![]() |
![]() |
|
VI съезд Союза театральных деятелей Республики Татарстан26.05.2011Источник информации: 7 февраля в Казани в Доме актера состоялся VI съезд Союза театральных деятелей Республики Татарстан. Он был бурным, зал был переполнен и кипел страстями, длился съезд с 10 утра до 10 ночи. Его, наверное, нужно назвать историческим и демократическим. Именно после подобных съездов Союза писателей и Союза театральных деятелей Чехословакии в 1968 году началась «пражская весна». Начнется ли «казанская весна»? Съезд вселил много надежд и показал большие изменения в гражданской позиции театрального сообщества республики. Ушел в отставку Ринат Тазетдинов, который с 1989 года возглавлял СТД РТ. И, естественно, развернулась борьба за пост председателя СТД. Группа Александра Славутского, главного режиссера театра Качалова, выдвинула своего кандидата – актера театра Камала Ильдара Хайруллина. Театр Камала выдвинул кандидатуру главного режиссера Фарита Бикчантаева. Правление СТД РТ поддержало кандидатуру Ильдара Хайруллина, и это стало сенсацией, оказалось, что центральную роль в правлении играет секретарь правления СТД России Александр Славутский. Фарит Бикчантаев находился в легком замешательстве от такой позиции правления СТД. Александр Калягин, председатель СТД РФ, приехал поддержать Александра Славутского, и «для этого пришлось на неделю сдвинуть день проведения съезда». Правление СТД РТ предложило вести съезд Вадиму Кешнеру из театра Качалова. Кандидатуру Ильдара Хайруллина поддержали члены СТД не только театра им. Качалова, но и театра оперы и балета им. М. Джалиля, татарского гостеатра кукол «Экият», Казанского тюза. Кандидатуру Фарита Бикчантаева поддержали члены СТД театра им. Камала, татарского тюза им. Кариева, Казанского тюза, Альметьевского татарского драматического театра, Бугульминского русского драматического театра, Мензелинского татарского театра. Александр Калягин настоятельно просил Министерство культуры РТ не вмешиваться в ход съезда. На съезде присутствовала министр культуры Зиля Валеева, и необходимо сказать, что в сложнейшей ситуации она выступила достойно и благодаря ее принципиальной позиции позволила съезду пройти именно в высшей степени демократично, никакого давления в поддержку той или иной кандидатуры не было (а у нас любят угадывать флюиды власти). Голосование было тайным и свободным. И театральное сообщество Татарстана показало свою зрелость. Но по порядку. С отчетным докладом выступил Ринат Тазетдинов. В СТД РТ 503 членов (в СТД России всего 22 тысячи членов), из них 173 ветераны, пенсионеры. В СТД РТ 11 народных артистов РФ, 17 заслуженных артистов РФ, 88 народных артистов РТ, 76 заслуженных артистов РТ, 14 заслуженных деятелей искусств РФ, 27 заслуженных деятелей культуры РТ, 5 заслуженных работников культуры РФ, 30 заслуженных работников культуры РТ, 17 лауреатов Госпремии им. Габдуллы Тукая. За период с января 2006 года по 2010 год СТД РТ было проведено около 300 мероприятий. СТД РФ согласно договору ежегодно перечисляет полмиллиона рублей на уставную деятельность СТД РТ. За отчетный период (с 2006 года) СТД РТ имел доход более 12,33 миллиона рублей. Вообще вопрос финансовый был довольно туманным. В зале говорили, что 18 миллионов рублей единовременно выделил на ремонт Дома актера Шаймиев, но об этих деньгах ни слова в отчете не прозвучало, Тазетдинов только пожаловался, что правление СТД обманули подрядчики.. Самая главная проблема, отметил Тазетдинов в отчетном докладе, – это неясность с собственником Дома актера в Казани. СТД РФ настаивает, что именно они собственники Дома актера в Казани, так как он построен на их средства, СТД РТ считает, что Дом актера принадлежит ему. У СТД РТ нет свидетельства на право собственности Дома актера, он только балансодержатель. Тяжба в Арбитражном суде длится уже полтора года. Как сообщила Зиля Валеева, в последних инстанциях Арбитражный суд принял решения в пользу Татарстана. На съезде Александр Калягин еще раз подтвердил претензии СТД РФ на Дом актера. Было не совсем понятно, люди мирно и тепло сидят вместе в президиуме съезда, почему они судятся между собой и не могут договориться. Кстати, значимость «власти» в СТД РТ определялась еще и тем, что у него имелась база отдыха «Актер» на Светлой поляне с большими участками дорогостоящей земли. Тазетдинов поблагодарил Александра Калягина за то, что когда в январе 2010 года сгорело жилье артистов в Казани, то каждой семье погорельцев было выделено из СТД РФ по 100 тысяч рублей материальной помощи. Тазетдинов считает, что в правлении СТД нужны менеджеры. Предлагалось театрам республики 1% сборов от спектаклей перечислять в фонд СТД для нормального финансирования, но