День Казани - новости, хроника событий
На главную / | Новости Казани
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •   | Новости Казани

    «Татарские» немцы

    18.06.2011
    Источник информации: ТатПолит.ру
    Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2011-06-18/5962



    Окончание. Начало в N 4.

    Герард Миллер смог вздохнуть свободно и спокойно продолжить занятие наукой лишь с восшествием на престол немки Екатерины П. В этот период были опубликованы его многочисленные труды по истории Сибири, археологии и этнографии, он делился опытом и оказывал помощь другим ученым. Примечательно, что во всех его трудах так или иначе прослеживалась татарская тема, везде высказывалось мнение о татарской истории. Как бы сильно ни испытывал Миллер давление со стороны российских властей, своей точке зрения о татарах он никогда не изменял, он продолжал утверждать, что татары и только татары являются самым древним и самым коренным народом этих земель.

    «Страленберг к своему историко-географическому сочинению о России и Сибири приложил хронографическую карту местности близ Абаканского острога, замечательной обилием курганов, - пишет он. - Местность эта татарами называется Копон Карагай и некогда была очень богата по части добывания этих памятников татарской древности».
    В 1763 году императрице преподнесли в подарок древние сокровища, найденные в курганах Сибири и близ Азовского моря. Императрица поручила Миллеру разузнать - какому народу-племени принадлежат эти сокровища. В своей статье «Изъяснение о некоторых древностях, в могилах найденных» Миллер изъяснил, что все древние захоронения и курганы на юге и севере России могут принадлежать одному народу.

    «Древние могилы, кои находят в южных странах России и Сибири, различного бывают виду, хотя большая часть оных вероятным образом происходит от одного народа, - пишет он. - С большею подлинностию о татарах Чингисхана и ближних его последователей утверждать можно, что все прочие старинные могилы как в России, так в Сибири от них происходят… Имя «Золотая Орда», коим прозван главный стан владевших Россиею татарских ханов, не на ином чем как на богатстве оных татар основано было».

    Если Миллер утверждал, что древние курганы в Сибири и на побережье Азовского моря - это захоронения времен Чингисхана, то большинство современных ученых склонны видеть в них скифские могилы. Хотя многие историки прошлых столетий также считали древних скифов татарами. Например, еще в 1870 году немецкий ученый А.Д. Мордман в своем труде, напечатанном в городе Лейпциге, утверждал, что «скифы разговаривали на тюрко-татарском языке». В 1904 году другой немецкий ученый О. Франке написал, что «скифы - это тюрко-татары Средней Азии».

    Примечательно, что иностранные ученые средневековья называли Сибирь «Скифией». Об этом писал в своих заметках французский путешественник XIII века Гильом Рубрук: «Татары поделили между собой Скифию, которая тянется от Дуная до восхода солнца». Другой немецкий ученый Гмелин И.Г., путешествовавший вместе с Миллером по Сибири, также оставил свое мнение по этому поводу:
    «Вся страна слыла под именем Татария, все народы, в ней обитавшие, почитались за татар; не знали даже, как далеко (на восток) тянется суша и продолжается ли она до Америки или отделяется от нее морем».

    Таким образом, для ученых всего мира Сибирь отождествлялась со Скифией, с Татарией, все спокойно признавали, что земли от Тихого океана до Идель-Урала - это великие татарские земли. Не желали признать этого лишь такие русские ученые, как Ломоносов, и шовинистически настроенные современные русские историки. Они всячески пытаются выставить татар как пришлых чужаков, понизив, таким образом, их статус «народа-хозяина» на этих землях. Давно не секрет, что в истории России и русского народа много лжи. Русское государство построено на татарских землях, на руинах попранной татарской истории, и никакой имперский камуфляж этого не скроет. Под фундаментом многих русских городов и крепостей лежат древние татарские города, стонет татарская история… Но сегодня нет уже в исторической науке таких смелых ученых, как Миллер, чтобы открыто заявить об этом. Остались одни только Миллеры из «Газпрома», сосущие энергоресурсы из недр татарских земель.

