![]() |
![]() |
|
Имена России16.04.2011Источник информации: В БКЗ им. Сайдашева 25 декабря состоялся концерт в рамках I Всероссийского фестиваля симфонической музыки. Организаторами концерта стали Российское авторское общество, Российский союз правообладателей и Министерство культуры Татарстана. С приветствием обратился заместитель председателя Союза композиторов России Рашид Калимуллин, в нем в частности говорилось: «Концертная программа фестиваля сформирована из лучших симфонических произведений российских композиторов, подтверждающих лидерство российской композиторской школы в мировом культурном пространстве». Были исполнены двойной фортепианный концерт народного артиста России, секретаря Союза композиторов России Александра Чайковского (солисты Ксения Башмет, фортепиано, Дарья Чайковская, фортепиано). Кстати, одна из последних его опер – «Один день Ивана Денисовича» по Солженицыну. Концерт для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича (солист Николай Саченко, скрипка). Концерт Софии Губайдуллиной для альта с оркестром (солист народный артист СССР Юрий Башмет). Концерт для трубы и фортепиано с оркестром Рашида Калимуллина (солисты Владислав Лаврик, труба, Артем Абашеев, фортепиано). На сцене Государственный симфонический оркестр Татарстана во главе с новым главным дирижером Александром Сладковским. Юрий Башмет имеет славу «первого альтиста мира» и играет на альте мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758 год). Ему достался концерт Софии Губайдуллиной (она, кстати, уже с 1991 года живет в Германии в небольшом городке довольно замкнуто, приняла католицизм). Концерт был действительно модернистским, просвечивали интересные рисунки мелодий, что-то возникало, но в целом он был для очень продвинутой публики, был, мне кажется, слишком абстрактен, и великолепное искусство Башмета не смогло раскрыться в полной мере, оно было зажато рамками произведения, его формы. Было искренне жаль, что казанцы не смогли «распробовать» выдающегося альтиста. Не часто к нам приезжают мастера мирового класса, и хотелось бы получить от концерта «на полную катушку». Это еще раз доказывает, что необходимо более тщательно подбирать репертуар. Ну и, конечно, но это мое личное дилетантское мнение, мне кажется, музыка Софии Губайдуллиной с переходом автора в католичество стала несколько «тяжелой». Временами из нее пробивается «восточность», татарская пластическая солнечная натура, но затем она «рационализируется», из нее уходит простор, она замыкается в неких высоких абстрактных схемах. Это музыкальная «стратосфера», в ней нет теплоты. Конечно, возможно, это позволило ей достичь успеха в Европе, но все-таки часть живой восточной души она отдала за этот успех. Необходимо отметить прекрасную игру нашего симфонического оркестра. Александр Сладковский словно преодолел свое пристрастие к мощным ударным энергичным ритмам и звону, «маршевости» (говорят, что он по первой профессии «духовик») и очень тонко вжился в ткань современных «невесомых» произведений (хотя, наверное, и наступил на горло собственной «песне»). Особо стоит отметить исполнение концерта Шостаковича, где скрипка Николая Саченко звучала просто феноменально. Зал был поражен прекраснейшим, искренним душевным исполнением, зрители были «выведены» оркестром и скрипачом в иное астральное состояние. Николай Саченко играет на уникальной скрипке французского мастера XVIII века. Саченко – солист Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. Он заворожил зал своим магическим искусством. Скрипка – душа исполнителя, и гениальная музыка Шостаковича нашла «совпадающую» тонкую, пронзительную душу скрипача. После исполнения зал аплодировал, наверное, минут десять. Интересным было сравнение концертов Александра Чайковского и Рашида Калимуллина. Еще раз подчеркну – исполнение было отличным и особо нужно поблагодарить наш симфонический оркестр. Он звучал мощно, на подъеме. Конечно, «мансуровская» тонкость, лиричность ушли, но пришел сильный, «сладковский» молодой драйв, иногда даже агрессивный. Безусловно, оркестр звучит интересно, и он один из лучших на сегодня в России. Двойной фортепианный концерт Александра Чайковского был внутренне серьезно-содержателен, музыка по-своему завораживающая, но мне кажется, не совсем «дотянут». Это хорошая музыка, но сквозного единого концерта не получилось – произошла некоторая фрагментация, несоизмеримость частей. Потенциал у Чайковского имеется, но звуковые образы иногда словно «притушивались» и повторялись, возникал эффект «однообразия», музыка не была «богатой» на звук. Звуки были словно солдаты на плацу. Двойное фортепиано однообразие подчеркивало. Хотя это, безусловно, была талантливая музыка. Особо нужно отметить концерт Калимуллина. Он явно выигрывал на фоне концерта Чайковского. Труба дала ему «высоту» и «ширину». Мелодия словно «разливалась» по сцене, это был качественный симфонизм. И великолепно звучал марш в исполнении оркестра. Калимуллин угадал пристрастие Сладковского к маршам и учел его сильную сторону. Концерт Калимуллина - столкновение (но и синтез) Запада и Востока. Почти джаз-роковый марш (он мог бы украсить лучшие джазовые группы мира) с интересным рисунком и восточная мелодическая протяженность чередовались. Сначала восточная, интуитивная, созерцательная широта и затем словно собранная в единый кулак мощь ритма, рвущегося вперед порядка, экспансии. Есть выражение «Запад есть Запад, Восток есть Восток и никогда не встретиться им». Калимуллин словно опроверг это выражение, в его концерте Запад и Восток встретились. Что можно сказать? Побольше бы таких концертов. И нельзя не поблагодарить нового молодого директора БКЗ. Программа концертов стала насыщенной, поднялась на мировой уровень, и последние концерты Альбины Шагимуратовой, Бориса Березовского, Юрия Башмета и выступления нашего симфонического оркестра в БКЗ стали настоящим подарком казанским меломанам. Рашит АХМЕТОВ.
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
|