![]() |
![]() |
|
Судьба культуры27.04.2011Источник информации: В новогодние праздники мы взяли интервью у народного артиста России и Татарстана, одного из лучших актеров ТГАТ им. Камала, можно сказать, патриарха татарской сцены Азгара Шакирова. Он только что с «Кукольной свадьбой» был на гастролях в Риге (большой успех), и сейчас ТГАТ готовится к гастролям в Москве с 13 по 20 января в здании Малого театра. - Скажите, почему в театре им. Камала так мало ставят трагедии? Может быть, зритель не идет на трагедии? Или, может быть, это особенность татарского театра? Или, может быть, наша жизнь не столь трагична, стала «постмодернистской», царит ирония, и трагедия как жанр «уходит»? - Здесь нужно знать историю. Татарский театр развивался в основном при социализме, в условиях социалистического реализма, в отличие от русского театра, который был основан на критическом реализме, еще дореволюционном. После революции татарский актер Мухтар Мутин (он считался трагическим актером) ставил пьесу Шиллера «Разбойники». Затем поставил «Отелло» в татарском театре, потом поставил «Гамлета», потом Ибсена. В 1937 году был сослан в Сибирь и там трагически погиб, его собаки загрызли, истерзали. Ему было 54 года. Почему он поставил «Разбойников» - время требовало. Карл Моор отбирает богатство у богатых и раздает народу. После революции это было понятно народу. С «Отелло» тоже было ясно – до революции еще в Казани в некоторых местах были надписи «Вход татарам и собакам запрещен». В «Отелло» негр, добрый, отзывчивый, и его травят все белые. До того затравили, что он убивает свою любимую и потом себя. После революции вышла на первый план мысль, что все люди равны, любой расы, любого народа. Русские и татары, оказывается, равны. Первый раз татары стали осознавать, что они не хуже русских. Поэтому за большевиков были нации, которые были унижены, оскорблены в царской России. Татары воевали против Колчака, против Деникина, Врангеля. - Финляндия, кстати, отказалась поддержать Юденича в походе на Петроград, потому что Ленин гарантировал ее независимость, а Юденич, как и Колчак, и Деникин, воевали за единую и неделимую Россию. Та же история с латышскими стрелками, странам Прибалтики предоставили независимость. - Татары отдавались полностью революции, так как она обещала им равноправие. Татары воевали за свою свободу. Татары думали, что у них будет настоящее государство. Они думали, что все народы в советской России будут равны, они думали, что они будут свободными в советской России. Время тогда, революция требовали трагедии. Люди ощущали современность трагедии, «Гамлета» считали спектаклем о борьбе за справедливость. Люди готовы были умереть за справедливость. Трагический жанр раскрывает сущность человека. Драма, мелодрама, комедия – это все ступеньки. Трагедия всегда выше и гораздо глубже, она сложнее для игры, она дает иное восприятие мира. Мухтар Мутин хотел создать свою школу. Но он погиб, а еще раньше трагедии были отвергнуты властью. Развитие татарского театра остановилось. Лишь после войны поставили «Короля Лира» с Халилом Абжалиловым в главной роли. Когда я увидел его на спектакле в Москве, увидел его «Короля Лира», я был потрясен. Мы тогда учились в Москве и видели в ролях короля Лира многих актеров. Видел украинских актеров, грузинских, узбекских, таджикских, киргизских. Видел я и актеров из Франции, Германии, Англии, которые играли трагедии. Это была хрущевская «оттепель». Я сравнивал их с Халилом Абжалиловым. И он играл очень сильно, лучше. Я был потрясен его игрой. Он вроде и английский король Лир, но в то же время и татарский. Его спрашивали: как ты это сделал? Он говорил, что изучил игру 56 актеров в этой роли. И дал себе слово, что создаст своего короля. Это была глубокая работа, там не было видно «дна». Вот сегодня ты президент, потом ушел с поста и ты никто. Эта разница между президентом и простым человеком, она показывает глубину характера. Это низвержение заставляет осознать страдания своего народа. Трагедия потери власти – это был ключ Абжалилова к образу короля Лира. Он сходит с ума, не может принять эту обычную жизнь, не верит, что такая жизнь может быть. Абжалилов был глубочайшего мастерства актер. Его взгляд, горящий в нем огонь