Редакция попросила об интервью казанскую киноманку Людмилу Семенову. Человек необычный, занимается большим теннисом, 15 лет является вегетарианкой. Она была программным директором последнего «Золотого минбара» и очень хочет создать в Казани настоящий киноклуб. К сожалению, киноклуб в «Органике» прекратил свое существование, так как не приносил дохода дирекции Дворца химиков. Но высокая культура в принципе убыточна, она не массовая. Не означает ли это, что в Казани нужно закрыть театр оперы и балета, как в Туркмении, где в свое время Туркменбаши заявил: «Балет туркменскому народу не нужен, это не наше искусство». Театр балета там закрыли. - Людмила Михайловна, как обстоят дела с киноклубом в Казани? Любителей настоящего кино в Казани тысячи. - Сейчас подыскивается новая площадка. Рассматривается дом Аксенова. Очень приятное место. Там есть зал, его нужно оборудовать, они говорят, что это решаемо дирекцией дома. - К Ильсуру Метшину не обращались? - Писали в приемную. Это все спустилось в отдел культуры. Мы планируем показывать в доме Аксенова не очень сложное кино, скорее фестивальное, фильмы - победители международных фестивалей. Такое кино не доходит до Казани. Но нужна и серьезная площадка. - А Дом актера не подойдет? Сейчас Фарит Бикчантаев стал председателем СТД РТ, он поклонник хорошего кино. - Нужно изучить, насколько площадка там приемлема. - Что сами смотрите? Сколько хороших фильмов в год выходит в мире, как считаете, которые в Казани обязательно нужно смотреть? - Я сама смотрю все. В кино постоянно происходит что-то новое, интересное. Примерно 20 фильмов в год, наверное, обязательны к просмотру, это достижения, вершины. Но сейчас особенно увлечена азиатским кино, там сегодня происходят самые интересные вещи. Вот последняя картина Чхан Ук Пака «Жажда», ее очень рекомендую. Или тайский режиссер Апичатпонг Вирасетакул, он в прошлом году завоевал «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Его картина сумасшедшая, с первого раза даже трудно понять. Недавно посмотрела последнюю работу Годара «Социализм». Очень интересно, но, наверное, только уж совсем тонкие синефилы могут с 25-го раза что-то прорисовать в голове. - Сами кого любите, кто именно ваш режиссер? - Всех я их люблю. Люблю Киру Муратову, люблю Такеши Китано, гСоэнов. Вонга Карвая очень люблю, несмотря на всю критику в его адрес. Люблю Клинта Иствуда, Кеслевского, Ханеке. - Как стали такой фанаткой-синефилкой? - Кино любила еще со школы. Окончила музыкальное училище, специалист по теории музыки, музыковед. Затем окончила журфак. Сама я из Нижнекамска, уже в общежитии вела киноклуб. Там было такое сообщество, примерно 20 человек. Некоторые сейчас уже за границей. Потом занималась промоушеном, привозила в Казань разные коллективы. Привозила джаз, рок-коллективы, вот, например, группу «АукцЫ-он». Привозила Давида Голощекина. Это все дело затратное. Ничего не окупается, народ в Казани темный. У меня был маленький ребенок, мне была нужна работа, однажды устроилась пиар-менеджером в кинотеатр. Оттуда все и пошло. - Я часто хожу на ваши кинопоказы, фильмы очень интересные, их нигде больше не увидишь, но в зале всегда примерно человек десять. - Бывает и больше, все зависит от картины. К сожалению, в Казани идут на имена. Вкус еще не выработан. Независимо от того, какой бы ни был замечательный фильм, как бы о нем ни написали в прессе, если там нет звезд, то люди скорее всего не придут, как бы мы ни кричали, как бы мы ни заявляли. Это проблема. Я думаю, этим должна заниматься такая организация, как «Татаркино». Она должна воспитывать вкус. - Была же раньше кинопанорама на телевидении. - На ТНВ такая политика - за все нужно платить, все должно окупаться. - Но высокая культура в принципе не окупается. Окупается только пошлость. Сколько стоит сейчас показать хороший фильм в кинотеатре? - Очень разные цены. Нужно разговаривать с кинопрокатчиками. Могут продать и за 30 тысяч рублей, как-то разговаривала по поводу одной короткометражной картины, там цена была 300 тысяч рублей. Я говорю, она у вас лежит мертвым грузом на складе, ее никто не покупает, дайте за более разумную цену. Они говорят: нецелесообразно. Никто не хочет заниматься благотворительностью, всех интересуют деньги. - Вы откуда привозите фильмы? Все основано на дружеских связях, от таких же фанатиков, что и сама? - Есть такая организация «Кино без границ», есть фирма «Леопард». Они путешествуют по фестивалям. Они страстные поклонники хорошего кино, это фанатики, можно сказать, «больные» люди. Больные в хорошем смысле люди, побольше бы таких людей. Они на свои деньги пытаются развивать систему показа хорошего кино. - Почему в КФУ не организуете киноплощадку? Там наверняка хороший зал можно найти. Преподаватели, студенческая аудитория. - Зритель идет обычно на раскрученную площадку в центре города. Нужно формировать аудиторию. Нужен ликбез, люди теряют представление о хорошем кино. В КФУ было бы хорошо, но люди не из университета туда вряд ли пойдут. - В Казани был в советское время большой киноклуб при молодежном центре. Помню, было по несколько показов за один приезд, были Тарковский, Кира Муратова, Элем Климов, Никита Михалков, да все были, забитые до отказа залы, билеты доставали по блату. А сейчас все кино есть в Интернете или на DVD, да и у меня, например, цифровое телевидение, 60 каналов, 10 каналов для киноманов, большие телеэкраны, домашние кинотеатры, времени не хватает все смотреть. А в русском кино есть что-то интересное сегодня? Мне вот «Бубен, барабан», «Волчек», «Счастье мое» понравились. - За последнее время лично мне понравились «Овсянки». Продаются они неплохо в Казани. Несколько небольших показов устраивалось. «Кочегар» как балабановская квинтэссенция привлек внимание. Что касается «Закрытого показа» Гордона, он все-таки дилетант в кино, и у меня интереса не вызвали его картины, его подбор. - Разлогова вы в Казань пригласили на «Золотой минбар»? - Да. Я, кстати, на «Золотом миноаре» спросила, какой фильм в российском кино его впечатлил за последнее время? Он ответил: «Все умрут, а я останусь» Гай-Германики. - Гай-Германика, кстати, ученица Марины Разбежкиной. - Но мне лично ближе фильм Ролана Быкова «Чучело». Мне кажется, «Чучело» сделано серьезнее. Гай-Германика на меня впечатление не произвела. «Брелок» Ягофа-рова мне тоже показался сделанным коряво, но он попал в программу Каннского кинофестиваля, сейчас соц-арт очень моден, мне кажется, он попал в конъюнктуру. То же с Попогребским, для меня это очень простое кино. Я жестко обычно не говорю о кино, любое творчество имеет право на существование. Но относительно Попогребского скажу: я ничего бы не потеряла, если бы не посмотрела его фильмы. И та же история произошла с его фильмом «Как я провел этим летом», он попал на Берлинский кинофестиваль, немцы увидели там экологические проблемы на Крайнем Севере. У них там свой взгляд. Вообще у российского кино специфический менталитет. Все эти рефлексии там, за пределами России, неинтересны. Вот «Овсянки» вышли за специфические русские рамки. За счет язычества, иной поэтики, иной энергетики. - Это, конечно, не православный фильм и не русский фильм. - У Дениса Осокина все творчество языческое, глубинное, корневое. - Сами вы ездили на фестивали? - Да, я была в Берлине и в Венеции. - Какое впечатление произвел «Золотой минбар»? - Меня снова пригласили программным директором на «Золотой минбар» в этом году. Кирилл Разлогов меня, кстати, похвалил за работу на прошлом кинофестивале. Сказал, что мне удалось разбавить фестиваль интересными вещами, сделать небольшую красивую обертку. Небольшую, потому что денег просто не было. Вообще на «Золотом минбаре» работают очень непрофессионально. В этом году мне предложили полностью взять на себя роль наполнения конкурсной и внеконкурсной программ. - Вы на прошлом фестивале чуть не добились, чтобы легендарный классик иранского кино Аббас Киорастами приехал на «Золотой минбар». - Да, он согласен был приехать, его интересовала Казань, и денег больших не требовал. Но вмешалась политика, он не живет в Иране, у него политические разногласия, он изгой, и посольство Ирана было категорически против его присутствия на «Золотом минбаре». - Работа уже началась над наполнением программы «Золотого минбара»? - Она началась, но остановилась, поскольку вся эта работа не оплачивается. В прошлом году я надорвала свое здоровье, использовала свои связи, мне заплатили какие-то очень смешные деньги. А потом мне сказали, что люди в министерстве культуры получили премии в размере 70 -100 тысяч рублей за то, что вообще не принимали никакого участия в фестивале, это было для меня странным. Менеджмента на «Золотом минбаре» пока нет, это такое стихийное нечто. Деньги в последний момент, за два дня все равно откуда-то берутся. Но можно ли сделать фестиваль за два дня? Хороший фестиваль сделать невозможно. - А постоянной дирекции фестиваля нет? - Есть, но, к сожалению, она настолько некомпетентна в кино, и меньше всего ее волнует проблема качества фестиваля. - Но это же приведет к неизбежному провалу фестиваля? - К тому и идем. По большому счету ничего ценного нам и не показывали. Два, три случайных хороших фильма за всю историю фестиваля. А так это просто мусор какой-то, который не интересен ни кинематографистам, ни киноманам. Получается, что у нас есть фестиваль для галочки. На том бюджете, который есть, можно сделать высококачественный фестиваль, высокого художественного уровня. - А какой бюджет фестиваля? - Озвучивают ориентировочно в районе 15 миллионов рублей. Со звездами, гостями. Я говорю, дайте денег, уже нужно начинать работу, уже опаздываем. Говорят, денег нет или как насчет того, чтобы получить деньги в октябре. В прошлом году было именно так. В том году вместо того чтобы заниматься непосредственно фестивалем, я занималась выбиванием денег на приглашенных мною людей. Это Разлогов, это внучка Александра Алексеева. Гениальный Алексеев делал совершенно уникальную игольчатую анимацию, жил в Париже. У меня сложилось впечатление, что их хотели «кинуть» на деньги. Я просто выбивала из бухгалтерии деньги для них. Люди творческие не должны этим заниматься. В министерстве культуры есть целый отдел, который занимается развитием кино в Татарстане, есть «Татаркино». У них есть бюджет. Но есть ли кино в Татарстане, что мы в этом году представим к «Золотому минбару»? Будет ли оно, татарстанское кино? Меценаты - это такой вопрос, рано или поздно деньги заканчиваются. Этим должно заниматься государство. Если это государству не нужно, то не надо об этом и говорить, нужно сворачивать программы. - Кино все-таки нужно в Татарстане? - Это особый вид культуры. Это особое состояние - кино на большом экране в зале. Это как смотреть футбол на стадионе или по телевизору. Люди не ориентируются, что смотреть, им нужен «путеводитель». Для меня магия кино - это кинотеатр. Когда я пошла на «Кочегара» в кино, муж мне говорит, зачем ты идешь, скоро выйдет на DVD. Но это же совсем иной уровень восприятия. Я смотрела в Интернете вкусы современной аудитории: говорят о «Форресте Гампе» или «Зеленой миле». В кино после этого столько всего произошло, столько эпох. - Какие планы? - Если посмотреть вокруг, Уфа, Нижний Новгород, там есть поддержка властей, городов для киноманского движения. Есть кинотеатры, специально этим занимающиеся, этими фильмами. Сейчас идет «Печальная баллада для трубы», она взяла приз за режиссуру в Венеции, совершенно замечательный фильм. Она идет везде вокруг, но в Татарстане ни один кинотеатр не показывает. Это грустно. Современное искусство в принципе в Казани слабо представлено, Казань очень отстает. Мы пока в мейнстриме. У нас представлено искусство, вышедшее в тираж. Таких вещей, которые именно сейчас гремят во всем мире, - нет. - Для реализации проекта казанского киноклуба о какой сумме идет речь на год? - Думаю, что 2 миллиона рублей должно хватить. Это включает и два фестиваля в год европейского, американского и азиатского кино, примерно по 15 - 20 фильмов каждый. Было много достойных фильмов, проходить мимо которых не хотелось. Что-то можно повторять, самые сливки. У нас были и фестивали музыкального мирового кино, и показ всех фильмов-победителей крупных фестивалей в «Органике». Наверное, свой сайт казанского киноклуба необходим. - Нужно попечительский совет собрать - Бикчантаев и Пивоваров могут войти, Метшин тоже кино любит. Можно там в клубе собираться, обсуждать. Того же Разлогова можно включить, приглашать режиссеров. Грант можно, наверное, получить на развитие киноклуба в Казани. - Я обращалась за грантом в министерство, но мне сказали, что нужно быть «своим человеком», чтобы получить грант. Я человек со стороны. Кстати, думаю, в Казань Явора Гырыдева из Болгарии можно пригласить, который снял «Дзифт», он вообще-то крупный успешный театральный режиссер. «Дзифт» - это его первый опыт в кино. И еще, мы в театре на Булаке 25 марта планируем показ, будем озвучивать фильм Дзиги Вертова. Мы там арендуем площадку. - У меня складывается впечатление, что примерно 70% аудитории киноклубов - женщины. - Женщины больше ходят на выставки, в театры, на хорошие фильмы, на симфонические концерты, в общем, туда, где можно встретить умных мужчин. Они там в поиске умных мужчин. - Даже так? Поздравляем вас и всех киноманок Казани с праздником 8 Марта. Каждой киноманке - по умному мужчине. Пусть ваш киноклуб работает. Спасибо за вашу подвижническую деятельность.
Беседовал Рашит Ахметов
Проголосовало: За - , против: . Общий рейтинг:
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «День Казани - новости, хроника событий», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru