![]() |
![]() |
|
Вспоминая Пушкина26.05.2011Источник информации: Нет человека, который не знал бы чего-нибудь из Пушкина, и даже говорить об этом как-то чересчур уж банально, однако всякий раз, когда наступает очередная годовщина со дня рождения или со дня смерти поэта, мы снова вспоминаем о нем и в тысячный раз говорим: «Пушкин - наше все!». И все же у каждого есть свой Пушкин, то первое ощущение чуда, радости, которое подарили нам в детстве вместе с его сказками и стихами. А потом как-то мой отец рассказал мне свою историю, и у него тоже был «свой Пушкин». Когда началась война, ему было пять лет, жили они тогда на Украине. И вскоре были оккупированы немцами. Все ушли воевать, в городах и селах оставались только старики, женщины и малые дети. Но столько же испытаний пришлось и на их долю, им было так же трудно, как и тем, что воевали на фронтах Отечественной. Немцы, чувствуя свою безнаказанность, бесчинствовали и издевались над местным населением. В красивой форме, в блестящих сапогах с подковами. От которых, казалось, дрожала земля, на мотоциклах, которые с таким интересом разглядывала малышня, немцы чаще всего были настоящие изверги, которых и людьми-то назвать было не за что. Ради забавы они стреляли людей, собак, кошек, молодые, наглые, они чувствовали себя покорителями мира, что им до страданий других. А когда появилось партизанское движение и немцы стали терпеть поражения от них, они совсем озверели в отношениях с местными жителями. За связь с партизанами или малейшее подозрение на это тут же расстреливали. Вот как-то, поймав дюжину партизан, а дело было зимой, в феврале, и красивый немецкий офицер, что-то говоривший про какой-то Валентинов день, как потом поняли, решил устроить такую забаву - партизанам вырезали сердца на площади на глазах у местных жителей, на все это смотрели дети, и эти сердца немец раздал им как подарок, смеясь, окровавленные сердца партизан он бросал детям и смеялся. Жгли дома, вешали провинившихся или партизан, а когда немцы уже отступали, продолжались еще некоторое время бомбежки с воздуха. Дети той войны, какими же они могли вырасти, видя все эти ужасы? И все-таки они выросли и остались хорошими людьми, преданными родине, добросовестными тружениками, все-таки выросли. А потому что, несмотря на ужасы, рядом с ними все-таки было и прекрасное - была вера в светлое, доброе и была прекрасная литература. Тогда в развалинах домов мой папа нашел чудом сохранившуюся, чуть только поврежденную книгу «Сказки Пушкина», и эта книга в дни голода, холода, страха все-таки помогала детям выжить. По ней стали учиться читать и мой папа, и его товарищи. Книга действительно была чудо. Не только потому, что это гениальный Пушкин, но еще и потому, что издана великолепно 37-го года к юбилею поэта – подарочное красочное издание. И разве не чудо, что именно она тогда уцелела? Уцелела и смогла сделать из напуганных, изувеченных и морально и порой физически детей настоящие личности. Но сейчас несколько иное время, время утраченных идеалов, и какой-то бездуховности что ли, пустоты ли, которую нам и нашим детям так настойчиво пытаются привить и кино, и книги. И даже былые идеалы пытаются как-то опустить, принизить что ли. Вот недавно посмотрела фильм о Пушкине и его лицейских товарищах, куда почему-то приплели и страшную историю о маньяке, и откровенные сцены. Не знаю, чему может научить такой фильм? Режиссер фильма - молодой эстонец Адреас Пуустусмаа, сценарист - Дмитрий Миропольский. История о царскосельском маньяке, которым, как выяснилось потом, был воспитатель Пушкина Сазонов. И что этим хотели сказать создатели фильма? Что гения воспитать может в каком-то роде маньяк? Сам Саша Пушкин в окружении своих товарищей, которым самому старшему 18, а самому младшему 14 - фильм так и назван «18 - 14», а товарищи его - будущие декабристы и политические и общественные деятели, такие как Кюхельбекер, Горчаков, Дельвиг, Данзас, Пущин, только и делали, что пили, соблазняли фрейлин, озорничали в лицее над преподавателями, срывали уроки. «Гениально описана сцена, как Пушкин пишет стихи на голой фрейлин Ольге и ест ягоды с ее самого интимного места. А юный «Жанно», которого так прозвали за особую «французскую» романтичность в отношении к женскому полу, кстати, образ его органично воплотил сын Андрея Макаревича, ныне студент театрального вуза Иван Макаревич, что только ни вытворял с девушками. Кстати, одна из них и стала первой жертвой маньяка, придя на свидание к «Жанно», с этого и начинается кровавая череда убийств молодых женщин и девушек в Царском Селе. Приезжает следователь из Петербурга, начинается расследование, под подозрение попадают даже сами лицеисты, и тогда они решили разобраться во всем сами - конечно же, Саша Пушкин, которого зовут в лицее «обезьяной» за африканскую внешность, или французом за то, что пишет стихи на французском лучше, чем на русском языке, инициатор всего этого, только и всего, в остальном он ничем не отличался от прочих лицеистов, даже был по успеваемости последним и уже тогда устраивал дуэли. Так вот, кутила Пушкин и его друг неожиданным образом, благодаря даже своим кутежам, девицы свободного поведения за ночь любви подарили товарищам часы, а эти часы потом и стали причиной развязки истории, оказавшись в руках убийцы, которым и оказался добрейший с виду человек, не раз покрывающий проказников-лицеистов от злых педагогов Сазонов – реальный, впрочем, персонаж в биографии Пушкина. В этом-то, наверное, и есть парадокс фильма и сценария: реальные, порой документальные события переплетаются с откровенным вымыслом, фантазией. Да, посмотреть можно ради того, чтобы посмотреть, как же представлен Пушкин и его окружение, время в несколько искривленном пространстве, созданном воображением режиссера и сценариста. А также подивиться, к примеру, увидев Федора Бондарчука - он исполнял роль графа, самодура-крепостника Варфоломея Толстого в парике, а не лысого, как обычно. Хорошие актеры вытянули фильм – Гармаш, сыгравший маньяка, Богдан Ступка - первого директора лицея и другие, но все-таки такой фильм вряд ли может воспитать личность. Не знаю, отчего некоторым творцам так хочется в чем-то принизить, опустить значение гения? А может, я не права, может, как раз народная любовь и делает героя ближе, очеловечивает его, недаром ведь о Пушкине до сих пор сочиняют бесконечные анекдоты. И скорее всего этот фильм и можно отнести к роду таких вот ни к чему не обязывающих анекдотцев. Я тоже как-то пыталась анекдотизировать историю, когда Пушкин приезжал к нам в Казань в 1833 году и три дня гостил у профессора Фукса, это было вроде фантасмагорической пародии на всякие пародии о Пушкине. Но это было давно. Сейчас хотелось бы, наоборот, чего-то светлого и чистого, нам не хватает идеалов итак, а мы еще стараемся все наши идеалы приблизить к нам. И наверное, это неправильно, должно же оставаться что-то святое. Елена ЧЕРНЯЕВА.
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
|