говорили о том, что он король, что он имеет власть над людьми. Такого масштаба короля Лира я больше не видел. После этого спектакля трагедия ушла с татарской сцены. Может быть, режиссеры боялись ставить трагедии? Это ответственность большая, сразу идет сравнение на мировом уровне, сразу видно, каков ты как режиссер. Просто так трагедию не поставишь. Халил Абжалилов оставил во мне величайшее впечатление на всю жизнь. - Сами бы хотели сыграть короля Лира? - Я предлагал поставить «Короля Лира» Фариту Бикчантаеву. Он собрался ставить, пригласил на роль Лира Шауката Биктимирова. Но Шаукат Биктимиров заболел, замысел так и остался нереализованным. Актер не волен в своей судьбе, тебя должен «видеть» режиссер в роли. Бывает и так, что режиссер видит по-своему роль, актер по-своему. Большую роль без соавторства с актером не сделаешь. Я смотрел «Гамлета» во МХАТе, все вроде интересно, но можно играть и деталями, и досками, а глубины нет. Смоктуновский говорил: вы может играть на флейте, нет, а почему на мне вы хотите сыграть, если даже на флейте не можете, и зал замирал. Интонации и движения человеческой души были глубокими, проникновенными, это было о тебе. А здесь был обычный речитатив, равнодушный. Оставалась только форма без глубины. Актер, играющий Гамлета, был талантливым, но внутри у него не был выстроен Гамлет. Смотрел в БДТ «Вассу Железнову». Все прекрасно, а глубины опять нет. Мне вспоминался «Черный квадрат» Малевича. Что он означает? Эти спектакли были похожи на этот черный квадрат. Гамлет и король Лир - ответственные роли, потому что ты соревнуешься с теми великими актерами, которые играли до тебя. Есть это актерское соревнование. Конечно, нам нужно ставить трагедии, потому что существует трагедия татарского народа, никуда от нее не уйти, никуда не отвернуться. Нам нужна пьеса о гибели Казанского ханства, мы должны сыграть трагедии Сююмбике, Кул Шарифа. Почему мы оказались так слабы и не сумели защитить свое государство? В чем корни этого поражения? Или трагедия начала 90-х годов, когда татары первый раз вышли на площадь и осознали, что есть свобода, что они достойны свободы. Для меня даже не Шекспир важнее, а спектакли о трагедии татарского народа. - Но Шекспира можно поставить в татарском прочтении. Проблема Гамлета и есть проблема свободы. - Почему тогда погибла наша страна, в чем были глубинные противоречия и что нас ждет сейчас – на эти вопросы должна ответить современная татарская трагедия. - Конечно, если объединить в одной правдивой пьесе всех этих персонажей – Кул Шарифа, Сююмбике, Ивана Грозного, Шах-Али, получилось бы сильно. - Вы правы. Почему мы такие стали? Кто виноват? Мы сами и виноваты. Меня и вопрос о так называемом «иге» все время гложет. Не было «ига». Это политика «разделяй и властвуй». Татары помогли Руси и православию. - Говорят, Куликовской битвы почему не было – Мамай хотел заставить всех, и татар, и русских принять католичество, поэтому основная часть его армии перешла на сторону Донского. У Мамая остались только генуэзцы, и он с ними был вынужден бежать с поля боя. - Татары создали Московское государство, подчинили ему все русские земли, объединили вокруг него разрозненные русские княжества. Все пишут, что «иго» замедлило развитие государственности у русских, изолировало от Европы. Все это обман. Татары сплотили Русь в единое государство. Только в российских учебниках истории еще существует миф о «татарском иге». Давно пора этот миф окончательно похоронить. Ни к чему хорошему его сохранение не приведет. Если бы Золотой Орды не было, если бы татары не защищали Московское княжество, его бы и шведы, и поляки, и немцы могли завевать. Во всех сражениях в первых рядах были татары. - В Грюнвальдской битве если бы не татары, то вместо Польши, Литвы и Белоруссии сегодня была бы Пруссия. Александр Невский и Батый были названными братьями, и татары помогли отразить нашествие шведов и тевтонских рыцарей на Новгород. В Казани и Новгороде нужно ставить памятники вместе Батыю и Александру Невскому, как названным братьям, основавшим русскую государственность. Изоляция от Европы шла по линии православия. Чтобы стать европейской, Россия должна была стать католической, подчиниться тевтонскому ордену. - Татары тогда создали привилегированный режим для православной церкви, дали ей финансовую базу, помогали монастырям. Никто в Золотой Орде не говорил, что ислам выше христианства, был паритет. В России власть, чтобы заглушить демократическую тенденцию развития, всегда искала и выдумывала врагов. Были завоеваны Иваном Грозным Казань и Новгород. Был создан миф, что вокруг России одни враги, а сама власть в стране очень хорошая, мудрая, заботливая. Но именно Московское государство стремилось покорить все соседние народы, все стремилось расшириться, прибить свой щит на «стены Царьграда». И польское, и венгерское восстание подавили, и Кавказ, и Среднюю Азию завоевали, даже Аляску, никому из соседей спокойно жить не давали. С 1990 года в России вроде свобода, пора бы уж показать всей Европе, что здесь образцово цивилизованное государство. При ресурсах России оно должно быть самым богатым в мире. А у нас – каждый год вымирает по целой области, самые талантливые русские бегут из страны. Самые красивые женщины уезжают. Создайте образцовое государство, и все обратно соберутся, и Украина, и Грузия, и Прибалтика, и Казахстан. Никто не мешает. - 20% населения страны наркоманы и пьяницы. Тотальная коррупция. Откаты. Население Дальнего Востока сократилось на 40%. Миллион россиян сидит в лагерях, из них около 70 тысяч женщин. 70% заключенных не состоит в браке, кстати, только 1,3% заключенных имеют высшее образование. 4 миллиона женщин за последние 20 лет уехали из России. Бжезинский предсказывает, что Россия к 2020 году распадется на 6 государств. Какие государственные трагедии нам еще предстоят? - Трагический жанр в театре, конечно, нужен. Неписаный закон театра – актер не растет вне трагического жанра. Для нас, татар, он особенно нужен. Если человек не осознал свою трагедию, он не может идти вперед. Это как пьяница – человек три дня пьет, на четвертый начинает останавливаться, думать, зачем я это делаю. И мы должны понять, посмотреть на себя, осознать, зачем мы живем. Зачем нам нужна эта страна? Для трагедии режиссер и актер должны быть большого масштаба, большего, чем для драмы, тем более мелодрамы. Так бывает довольно редко. Но это необходимо. - Татарам нужна трагедия в театре, несомненно, для осознания своего положения. Пожалуй, в мире сегодня это единственный такой многочисленный народ с историей своей вековой государственности, высокой культуры, который остался не самостоятельным. Жить не свободным вдвойне трагично в современном мире. - Татары должны осознавать, что у них осталось мало шансов не ассимилироваться, не исчезнуть с лица земли как нация. Для татарского народа наступает момент истины. Мы теряем то, что было. Мы должны поднести к глазам татарского народа правдивое зеркало, не кривое. Во имя чего мы живем – нам нужно дать ответ на этот вопрос. Я не могу спокойно видеть трагедию татарского народа. - Вы затронули тему пьянства – актеры действительно много пьют, это атрибут профессии? Для меня загадка, почему актеры-мусульмане так пьют? Это же позор. - Сейчас у нас в театре не пьют. Раньше пили. Стремились брать пример с русского театра, даже перепить. У русских актеров была поговорка – талант не пропьешь. То есть если ты талантливый, ты талант никогда не пропьешь. Раньше если ты не пил, тебя за человека не считали, уж за актера вообще. Говорили, что эта профессия требует именно пития. Почему? Если человек на сцене сильно роли отдается, он должен после спектакля выйти из этой роли. После спектакля у актера странное ощущение мира, нереальности. Он словно здесь и не здесь. Внутри у актера какое-то торможение, какая-то пустота после спектакля. Шаляпин постоянно сидел в кабаке после спектакля. Ему говорят: иди домой, зачем в кабаке сидишь. Он говорит: я не могу дома сидеть, потому что я не знаю, куда себя девать. А вторая причина – такая актерская жизнь, все время на нервах, дадут роль или нет. Ничего у актера нет, богатства нет. Мгновения славы и много работы на износ, интриги. Ислам в советское время не был распространен, фактически был под запретом. Сейчас у нас актеры осознанно не пьют и очень правильно делают. Новое поколение актеров гораздо меньше пьет. - А специальной молельной комнаты в театре для актеров нет? Перед спектаклем молиться и после? - Нет, совершают намаз в своих гримерках, отдельной комнаты нет. И многие ходят рядом в мечеть Марджани. - Алкоголь нанес большой урон творчеству татарского театра? - Наверное. Я сам пережил это. Алкоголь глубинно разрушает человека, изнутри. - Для вас как татарина состояние опьянения было природно близко или это был просто феномен стадного чувства, нужно было быть таким, как большинство? - Нет, это не стадное чувство. Такая работа. Домой не хотелось идти после спектакля. - Я в советское время три года был моржом. Там было много врачей, хирургов, работников торговли. Хирург после операции аналогичный сильнейший стресс испытывает, там же цена ошибки - жизнь, обычно водкой стресс снимает. Но если в ледяную прорубь окунется – стресс как рукой снимает. А торговые работники глушили ледяной водой страх перед ОБХСС. Вам в театре нужно в Кабане купаться зимой, он рядом. Еще вопрос – зависть. В театре здоровые отношения, радуются удачам других актеров? - Я от природы сам никогда завистливым не был. Считал себя талантливым. Если человек считает себя талантливым, он завистливым не может быть. Зачем мне завидовать чужому таланту, я, наоборот, за него радуюсь, он мне собрат, он меня понимает. Распределение ролей иногда рождает зависть. Почему ему дали эту роль, а мне нет? Но иногда режиссер видит то, что труппа не видит. А если реально посмотреть, то труппа как раз ценит часто более глубоко и интереснее, чем режиссер. Потому что мы, актеры, знаем друг друга очень близко, пуд соли вместе съели. Мы друг друга сильно ощущаем, природу таланта каждого. Да и режиссер часто боится брать более глубокого актера, он думает, что с ним намучается. Иногда режиссер, даже ошибаясь, все равно стремится доказать свою правоту, это склад характера профессии режиссера. - Явно недостаточно эксперимента в театре, малая сцена практически простаивает, только в период фестиваля режиссеров загружается. Сейчас много молодых интересных режиссеров появляется. И, как я понимаю, в академическом театре должно быть несколько режиссеров? Посмотрите, какие молодые талантливые: Лилия Ахметова, Родион Сабиров и Ангелина Мигранова, Ильгиз Зайниев, Альберт Гаффаров – у каждого свой неповторимый почерк. - Пока только-только они появляются. Спасибо нужно сказать Бикчантаеву, что он набрал режиссерский курс. Ему нужно еще раз набирать его, обязательно. Без новых молодых режиссеров татарский театр «остановится». - Как вы оцениваете работы молодых режиссеров - «Зубайду» Эмиля Талипова и «Дачный сезон» Радика Бариева? - От «Зубайды» я ждал большего. Они старались, но сделано было не все до конца. Когда я видел спектакль, как куски дипломной работы, мне понравилось. И эта пьеса в свое время звучала очень сильно и тонко. Сейчас я понял, что все нужно делать заново, все режиссеру нужно было выстраивать заново. Два раза в одну и ту же реку нельзя войти. «Дачный сезон» - первая работа Радика Бариева. Я сначала даже говорил, что «Дачный сезон» не татарская пьеса. Потому что там татарских характеров не видно. Потом я смотрел сдачу спектакля. Нервный, интересный спектакль. Для первой работы, считаю, неплохо. Так он будет развиваться. Так бывает. Бикчантаев поставил у нас свою дипломную работу «Бичура». Это было сразу открытие. С «Дачным сезоном» иначе. Актеры, которые работали с Бариевым, говорят, что с ним интересно работать. Его нужно поддерживать, дай Аллах, чтобы он не «опустил» планку. Он должен расти. Иной раз приходится медленными шажками подниматься. Медленно, медленно карабкаться, карабкаться в гору. - Сами не хотите что-нибудь поставить? - Нет. Мы и так уже долго работаем. - Последняя премьера Фарита Бикчантаева - «Запоздалое лето», вы там играете. Как ваша оценка, спектакль состоялся, «выстрелил»? - О своих работах очень тяжело говорить. Мне нравится, как наши «старики» играют. Мы там вместе собрались, и подъем я ощущаю. Хорошо, что такой спектакль появился. - Какие спектакли для вас были самыми интересными? - В последнее время, пожалуй, «Немая кукушка». Это точный символ татарина – немая кукушка. Этот символ в меня вошел. И еще, конечно, «Кукольная свадьба» интересна. Беседовал Рашит АХМЕТОВ.
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
|