    Если Герард Миллер в основном изучал историю Сибири, то его соотечественник Карл Фукс посвятил большую часть своей жизни изучению жизни и этнографии казанских татар. Знаменитый врач, профессор, ректор Казанского университета, историк-краевед и этнограф - таким он остался в памяти народной. Его книги «Краткая история города Казани», напечатанная в типографии Казанского университета в 1817 году, и «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях», опубликованная в 1844 году, не утратили своей актуальности и сегодня. Ученых, так хорошо знавших и любивших татарский народ, и сегодня встретишь не часто.

    Карл Фукс был благородным, интеллигентным человеком, образцом доброты и порядочности в буквальном смысле этого слова. Он оказывал татарам не только медицинские услуги, но, постепенно выучив татарский язык, начал изучать образ жизни, обычаи, историю казанских татар. В результате чего на свет появились уникальные труды о татарах. Разумеется, его труды также проходили через жесткую царскую цензуру, поэтому Карл Фукс, так же как и Миллер, вынужден был делать некоторые реверансы в сторону российских властей. Но, несмотря на незначительные погрешности, труды Карла Фукса о татарах являются хорошим материалом для многих поколений ученых.

    «Казанские татары в течение трех сотен лет их покорения сохраняют еще так много собственного, национального, что заслуживают особенного внимания наблюдательного этнографа, - пишет он. - Они всегда живут довольно отдельно от русских и от других их окружающих племен, перед которыми они стараются, даже и ныне, поддержать то преимущество, каким отличались некогда их предки. Они гордятся своим происхождением, своими моральными качествами, своей религией, своим домашним бытом, всем, что составляет их отличительный характер».

    Карл Фукс кропотливо изучал жизненный быт казанских татар, их нравы и обычаи, строение лица, верхнюю одежду, предметы домашнего обихода, питание и кухню. Все это он подробно записывал в тетрадь, в которой можно найти даже критические высказывания по поводу того, что татары, подражая русским, начали пить вино. Карл Фукс был восхищен гостеприимством казанских татар, он в шутку жаловался на то, что, побывав в гостях у татар, можно заболеть от переедания, так как за один присест у татар принято выпивать до 25 чашек чая, а половину своего богатства татары тратят на мясные продукты и сладости.

    «Татары горды, честолюбивы, гостеприимны, сребролюбивы, чистоплотны, по их состоянию довольно просвещенны, почти несуеверны, рождены для торговли, хвастливы, между собой дружелюбны, искательны, вкрадчивого свойства. Во всем умеренны и довольно трудолюбивы», - описывал он национальный характер татар, и надо сказать, описывал довольно точно. Нашему народу пора вернуть свои исконные национальные качества и начать быть примером для других народов.

    Карл Фукс очень положительно отзывается о строении лица и тела казанских татар, он видит в них хорошие породистые черты великого народа. «Вообще казанские татары прекрасного телосложения, - пишет он. - Лицо у них длинноватое, глаза большие, серые или черные, взор их проницателен; нос длинный с горбом, восточный… Плечи преширокие, грудь высокая… Они вообще высокорослы, и стан их необыкновенно прям. Походка их очень важная. Тело у них вообще белое и без волос».
    Как видите, в этом описании мы не видим образа жалкого «чурки-татарина», «чаплашки», пропагандируемого царским режимом. В описании Фукса татарин - это белолицый человек богатырского телосложения, с гордым профилем и орлиным взором.

    Карл Фукс также был восхищен чистоплотностью татар, тем уютом и покоем, гармонией, которые царят в татарских домах. «Домашний татарский быт мне очень нравится, особенно тишина и мир между женщинами, которых в большом семействе бывает до десяти, и иногда три жены у одного мужа, - продолжает он. - Восточные законы наложили на них очень искусно печать кротости. Татары живут очень опрятно. В их избах очень чисто: они имеют страсть несколько раз в году белить печь, что делают даже и в развалившихся хижинах».

    Разумеется, после высоких похвал в адрес татарского народа отказываешься верить некоторым другим высказываниям Карла Фукса относительно татар. Складывается впечатление, что эти слова были написаны не знаменитым ученым-гуманистом, а добавлены позже невидимой рукой цензора. Например, в этой же книге имеются и нелицеприятные высказывания о татарах, обвинения в жестокости, грубости и даже воровстве. Невозможно поверить, что это написал друг татар Карл Фукс! Эти фразы просто не вписываются в общий контекст, идею и стиль книги. Интеллигентный человек просто не мог сказать таких слов в лицо народу, с которым его связывала многолетняя, крепкая дружба! Думается мне, что эти слова были добавлены в книгу гораздо позже шовинистически настроенными цензорами, чтобы возбудить неприязнь татарского народа к немецкому ученому.

    Кроме татар, Карл Фукс собрал богатый материал и о других народах Поволжья: чувашах, мордве, башкирах. Подробно изучив этнографию волжских народов, их религиозные и народные праздники, он представил в своей книге образцы народного фольклора, песен и преданий. А книга «Краткая история города Казани» - это не только уникальный исторический справочник о Казани, а полномасштабная глава большой татарской истории. В этой книге широко охвачены и булгарский период, и период Казанского ханства, и судьба татарских ханов, и события, развивавшиеся после падения Казани. Но здесь мы видим, что, работая над книгой, ученый использовал только русские источники, поэтому многие исторические факты растрактованы сквозь призму русского видения истории. Также очевидно, что этот научный труд был серьезно «подкорректирован» царской цензурой и дошел до нас в укороченном варианте. Несмотря на это, эта книга Карла Фукса выделяется своей объективностью и желанием дать правильную оценку татарской истории.
    Карл Фукс захоронен в Казани, здесь ему поставлен памятник, есть скверик, названный в его честь. Но самые главные памятники, воздвигнутые ученому еще при жизни - это его научные труды. Все, и татары и русские, любили этого человека, называя его ласково «наш Фукс». И по сей день для многих людей этот немецкий человек продолжает оставаться «нашим Фуксом».

    Раз уж мы затронули тему немцев в татарской истории, невозможно не упомянуть имя еще одного немецкого ученого - Фридриха Вильгельма или Василия Васильевича Радлова. Несмотря на то что в эти дни праздновался 170-летний юбилей этого великого ученого-востоковеда, многие уже давно забыли, что он был немцем по происхождению. А ведь он - основоположник российской тюркологии, великий ученый, изучавший тюркские языки, историю, устное творчество, культуру тюркских народов и оставивший после себя бесценные научные труды!

    Окончив философский факультет Берлинского университета, наряду с европейскими языками прекрасно владевший татарским, турецким, арабским, персидским, китайским, монгольским языками, он, как и Миллер, начал свою научную деятельность в России с изучения истории и образа жизни коренных народов.
    Уникальные этнографические материалы и образцы устного народного творчества, которые он собрал у алтайцев, хакасов, казахов, якутов, шор, тофалар и сибирских татар во время своей экспедиции по Алтаю и Сибири в 1859 - 1871 годах, и сегодня представляют собой бесценный кладезь для исследователей народов мира. Мы также должны быть благодарны Радлову за издание многотомной коллекции татарских дастанов-преданий, древних сказаний, которые донес до нас, до татар, немецкий ученый.

    Как написал доктор филологических наук Вахит Хаков: «В своей научной деятельности В. Радлов охватил обширные области тюркологии: диалектографию и диалектологию, лексикографию и лексикологию, сравнительную фонетику и грамматику истории тюркских языков, тюркскую текстологию, сказания, написанные на руническом, уйгурском и арабском алфавитах, тюркский фольклор, тюркскую этнографию и археологию».

    Невероятно, но факт - в то время, когда татарам было запрещено даже учиться в российских университетах, когда безжалостно расхищалась татарская история, а сам татарский народ терпел репрессии со стороны имперских властей, на помощь нашему народу пришли немецкие ученые! Они привели в систематический порядок татарскую историю и этнографию, собрали образцы фольклора, выучили татарский язык и оставили для потомков бесценные научные труды о народе - татарах, который когда-то имел великие государства и был властелином Евразии. Мы, современные историки и татарская интеллигенция, и сегодня черпаем вдохновение в этих трудах и в очередной раз содрогаемся, читая о великом прошлом и трагической судьбе нашего народа, в то же время приходим в восхищение, наслаждаясь сокровищами народного творчества. И, конечно же, от всего татарского народа говорим спасибо! Низкий вам поклон, великие сыны великого немецкого народа, за то, что возвысили татарский народ, написав о нем правду и увековечив его в своих бесценных научных трудах! Мы надеемся, что заложенные немецкими учеными исторические и культурные связи времен и народов, найдут свое продолжение и в будущем!

    Фаузия Байрамова, писатель, кандидат исторических наук




    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»