![]() |
![]() |
|
Ответ Щеглову18.06.2011Источник информации: Уважаемый господин Ахметов! Прочитав монолог Михаила Щеглова «Как быть с русскими?», напечатанный в вашей газете (N3 за 2011 г.), я не выдержал и решил взяться за перо. Признаться, уважаю вашу газету, давно ее выписываю, хотя не печатался в ней, а вернее, не решался. Последние 15-20 лет я занимаюсь изучением истории наших сел и деревень, выпустил несколько книг исторической тематики. Во время поисков нужных материалов пришлось затронуть истории мечетей и православных церквей, поэтому статью хочу начать именно с них. В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) среди документов 1742 г. хранится «Экстракт в Правительствующий сенат из Казанской губернии о татарских мечетях» (фонд 248, опись 16). В нем приведены данные о 418 разрушенных мечетях в селениях Казанского уезда и Татарской Слободы Казани. Несколько слов нужно сказать о причинах массового уничтожения татарских мечетей. После покорения Казанского ханства Русским государством в 1552 г. началось разрушение мечетей и строительство вместо них православных храмов. В 1593 г. было принято новое решение о разрушении мечетей. Несмотря на эти действия властей, мусульмане все же старались строить мечети в каждом селении. И сентября 1740 г. императрица Анна Иоанновна подписала именной указ о массовой христианизации иноверческих народов России. Организация крещения была поручена Новокрещенской конторе во главе с архимандритом Свияжского Богородицкого монастыря Димитрием Сеченовым, впоследствии видным российским религиозным деятелем. За 1741 г. и январь 1742 г. было крещено 9159 человек: мусульман - 143 человек, мордвы - 3808, черемисов - 3785, вотяков - 806, чувашей - 617, а к концу 1742 г. эта цифра составила 17362 человека. Татар среди крещеных было немного (менее 1% от общего числа крещеных). Причину этого известный историк русской церкви И.К. Смолич объяснил так: «Традиционная религия и историческое прошлое давали татарам особенную силу для сопротивления христианству и русификации, поэтому православная миссия в Поволжье всегда была направлена на просвещение татар и на борьбу с исламом, который воспитывал и поддерживал в татарах чувство самостоятельности и сплоченности». По этой записке Д. Сеченова 10 мая 1742 г. Синод принял кардинальное решение: «имеющиеся в Казанской и прочих губерниях татарские мечети, которые построены после запретительных о том нестроении указов, где боныя не были, все сломать без всякого отлагательства и впредь строить не допущать и позволения в том не давать». Опасаясь всплеска недовольства мусульманского населения, Сенат 23 марта 1744 г. все же нашел возможным приостановить слом мечетей в Казанской, Астраханской, Сибирской, Воронежской губерниях. В заключение повторим желание, чтобы законоположения о мечетях и магометанском духовенстве были поскорее изменены и направлены к пользе христианства и к ослаблению магометанства» (журнал «Эхо веков» N3 - 4 1997 г.). Чтобы показать, насколько дорогим был инвентарь в церквях, приведу в пример отрывок из документа. Когда в 1935 году закрывали Ципьинскую сельскую церковь, создали комиссию Балтасинского районного совета, которая составила акт описи ценных предметов, конфискованных у церкви. А когда закрывали мечети, никаких драгоценностей там не нашлось, т.к. их присутствие в мусульманских храмах не предусмотрено по традиции. А вот пример сегодняшнего дня. В соседнем с Балтасинским районом Малмыжском районе Кировской области на 76 христианских деревень приходится лишь 9 православных храмов, а в Г2 татарских деревнях работают 11 мечетей. Это же вопиющий перекос, хотя представителями власти и в областном центре, и в районных центрах являются люди русской национальности. Еще пример из Вятско-Полянского района той же Кировской области. Сегодня там работает 7 церквей, а всего христианских населенных пунктов 43, чисто мусульманско-татарских селений - всего 4, а в районе 11 мечетей. Опять вопиющий перекос. В доказательство того, что строительство мечетей зависит не только от татарских руководителей, привожу примеры из жизни сегодняшних преуспевающих татарских деревень соседних областей. В деревне Ср. Елюзань Пензенской области построено 9 мечетей. Все 9 мечетей действующие. В деревне Белозерье Мордовской республики 8 действующих мечетей. В деревне Сафазей Горьковской области имеется 5 работающих мечетей. Речь идет об обычных татарских деревнях, а не о районных центрах. А можете ли вы найти во всей России хотя бы одну христианскую деревню, в которой было бы 5 действующих церквей, да построенных за счет прихожан ? Какой руководитель-татарин этому мешает? В 2008 и 2009 гг. мы два раза на машине ездили по архивным делам в г. Киров. Изъездили область, можно сказать, и вдоль и поперек. Сердце исстрадалось, когда увидели заброшенные, заросшие бурьяном поля, невспаханные, незасеянные, разрушенные, нищие деревни. Здесь невозможно вести речь о «крепкой русской деревне»… Наши колхозы, колхозники ездят в близлежащие кировские деревни и засевают их поля, косят сено, а ведь сидят у власти в Кирове не татары, а русские. Видели мы в прошлом году в репортажах с летних лесных пожаров, в каком плачевном состоянии находятся русские села в центральной России. Есть в Арском районе между Арском и Казанью большое старинное село Старое Чурилино. В этой деревне все, что положено нормальной деревне, есть: и сельсовет, и средняя школа, почта, клуб, фельдшерско-акушерский пункт и центр хозяйства расположен здесь же. Из этого перспективного села русские начали уезжать, а на их место из близлежащих бесперспективных деревень начали переселяться татары. Сейчас это село с населением на половину русским, наполовину татарским. Представьте себе, эти приезжие татары на окраине деревни построили мечеть, а церковь (Никольская), построенная в 1830 году, стоит в полуразрушенном состоянии, потому что за реставрацию и восстановление этого храма не всякие даже районные строительные организации возьмутся. А мечеть - это добротный пятистенный дом с минаретом. Я предлагал бы русским (”господину М. Щеглову, А. Салагаеву и др.) на небольшое время побыть на месте татар. Татары на исконно своей земле не могут сдавать выпускные экзамены ЕГЭ на родном языке. Поэтому сейчас в татарских школах, особенно в райцентрах, татарские классы не открываются. Мы не можем приемные экзамены в вузы сдавать на родном языке и учиться на родном языке. Все телевизионные каналы передачи ведут на русском. Есть один-единственный татарский канал, и тот наполовину ведется на русском языке. Все совещания, съезды только на русском, абсолютное большинство печатных изданий - на русском. В казанских школах из 35 - 36 недельных часов только 3 - 4 часа выделяется на преподавание татарского языка. Их, русских, даже такой расклад раздражает. Нам, татарам, угрожает исчезновение родного языка. Вам, к сожалению, этого не понять. Вы когда-нибудь встречали в Татарстане людей, которые в столице республики свободно говорили бы на своем родном языке? Вы когда-нибудь видели русского, который в обществе татар говорил на татарском? В обществе башкир, марий, удмуртов на их языке? Вы когда-нибудь не задумывались об этом показателе уважения русскими нерусских народов? Коренных народов России? Вот он - результат многовековой любви, уважения русских к нерусским народам. Вы никогда не задумывались о том, сколько в Казани татарских школ и какой процент они составляют из общего количества школ? О том, что указом В. Путина от 1 декабря 2007 года национальный компонент исключен из программы общеобразовательных школ? И после всего этого имеете совесть рассуждать об ущемлении русских в Татарстане?! Завершаю свою статью народной мудростью: Бакый Зиятдинов, заслуженный учитель России и Татарстана, преподаватель математики и физики
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
|