ ведаете искусство побеждать, то почему же терпите неверных рядом с собой, почему не объявите газават князьям в Москве, Киеве, Новгороде, почему не заставите отказаться от неправедной веры? Сказал же Пророк: «Тот, кто сражается, чтобы мир принадлежал истинному Богу, и есть настоящий мученик!».
Грустно улыбнулся шейх Харун. - Позволь, о великий правитель, поведать тебе одну историю. - Я слушаю тебя. -Однажды хан Батый после взятия города Владимира потребовал у одного из монахов отречься от своей веры под страхом мучительной смерти. Но тот ответил: «Представь, хан, вернейший твой военачальник попал в плен, враги всячески старались заставить его изменить тебе, но он остался верным. Тогда они сняли с него одежды и прогнали через весь город обнаженным. Ответь мне: когда воин, поруганный и обнаженный, вернется к тебе, неужели ты не вознаградишь его за стойкость и не дашь одежды, дабы он наготу свою прикрыл?». «Я достойно награжу его, и он будет сидеть всегда рядом со мной», - ответил Батый. «Хан, - продолжал монах, - ты можешь снять с меня это земное платье, то есть лишить меня жизни, но Всевышний облечет меня в новые, лучшие одежды и посадит рядом с собой».
Шейх Харун помолчал и, блеснув глазами, изрек: - Нет и не может быть принуждения в вере! Всевышний один - пути к нему могут быть разными. Задумался повелитель «счастливого сочетания планет» - так называли Тамерлана в Самарканде: - Ты ответил на мои вопросы. Искренне и честно. Ты и вправду великий философ. Твой город спасен. Но теперь я хочу знать всю историю человечества.
Тамерлан отменил штурм Булгара и устроил большой пир, который длился сорок дней и сорок ночей. Когда пиршества заканчивались, шейх Харун явился к Тамерлану и принес пятьдесят томов, но тот возмутился: «Моей жизни не хватит, чтобы одолеть столько книг!». И отослал мудреца продолжать свои труды. Через десять дней пришел Харун с одним томом. Повелитель собрал свиту в шатре, сказал, что у него нет времени прочесть даже один том, и приказал изложить все в четырех словах. Подумав, шейх Харун написал: «Человек рождается, страдает и умирает». Прочитав, Тамерлан попросил мудреца написать строку, сулящую процветание его семье от поколения к поколению. Шейх на минуту замер, а потом написал: «Отец умер, сын умер, внук умер!».
- Это что, шутка? - рассердился Тамерлан. - Я просил тебя что-нибудь написать для счастья моей семьи. А ты… - Я вовсе и не собирался шутить, - прервал его шейх. - Если твой сын умрет раньше тебя, это большое горе, а если внук умрет раньше сына, то это и вовсе разорвет твое сердце. Но когда в семье от поколения к поколению все так, как я написал, то это называется естественным ходом жизни. Именно так выглядит истинное процветание. - Проси, о мудрый шейх Харун, у меня все, что хочешь, и я дам тебе это, - сказал повелитель «счастливого сочетания планет». - Хочу бессмертной жизни, вечной молодости, неиссякаемого богатства, радости, которую не омрачит никакое горе. - Над такими вещами не властен я… – растерялся Тамерлан. - Тогда сделай милость, оставь нас в покое, - промолвил шейх Харун. - Я буду просить это у Того, кто в состоянии мне все это дать.
И он стал молиться Всевышнему о счастье и процветании своего народа.
Посвящается доблестным воинам, благодаря подвигу которых мы живы. * * * Азан Велик простор в стране такой огромной. От южных гор до северных морей В союзе братском и в молитве доброй Живут народы родины моей! Веками меж равнин и косогоров, Зимою, летом в бури и в туман, Среди дацанов, синагог, соборов Мечети возвещают свой азан!
Летел азан из глубины веков. Звучал азан, срываясь с уст дедов, Звенел азан, волнуя и маня, Азан в младенчестве услышал я! Взывал азан средь сел и городов. Кружил азан в волшебном ритме слов. Спешил азан изгнать из сердца грусть, Стремясь коснуться звуком Млечный путь!
Ислам нас учит верности к Отчизне И не забудет Родина вовек, Как мы в Берлине сотни тысяч жизней Сложили, чтоб жил в мире человек! Преодолев все тяготы и беды, Избавив сердце от душевных ран, Из пепла вновь поднялись минареты, Даря нам свой божественный азан!
Фарит Фарисович ФАРИСОВ, кандидат юридических наук, советник председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ, советник председателя Совета муфтиев России муфтия России шейха Равиля Гайнутдина, мастер спорта РФ, возглавляет кафедру физического и патриотического воспитания в Московском исламском университете.
Проголосовало: За - , против: . Общий рейтинг:
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «День Казани - новости, хроника событий», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru