![]() |
![]() |
|
От политики к просветительству26.05.2011Источник информации: В январе этого года газета наших интеллектуалов «Звезда Поволжья» поместила статью Зиннура Закирова «Покаяние». В русле этой статьи можно было бы изложить следующее. Как в жизни повелось, предаться покаянию - значит покаяться в грехах, надеяться на отпущение оных. Грехи, конечно, налицо, но думают ли каяться грешники? Более того, осознают ли они свои грехи и стремятся ли своим действием заслужить их отпущение? И что бы означало отпущение этих грехов? Положительного в этом вопросе на горизонте пока не видно. О раскаянии речи не идет. Но, может быть, об этом печалиться нам рано, и высший разум восторжествует? Мысленно уберем из статьи Зиннура слова, связанные с творчеством уже уходящего из народной памяти Тенгиза Абуладзе, уберем гневную эмоциональность по поводу грехопадения, и некоторые могущие быть самостоятельными вопросы типа: создание национального университета, качество памятника защитникам Казани, поразительный факт сотрудничества на высоком уровне с несущими крайнюю безнравственность Собчак и Реввой и т.п. Что остается после этого? После этого остается очень важный, очень серьезный и, я бы даже сказал, могущественный документ о необходимости и возможности создания предназначенного для широких масс «Татарского национального мемориального центра Тукая», где была бы собрана информация – экспозиции обо всех великих татарских исторических личностях, 60 – 80 и более человек». Публикация Зиннура Закирова не единична. В ряде номеров уже были публикации, которые в очень деликатной форме выражали аналогичные идеи: «обновление Булгар и Свияжска - хорошо, но ведь все культурное татарское наследие находится как бы в рассеянном состоянии, и хорошо бы, пользуясь счастливым случаем, создать мемориальный центр». В случае положительного решения этого вопроса собственники восстановленного здания номеров не могут, а должны выделить под центр вплоть до двух полных этажей, причем не в аренду, а передать в муниципальную или государственную собственность. Здесь сразу же в адрес автора таких строк может возникнуть обвинение в юридической некомпетентности в вопросах владения, пользования и распоряжения собственностью. Однако напомним, что страна находится в переходном периоде с позиций смены общественно-производственных отношений, и значительная масса средств производства в общественном мнении не является легитимно приватизированной. Это дает право законодательным органам признать бывшее здание номеров и землю под ними объектами особой государственной важности и применить необходимую ценовую политику, которая все расставит по своим местам. Новые собственники должны быть счастливы получить свои один-два этажа в этом исторически важном месте столичного города. Противодействие такому ходу дела должно предполагать суровое преследование в административном государственном и судебном порядке. «Национальный мемориальный центр Тукая», такой, каким он обрисован в «Письме-обращении» наших деятелей культуры президенту Республики Татарстан М.Ш. Шаймиеву и в статье Зиннура Закирова, с ближайшего же времени привел бы в виде цепной реакции к множеству благотворных следствий в общественной жизни и образовательной сфере в виде цитирования, ссылок, пропаганды, заимствований, возникновения новых произведений культуры и искусства, приведения примеров для нравственного воспитания и т.п. Возьмем, к примеру, близкий нам один широкий пласт нашего народа. Его представитель вырастает в татарской семье, с детства впитывает в себя прелесть татарской музыки, татарских обычаев и обрядов, татарского языка. Но вот школа на русском языке, вуз на русском языке, работа в русской среде, основные духовные познания – в сфере русской и мировой культуры. Такая человеческая среда представляет собой не только массу работников рядового наемного труда, но и руководящую среду разных уровней, оказывающую влияние на общественное развитие. Люди этой среды сохраняют необоримую тягу к постижению своей национальной культуры. Но сегодняшняя жизнь мало дает этому возможности. Работа для обретения средств существования, семейно-бытовые проблемы, вечная нехватка самого необходимого мало оставляют нашему человеку энергии и времени на поиск информации национально-культурного плана. Да и сама информация рассеяна по разным библиотекам, фильмотекам, фонотекам, научным институтам, устным воспоминаниям ветеранов, государственным и личным собраниям. Эта информация должна была бы входить в народное сознание в подготовленном для восприятия систематизированном виде мощным потоком через телевизионные передачи, радио, документальные фильмы, привлекательную печатную продукцию. Имеющие с этим связь, высокого качества многочисленные лекционные факультативы для татар в наших вузах могли бы сейчас же иметь реальный и постоянный спрос. Автор этих строк не этнограф и не историк и, думается, правомерно полагает, что о своих активах в русле нашего рассмотрения эта категория ученых должна сказать весомое слово сама. Характеристика их концепций требует высокой компетенции. Однако предполагаем, что их мнения в рамках обсуждаемых моментов в основном совпадают с нашими. Впервые в России был разработан цикл учебников и учебных пособий для изучения экономики и внешнеэкономической деятельности современных исламских стран. По кафедре мировой экономики социально-экономического факультета были выполнены работы, освещающие особенности валютно-кредитных отношений, экономического анализа, банковской деятельности, налогообложения, фондового рынка, этических основ организации бизнеса. Весомый вклад в работу внесли доктора наук европейского уровня В.В. Хоменко и М.В. Панасюк. А при наличии тукаевского центра подобные работы были бы запущены в оборот дополнительной оперативной работы, связывая прошлое и настоящее, связывая нас с современным мусульманским миром в целях взаимного усиления. Ведь такие аспекты взаимосвязей были существенной частью творчества наших великих национальных корифеев в прошлом. Вся мировая история и политология говорят о том, что такие народы не могут долго удерживать власть над своей территорией и вообще сохранять свою государственную власть. С юга на Россию оказывается колоссальное демографическое давление. Это конфуцианский Китай и многочисленные государства мусульманского мира. Может и это статься, но только если они впитают в себя всю силу нашего культурного потенциала прошлого и настоящего, и если к ним будут прислушиваться все члены нашего общества. Если объединятся вместе усилия деятелей политики, хозяйства, науки, культуры, искусства и мусульманской духовной сферы. Будучи инициатором и исполнителем только проекта «Свияжск - Болгары» (даже если там будут открыты научно-исследовательские институты священнослужителей), М. Шаймиев позиционирует себя как крупный менеджер от культуры. При этом все толкования об исторической и культурной значимости возрожденных Болгар он должен полностью отдать на откуп этнографической и исторической научной братии типа Д. Исхакова и его коллег. Ибо это не та область, где истина для настоящего и будущего провозглашается и закрепляется чиновным приказом. Здесь нужна высокая научная компетентность, которая побеждает рано или поздно. Обособленный проект «Свияжск - Болгары» дело национального оздоровления сам по себе с места не сдвинет, а вот проект «Национальный татарский мемориальный центр Тукая» (вполне способный объединить усилия деятелей политики, хозяйства, науки, культуры, искусства и мусульманской духовной сферы) реально начнет этот процесс. В силу всего этого наша культурная элита со своим «Письмом–обращением» не должна выглядеть шаткой толпой тихих просителей. Понятно, что прошлые времена приучили их к положению людей, во всех отношениях зависящих от властной вертикали и находящихся в коленопреклоненном состоянии. Новые времена и новые проблемы требуют от них более твердых позиций. Их документ по своей сути больше напоминает торжественный манифест, нежели робкую просьбу. Аккуратно отработанное «Письмо–обращение», включающее всю значимую аргументацию, официально поданное (даже не будучи сразу реализовано), явилось бы историческим документом национального значения, золотыми буквами вписанным в историю народа, предназначенным для исполнения рано или поздно. Следующий большой пласт нашего народа – совсем простые люди. Вы были в татарском театре, на татарских музыкальных концертах в городе Казани? Там присутствует всевозможная публика от и до. Важные и именитые перемешаны с бабушками и дедушками при внуках и внучках, из города и деревни, с молодежью и пенсионерами, работающими и неработающими, словом, там и простонародье налицо. По жизненному опыту нам представляется, что ни в какой Москве, ни в каком другом городе вы этого не увидите. А теперь припомните фотографии с похоронами Тукая. Что за толпы там запечатлелись? Простой народ! Так вот, для нашего простонародья центр Тукая, думаю, тоже был бы весьма привлекателен. Далее коснемся, может быть, второстепенных, но так или иначе причастных к делу деталей. Дом Фукса. Имеет непосредственное к Татарскому мемориалу отношение. За этим домом я наблюдаю несколько десятилетий. Дело в том, что лет пятьдесят мне пришлось жить в коммунальной квартире в бывшем поповском доме, построенном в первой половине XIX века. Однажды для выполнения плана домоуправления с согласия жильцов в нем начали делать выборочный ремонт, некоторые жильцы не согласились и не пустили ремонтников к себе. Спустя некоторое время получилась такая картина: все новые полы рассохлись и покорежились, то же получилось и с дверями, и с рамами окон. И получилось, что деревянные детали дома, простоявшие с пушкинских времен, оказались крепче и качественней новостроя. И вот этот символ нашей памяти был отдан процессам забвения и разрушения, сначала, наверное, бессознательно, а потом уже, вне всякого сомнения, осознанно и целенаправленно. И в последнее время уже думалось больше о том, что каким интеллектуальным ничтожеством должны были быть те чиновники, от которых все это зависело. А теперь хоть и с величайшими потерями самое время исправить положение в том русле, в котором пишут наши деятели культуры. Дом Фукса должен быть восстановлен и должен стать неотъемлемой частью национального центра. Зиннур Закиров затрагивал и вопрос о памятнике Салиху Сайдашеву. Вероятно, потому, что это одна из центральных фигур нашего культурного наследия. Волею судьбы нам посчастливилось слушать воспитательные речи Галии Кайбицкой, матери нашего большого друга профессора Эрика Аухадеева. Галлия-апа относилась к числу ближайших друзей Салиха Сайдашева. Много интересного рассказывал и наш родственник-музыкант, игравший в сайдашевском оркестре. По их воспоминаниям он был очень добрым, красивым и элегантным человеком. Элегантным внутренне и внешне. И мы поэтому ожидали, что его памятник все это отразит. Что его памятник будет напоминать одухотворенные памятники Моцарту и Штраусу в Вене, Чайковскому в Москве. А перед нами возникло изваяние мешковатого человека, чем-то похожего на дедушку Крылова. Как это исправить, мы даже и не знаем. А ведь в Казани есть другие великолепные примеры. Возьмите памятник Шаляпину. Как он хорошо отражает великолепие народного певца! Этот памятник украшает наш город, он, безусловно, войдет в мировую коллекцию произведений искусства. Таким должен быть и памятник Сайдашеву. Как мы знаем, не какое-нибудь, а самое могущественное мировое государство с мировой культурой очень хотело сделать сайдашевский марш своим гимном! Но Сталин не согласился. И еще прибавим от себя небольшое предложение. Представляете себе, как бы воспрянул облик центра города Казани, если бы на месте памятника Вахитову стоял такой же величины памятник Габдулле Тукаю! Величественно возвышаясь над городом, он бы зрительно провозглашал величие татарского народа и его великую дружбу с русским народом. Ну а более скромное месторасположение памятника Вахитову не уменьшило бы нашего к нему уважения. М.К. НАСЫРОВ, д.э.н, профессор.
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
|