театры ничего не перечисляют. В 2010 году 69 членов союза за небольшую плату отдохнули в санаториях республики Васильевский, Бакирово, Ижминводы. Министр культуры Зиля Валеева отметила в своем выступлении, что за отчетный период с 2006 года только на капитальный ремонт театров республики (в Татарстане 14 государственных театров) было выделено 1,151 миллиарда рублей. Это прежде всего капитальный ремонт татарского государственного театра драмы и комедии им. Тинчурина. В августе 2011 года планируется сдача нового здания театра кукол. Выделены федеральные средства для реконструкции театра Качалова. Для театральных коллективов выделено 17 единиц автотехники. Президент Минниханов лично принял решение, чтобы все учреждения культуры в Татарстане, в том числе муниципальные, были обеспечены автотранспортом, отметила Зиля Валеева. Она также похвалила творческую режиссерскую лабораторию «Выход-68» (кстати, названную в честь «пражской весны»), фестиваль тюркских театров «Науруз», который всегда проходит с успехом, фестиваль «Ремесло», конкурс новой татарской пьесы, фестиваль театров кукол в Набережных Челнах «Рабочая лошадка». Ведущим театрам республики ежегодно выделяется грант президента Татарстана 122 миллиона рублей, в том числе 17 миллионов рублей выделяется на гастрольную деятельность. Нужно привлекать молодежь в СТД, подчеркнула Зиля Валеева. Нужно больше профессиональных дискуссий, профессиональных обменов, театральных школ. «Любое предложение СТД мы стараемся поддерживать, - заявила министр культуры. – К сожалению, у нас гораздо больше дефицита в проектах и идеях. Поиск средств – это техническая проблема». Она выразила благодарность Ринату Тазетдинову за то, что он сохранил СТД РТ, вручила благодарственное письмо. «Каковы перспективы творческих союзов? – задавала вопрос Зиля Валеева. - Часто минкульт РТ получает предупреждения прокуратуры, что финансовая поддержка творческих союзов идет в нарушение бюджетного законодательства, так как все общественные организации должны существовать за свой счет». «Но в реалиях инфраструктура зарабатывания денег общественными организациями не сформирована, а у людей должны быть возможности формировать в общественных структурах свои корпоративные интересы», - отметила министр. Ее доклад был выслушан со вниманием, в кулуарах был даже назван блестящим. Дмитрий Туманов, заслуженный деятель культуры РТ, позванивая на пиджаке яркими медалями премий, говорил восхищенно: «Зиля Валеева - умнейшая женщина, как нам повезло с министром». Председатель СТД РФ Калягин в своем выступлении отметил огромный успех гастролей театра Камала в Москве в Малом театре. Назвал Фарита Бикчантаева талантливым режиссером. Отметил фестивали Шаляпина и Нуриева в Казани, отметил фестиваль молодой режиссуры «Ремесло» и творческую молодежную лабораторию «Выход-68». Он поблагодарил Зилю Валееву, которая искренне любит театр и сильно помогает театрам Татарстана. Калягин отметил поддержку театра Качалова правительством Татарстана и похвалил Казанский тюз под руководством Чигишева. В 2009 году Казанский тюз получил грант президента России по поддержке юношеских и детских театров. Но особо он подчеркнул: «СТД республики практически не участвует в творческой жизни СТД России, это очень обидно. От вашего СТД нет ни одной заявки. У вас, как в никакой республике России, поддерживают театры. У вас интересные театры. Помогать театрам в Татарстане в руководстве считают своей обязанностью. Это редкость. У вас это есть». Вторая важная проблема, с точки зрения Калягина – Дом актера. «В России 22 Дома актера. Есть Дома актеров, где жизнь ежедневно кипит. Все время здесь лаборатории, все время что-то показывают. Каждый день. Тяжба по Дому актеров в Казани длится уже почти 2 года. Он был у вас построен в 1967 году Всероссийским театральным обществом, правопреемником которого является СТД РФ, построен на отчисления членов общества. Что меня больше всего тревожит на уровне России – государство ведет целенаправленную политику снятия с себя груза финансирования культуры. Посмотрите, какие чудовищные реформы происходят в образовании. И против театров идут экономические репрессии. Государство не хочет признавать нерыночную природу театра. Вы сами знаете, что театр никогда не сможет заработать деньги, никогда не сможет прожить на заработанные деньги. Рост расходов на театр - процесс объективный, и это идет вразрез с непреложным принципом власти – государственные расходы не должны расти. Давайте не будем надевать розовые очки, это наступление на нас идет. Идет постепенный подкоп под великую идею Станиславского о репертуарном театре. Идет очень целенаправленный и очень жесткий подрыв этой идеи. Есть печально известный закон 94 ФЗ об удешевлении процесса создания спектакля. Чтобы заказать костюмы, мы должны объявить тендер, и выигрывает тот, кто дешевле предложит, не интереснее, а дешевле. Грядущее сокращение финансирования объективно ухудшит и без того не блестящее положение театров (83 ФЗ). В апреле мы собираемся провести всероссийский театральный форум «Театр - время перемен», на котором главным будет диалог с властью. Мы пригласили на форум руководителей региональной законодательной и исполнительной власти. Я надеюсь гласно обсудить все наболевшие проблемы. Я надеюсь, что нам удастся переломить ситуацию». Норма для выборов на съезд один делегат от двух работающих членов и один делегат от четырех неработающих членов. Оказалось на съезде 159 делегатов. Из них до 30 лет только двое. Средний возраст делегатов - 58 лет. Подобный недостаток молодежи Дмитрий Туманов охарактеризовал как позор. В прениях говорили, что пять лет назад, в январе 2006 года, на V съезде приняли предложение о творческом молодежном фестивале, но он не состоялся. Москва деньги на этот фестиваль выделила, деньги в Казань пришли, но их не освоили. Второй проект решения V съезда – это премия имени Марселя Салимжанова от СТД РТ, этот проект тоже не состоялся. Не провели в жизнь. Это недопустимо. Нам нужно создать музей Марселя Салимжанова. Молодое поколение должно его знать. Некоторые предлагали признать работу правления неудовлетворительной. Самый большой резонанс вызвало критическое выступление Туманова. Он призвал предложить все усилия, чтобы у СТД был свой депутат-лоббист в Госсовете РТ. И предложил новому правлению встретиться с президентом Рустамом Миннихановым, чтобы он «выделил» СТД РТ генерального спонсора. Потому что жить на арендную плату помещений небольшого Дома актера просто смешно. Директор театра кукол заявила, что в правлении одни пенсионеры, нам нужны свежие силы, раньше работали секция драматургов, секция критиков. Мы не знаем, что происходит в театрах, надо дать оценку, куда мы движемся. В Доме актеров нужно проводить встречи актеров со зрителями. Фарит Бикчантаев предложил съезду обширную продуманную программу модернизации деятельности. «У СТД РТ даже нет своего сайта, этим многое сказано», - отметил он. Программа была свежей и вполне в духе времени. Предлагалось расширение международных связей, региональных связей. Это была программа превращения театрального процесса Казани в один из главных театральных процессов России, переход на уровень «второго места» в России, попытка перегнать даже Петербург. Но все равно было видно, что Бикчантаев был несколько растерян, он не ожидал столь жесткого клинча со стороны правления, со стороны группы Славутского. Славутский, кстати, всегда выступал за изоляцию Казани от жизни других театров страны, возможно, из-за боязни конкуренции. Ильдар Хайруллин выглядел пожилым персонажем из прошлого, иногда он даже несколько комически напоминал фальшивым «актерским» пафосом выступления товарища Бывалого из «Волги-Волги». Он «играл» кандидата. Из его уст лился поток общих фраз, выступление было откровенно пустым. Предложить ему съезду было, по существу, нечего. Он не был ни лидером, ни самостоятельной личностью. Зачем он согласился на роль в этих пошлых интригах? Председатель съезда Кешнер сидел мрачный и растерянный, весь в борениях чеховского интеллигента. С одной стороны, он был подчиненным Славутского, с другой - сердце явно не лежало к поддержке борьбы за Хайруллина. Его раздвоенность, одиночество, понимание того, что все в зале видят предназначенную для него роль, которая ему была несколько противна. В общем и целом он провел съезд объективно и честно, хотя и давалось это ему с большим трудом. Ему удалось буквально по капле выдавить из себя раба, преодолеть страх перед начальником. Группа актеров Славутского на съезде представляла странное зрелище, которое невольно могло быть охарактеризовано как «крепостные актеры». Они все крутились вокруг трех центров силы – самого Славутского, его жены актрисы Светланы Романовой и его сына Ильи Славутского, и возникало ощущение какого-то жалкого лакейства. Так же нельзя, все роли во всех премьерах отдавать жене и сыну. Как в свое время Путин сказал: «Татарстан – это не Азербайджан». Еще раз убеждаешься, что актер - это профессия трагическая. Кешнер из президиума съезда даже горько изрек: «Главное в нашей профессии – это терпение». Это был стон души, видимо, натерпелся, бедняга. А ведь талантливейший актер, еще из старой российской школы, на его глазах разыгралась трагедия театра им. Качалова, бывшего в свое время одним из лучших театров страны. И вот это состояние «крепостного театра» заставило театральное сообщество республики просто взорваться в нравственном протесте. Славутского активно не любят, его уже просто начали отторгать. Этот импульс неприятия нарастал годами. Он вырвался наружу, словно вулкан. Славутский все более мрачнел по ходу съезда, он начал прозревать и понимать, что с огромным накопившимся протестом бессилен что-либо сделать, что наступает момент расплаты, что наступает катастрофа, рушится все, что накапливалось годами. И никто ему на помощь не придет. Томный красавец Илья слонялся по залу и не понимал, что происходит. Он все еще ощущал себя баловнем судьбы, кронпринцем, первым любовником. Он было сунулся к Зиле Валеевой, сказав «хочу посидеть с красивой женщиной», но Зиля Валеева его отшила довольно резко, и он ушел ошарашенный. Илья, нужно признать, посредственный актер и посредственный фотограф. В фойе Госсовета РТ сейчас выставка его фотографий – бездушные, статичные, вычурные, в них нет ни лирики, ни гармонии. Уж лучше бы он их так не демонстрировал, свою безвкусицу. Бог не дал таланта, что поделаешь. Вот у прокурора Кафиля Амирова талант фотографа от Бога, снимки брызжут первозданной поэзией, острым нетривиальным, необычным взглядом, от них не оторваться, это признак классики. А Илья - просто плейбой, которого двигает отец. Вообще он ошибся с профессией, когда отец уйдет, что с ним будет? Результаты тайного голосования. Выдано 154 бюллетеня. Бикчантаев - 104 голоса «за», «против» 50 голосов. Хайруллин – 109 голосов «против», 45 голосов «за». В зале бурные овации, у некоторых даже слезы на глазах. В результате двух туров голосования Радик Бареев стал председателем контрольно-ревизионной комиссии. Затем Фарит Бикчантаев предложил 11 членов правления, коренным образом сменив прежний состав. В глазах у Бикчантаева зажегся стальной блеск победы, он словно ожил, и зал еще больше поверил в него. Славутского в состав правления СТД он, естественно, не взял. Члены правления: Аюпов Ринат, главный режиссер татарского тюза им. Кариева, Александр Воронин, замредактора «Казанских ведомостей», Рашид Загидуллин, главный режиссер театра им. Тинчурина, Шамиль Закиров, директор ТГАТ им. Камала, Фарида Исмагилова, директор Альметьевского татарского драматического театра, Людмила Дьяченко, режиссер татарского театра кукол «Экият», Мубаракшин, директор Казанского театрального училища, Владимир Никитин, артист Казанского тюза, Эдуард Трескин, солист Татарского театра оперы и балета, Хусаинова Диляра, помощник по литературной части театра им. Качалова, Любовь Лукина, руководитель труппы Казанского тюза. Диляра Хусаинова сначала сняла свою кандидатуру, театр Качалова предложил Ешкилеву, но та слишком долго шла в зал, она работала в счетной комиссии, затем предлагали Огареву, но в результате Диляра Хусаинова вновь возвратилась в «бикчантаевский» список. Все они были избраны. Самое интересное произошло в конце. На съезд СТД России избирали 4 делегатов (норма - один делегат от 150 членов). Так как Чигишев, главный режиссер Казанского тюза, не пришел на съезд, то его кандидатуру не стали рассматривать. В результате прений на его место предложили двух кандидатов. В результате тайного голосования кандидатура Славутского на выборах делегатов была забаллотирована. Из 133 бюллетеней проголосовавших он получил лишь 55 голосов. Славутский был потрясен. Кешнер опустил голову. Уже перед тем, как результаты были объявлены, видимо, в фойе предварительные сведения о результатах просочились, и там возникли вдруг громовые крики «Ура!!!» и бешеные аплодисменты. То, что Славутского прокатили на выборах делегатов на съезд России, автоматически означало, что он должен будет выйти из состава секретарей правления СТД России. По крайней мере, его явно не переизберут в могущественные секретари. Да и членом Общественной палаты РТ он теперь лишился морального права быть. Съезд фактически отказал ему в доверии. Потрясенный Александр Славутский поднялся из президиума и пошел на выход, сопровождаемый всеми своими актерами. Это было довольно жалкое зрелище. Демарш произвел впечатление бегства с поля боя. Зачем он решился так резко выступить против мнения театрального сообщества республики, зачем ввязался в эту авантюру с Хайруллиным? Может, был в опьянении от власти? Он теперь даже не член правления СТД РТ. И еще большой вопрос: останется ли он главным режиссером театра им. Качалова, так как многие высокопоставленные чиновники жалуются на слабые постановки в последнее время, а один из старейших театров России должен демонстрировать высокий художественный уровень, быть достойно представленным в международных конкурсах, иметь всероссийские награды. Рашит АХМЕТОВ.
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
|