Слово культура происходит от латинского «возделывание, земледелие, воспитание, почитание». Это лингвистическое значение. Его толковый или семантический смысл означает область человеческой самодеятельности, связанную с самовыражением. Но для нашего понимания важен корень слова «культ» как подражание, мода, слепое или не слепое следование каким-либо образцам, вещам, идеям, музыке и т.д. Недавно в Казани открылась выставка под названием «Джинсы как культ социалистического быта». Название интригующее, противоречивое и с некоторым элементом загадочности. Предварительно был опубликован небольшой анонс о том, что известные рок-музыканты отдали на данное мероприятие свои старые джинсы еще тех - эсэсэсэровских времен в качестве экспонатов. Выставка произвела на нас чрезвычайно унылое впечатление своей безыдейностью, безвкусием. Смотреть на выставленные вещи было просто неинтересно. Здесь можно было увидеть штаны-джинсы и майки тех прошедших лет, звучала какая-то непонятная музыка. Чтобы как-то разнообразить весьма бедную, однообразную коллекцию, были также представлены дополнительные точки притяжения внимания посетителей - катушечные магнитофоны, проигрыватель «Аккорд», приемники, магнитола «Романтика», гитары с автографами и прочие мелочи типа фотографий уже немолодых кумиров. Апогеем сверкало Красное знамя за победу в социалистическом соревновании. Было непонятно, что хотели сказать организаторы этой акции. Показать, КЭ.К все было мертво и скучно тогда в СССР и как весело, тусовочно и супер-супер сейчас? Эти разложенные по секциям вещи, как в анатомическом музее, похожи на Мертвеца. Трудно предположить, какие замыслы были у организаторов, но, судя по названию, есть претензия показать нечто такое, что не состоялось. Чепуха! Почему вы, уважаемые инициаторы сего представления, считаете, что джинсы были культом в СССР? Хотелось бы уточнить: да, так было, но в основном для спекулянтов и фарцовщиков, которые сегодня именуют себя бизнесменами, предпринимателями. Тогда на них - незначительное меньшинство - смотрели просто с презрением как на недочеловеков, маленьких уродцев. Они, по существу, и остались таковыми. Вот для них - не джинсы, но Деньги и прежде всего деньги были, остались и расцвели махровым цветом. Тот, кто жил, трудился, любил в то самое социалистическое время, знает, что тогда жизнь была гораздо более интересной, осмысленной, радостной и никто не боялся будущего. Да, была и другая сторона советской действительности - желание прорыва, ожидание больших перемен к лучшему. Выставка совершенно не передает той атмосферы, духа тех времен, когда записи Макаревича были еще в подполье и их слушали как откровения, потому что они несли иное состояние. Их передавали с трепетом из рук в руки. Битлов переписывали по радио из БиБиСи, слушая передачи «Глядя из Лондона». Но люди не знали, что такое безработица, инфляция, рост цен, пробки, наркота, проституция, алкоголизм. А сейчас все познакомились, попробовали по полной программе. Ну как, весело стало жить, дамы и господа? А мы вот звали друг друга - товарищи, ребята, друзья, братья. В сущности, таковое благоговение и преклонение перед джинсами есть откровенный фетишизм. Культ перед материальной вещью возникает тогда, когда за ней усматривают определенные сверхъестественные качества, которых на самом деле, разумеется, нет. Закрепленные в позолоченные оправы джинсы с надписями на заднем месте вроде «джинсы - это кайф», «джинсы - это джаз», «джинсы - это свобода» - факт духовной аморфности. Возведение рабочей одежды американских фермеров на уровень высоких «культовых» ценностей в очередной раз есть констатация того, что ум и глаза современного человека развернуты в диаметрально противоположных направлениях. Джинсы - аллегория Запада. Их придумал известный американский предприниматель Леви Страусе во времена Золотой Лихорадки. Безумные рабы мамоны долбили в джинсах земную твердь и ревели от восторга, когда в грязных речушках Колорадо просеивалось несколько граммов золотого песка. Потом из джинсовой ткани начали шить комбинезоны для черных рабов, трудившихся на плантациях. Далее уже все жители Нового Света признали джинсы за удобство и функциональность. То есть единственная значимость джинсовых брюк - это их практичность. Все. В данном случае выставочная экспозиция и вложенная в нее идея ничем не отличается от любого блошиного рынка. Однако, пожалуй, на блошином рынке можно увидеть действительно уникальные вещи и пережить гораздо больше подлинно глубоких ощущений, потому что там есть не только исторические артефакты, но и носители исчезнувшей культуры.
Рушан Люкманов, отец, Альберт Люкманов, сын
Проголосовало: За - , против: . Общий рейтинг:
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «День Казани - новости, хроника событий», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru