Известно ли вам, что благодаря одному татарину Япония чуть было не стала мусульманской страной? Известно ли вам, что в то время, когда от разваливавшейся на глазах Османской империи (а вместе с ней и исламским халифатом) отторгались и исчезали мусульманские территории, один наш соотечественник вел активную просветительскую и миссионерскую деятельность по внедрению ислама не где-нибудь, а в самой Японии? И добился феноменального успеха, вплоть до того, что в 1939 году парламент Японии признал ислам одной из официальных религий в стране. За этот период многие представители японской элиты, включая военных и интеллигенцию, приняли ислам. По утверждению некоторых зарубежных ученых, в тот период в Японии уже насчитывалось около одного миллиона мусульман. В этот период активно разрабатывается «азиатская» теория в исламе, согласно которой народы Евразии должны были объединиться под лидерством Японии на платформе ислама. Такая бурная деятельность татарского миссионера не на шутку встревожила мировые державы. Европейские страны испугались стремительного распространения ислама в Японии, назвав этот феномен «желтой чумой». В Америке и по сей день хранятся в архивах секретные файлы об «исламизации» Японии. Внешние силы, категорически не желавшие появления мощного, милитаризированного исламского государства в лице Японии, перешли в контрнаступление. Как раз в это время в Японии начали вести активную подрывную деятельность лучшие разведчики мира, силы зла, включая гения разведки Рихарда Зорге и иже с ними (в команде которого, кстати, были и «красные» татары). Кульминацией этой драмы стала атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Сегодня все эти события списываются на Вторую мировую войну и трактуются в свете официальной истории. Но кто знает истинную причину столь чудовищной и непропорционально жестокой «мести» американцев? Не желание ли наказать и отбить раз и навсегда стремление японцев к лидерству, особенно через ислам? Ведь у сильной духом самурайской Японии был и есть огромный потенциал к лидерству, и, приняв ислам в качестве государственной религии, Япония, безусловно, могла бы стать лидером в осиротевшем после падения Османской империи исламском мире. Так кто же этот человек, который приложил так много усилий в сохранении и пропаганде ислама во всем мире в то смутное время, когда само будущее исламской религии стояло под угрозой? Имя этого человека Абдуррашид Ибрагимов. На исторической родине, т.е. в России, его почти не знают. Во времена советской власти его имя замалчивалось по идеологическим причинам. Он не вписывался в пантеон советских героев-коммунистов. Мусульманский мир знает его лучше, хотя арабы также не любят отдавать пальму первенства в вопросах миссионерства не арабским ученым. Тем не менее если кто-нибудь из зарубежных мусульман высокомерно спросит: «Есть ли у татар богословы, внесшие свой вклад в распространение и укрепление ислама во всем мире?», можно с гордостью ответить: «Да, есть. Это Абдуррашид Ибрагимов и Муса Бигиев». Об Абдуррашиде Ибрагимове можно с уверенностью сказать, что это первый татарский геополитик мирового масштаба, в сферу деятельности которого входили не только решение насущных татарских проблем, но также вопросы глобальной политики, включая роль ислама на мировой арене. Он наш первый национальный политик и идеолог политического ислама мирового масштаба. Все, к чему можно прикрепить приставку «пан» - панисламизм, пантюркизм, паназиатство - все входило в сферу его политической деятельности, ибо мыслил он глобальными категориями. Его знают в Турции, Египте, Сирии, Иордании, Японии, Германии, Франции и Англии. Чтят Абдуррашида Ибрагимова и в его родном сибирском городке Тара, где недавно прошли юбилейные торжества в честь его 150-летия. Наряду с татарским и русским языками Абдуррашид Ибрагимов прекрасно владел арабским, персидским, японским, турецким и немецким языками. Он знал наизусть Коран, был профессиональным исламским богословом, исламским правозащитником, известным журналистом, первым татарским эмигрантом и истинным татарским интеллигентом, с уважением относившимся к культуре других народов. После себя он оставил свыше 280 научных трудов, книг, газет, журналов. Он был идеологом и основателем первой мусульманской татарской политической партии, исколесил полмира, выступая на международных конференциях и пропагандируя ислам. В то же время он всегда оставался истинным мусульманином и вел праведный образ жизни по всем канонам ислама. На рубеже веков, в эпоху войн и революций, в непростое для исламской цивилизации время этот человек выступил в роли локомотива по трансформации ислама в политическое пространство и превращению его в международную идеологию, способную вдохновить и объединить множество людей по всему миру. Сегодня труды Абдуррашида Ибрагимова тщательно изучаются во многих странах мира, перепечатываются и пропагандируются. События, которые происходили в исламском мире в начале двадцатого столетия, а также политическую историю татар, стремление татарского народа к восстановлению государственности сегодня изучают именно по его трудам. Его ставят в пример как эталон невероятного трудолюбия, праведности, верности идеалам и целеустремленности. Так кто же он, этот «колокол истории», «колокол перемен», забивший в набат в начале двадцатого столетия и разбудивший тюрок-мусульман от векового сна? Кто этот человек, призывавший японского императора принять ислам, поднявший турецких султанов на борьбу с Антантой и обсуждавший проблемы татарского народа на приеме у русских министров? Кто такой Абдуррашид Ибрагимов? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с его корней, с его родословной, так как происхождение, место рождения, среда обитания и образование и есть тот фундамент, который формирует личность человека на всю жизнь. Абдуррашид Ибрагимов родом из Сибири, родился 23 апреля 1857 года в городке Тара Тобольской губернии в семье религиозного деятеля. Все его предки по линии отца были ахунами (мусульманскими святыми праведниками), говорят даже, что древо его рода восходит к самому пророку Мухаммеду. Предки Абдуррашида Ибрагимова прибыли в Сибирь из Бухары-Ургенча в 1572 году по приглашению сибирского хана Кучума для распространения ислама. Четыре брата-сподвижника, обосновавшись в четырех деревнях вокруг Тары, принялись за внедрение ислама в Сибири. В те времена сибирский городок Тара служил летней ставкой сибирского хана Кучума и назывался Ялым-Тора. После падения Сибирского ханства в 1594 году царские войска возвели на этом месте форпост и начали кровопролитную войну по захвату Сибири. В последних войнах против захватчиков участвовали и предки Абдуррашида Ибрагимова - шейхи и сайды. Земли Тары освящены кровью этих мусульманских святых мучеников, шахидов, павших за веру. Как показывают архивные источники, русские после завоевания Сибири начали беспощадную кампанию по крещению коренных народов. В результате большинство местных ханты-мансов, остяков, киргиз-кайсаков и даже татар вынуждены были принять православие. Но мусульманские шейхи Сибири и религиозные деятели из рода саидов стояли против насильственного крещения, ища правды и заступничества, они доходили до столицы империи и там требовали соблюдения своих прав. После восшествия на престол Екатерины II и провозглашения религиозных свобод в 1793 году прадед Абдуррашида Ибрагимова ахун Абдуррашид совместно с купцами Айтикиными построил в Таре первую каменную мечеть. Пост главного имама этой мечети переходил из поколения в поколение от отца к сыну в семье Абдуррашида Ибрагимова. Профессиональное богословское образование Абдуррашид Ибрагимов получил на родине ислама, в Медине. Проучившись в Медине пять лет, с 1879 по 1884 годы, и получив степень коран-хафиза (чтеца, знающего Коран наизусть), он вернулся в Тару, где стал имамом мечети. Здесь он проработал с 1885 по 1895 годы, обзавелся семьей, детьми. В эти годы он еще больше облагородил и расширил мечеть в Таре, открыв при ней начальную школу-медресе. Наиболее талантливых детей отправлял совершенствовать знания за границу - в Турцию, Мекку-Медину. Надо отметить, что в городке Тара в тот период кипела политическая жизнь. Сюда нанес визит будущий царь Николай II, здесь когда-то сидели ссыльные декабристы, вольнодумцы, революционеры. Известно, что в тюрьмах Тары побывали такие мыслители, как Достоевский, Радищев, Фонвизин и другие… Такова была судьба не одной только Тары. После победы над татарами Российская империя превратила всю Сибирь в страну тюрем и каторг… После Тары Абдуррашид-хазрат три года проработал главным религиозным судьей-казыем в Уфе, в Духовном управлении мусульман. В отсутствие муфтия исполнял его обязанности. Но свободолюбивому по натуре сибирскому татарину Абдуррашиду Ибрагимову не понравились некоторые повадки официального духовенства. Он быстро осознал, что Духовное управление мусульман является марионеткой в руках имперских властей и служит инструментом для подавления масс. Он начал критиковать официальное духовенство мусульман и призывал их вернуться к службе народу. Видимо, в это время и начали формироваться его политические взгляды. Как человек мыслящий, он не мог оставаться безразличным, видя, как попираются права тюрок-мусульман в Российской империи. В попытке добиться расширения прав и свобод для мусульман он побывал на аудиенции в Петербурге, в министерствах внутренних дел и образования. Такая бурная деятельность, критика властей и инакомыслие не могли понравиться ни царским властям, ни мусульманскому духовенству. Его быстро зачислили в список неблагонадежных. Начались преследования, гонения, слежка, неприязнь коллег. В результате репрессий, а также опасаясь за свою жизнь, в 1895 году Абдуррашид Ибрагимов вынужден был покинуть страну. Так началась его долгая жизнь в эмиграции и расцвет его славы. Сначала он остановился в Турции, а потом отправился в путешествие по всему миру. За три года он побывал в Египте, Палестине, Италии, Австрии, Франции, Болгарии, Сербии, на Кавказе, в Средней Азии, Турции, Туркестане, Японии. Главной целью такого марш-броска было ознакомление с ситуацией в стремительно меняющемся мире, знакомство с мусульманскими странами. Он много проповедовал о бесправном положении тюрок-мусульман в Российской империи, о стремлении татар к независимости, искал пути для создания всемирного исламского союза. Среди возможных союзников в освободительной борьбе тюрок-мусульман против российского колониализма он рассматривал три сильные державы того времени: Османскую империю, Японию и Германию. Обо всем этом он напишет позднее в своих трудах. Первые печатные издания Абдуррашида Ибрагимова вышли в свет в 1895 году в Турции. Это книжки-брошюрки «Ливауль Хамд» и «Чулпан Йолдызы». В первой он разоблачает политику русификации российских властей по отношению к татарам и призывает татар эмигрировать в Турцию. Книга быстро завоевала популярность среди российских мусульман и сильно помешала переписи населения в 1897 году. Многие откликнулись на призыв покинуть Россию, и в начале двадцатого столетия около 70 тысяч татар переехали жить в Турцию. Вторая книга Абдуррашида Ибрагимова «Чулпан Йолдызы», изданная в 1895 году сначала в Стамбуле, а затем переизданная в Петербурге, доставила еще больше хлопот царским властям. В этой книге Абдуррашид Ибрагимов впервые пишет правдивую историю татар, историю принятия ислама татарами, разоблачает враждебную политику царизма, веками направленную на уничтожение татар, призывает соотечественников подняться на борьбу с царским самодержавием. Эту книгу моментально вносят в список запрещенной литературы, но, несмотря на это, именно она становится настольной книгой всех тюрок-мусульман и татарского передового студенчества. Несмотря на то что репрессии и давление со стороны властей ужесточались, Абдуррашид Ибрагимов не прерывал своих отношений с татарами, оставшимися в России. Часто приезжая в Петербург и собрав там круг единомышленников, он даже поставил на поток издательство газет и журналов национальной и религиозной направленности. Можно с уверенностью сказать, что Абдуррашид Ибрагимов был основоположником татарской прессы. Еще в 1900 году он начал издавать журнал-альманах под названием «Миръат» («Зеркало»). За 9 лет в Петербурге в свет вышли 16 выпусков этого издания, в Казани - 6. В этом журнале Абдуррашид Ибрагимов разносторонне освещал жизнь татар - он писал об их внутреннем мире, о необходимости воспитания интереса к наукам, о проблемах эмансипации женщин, о сохранении нравственности и о первостепенной роли просвещения в развитии нации. Позднее вышла его книга «Алеми Ислам», в которой описываются его путешествия по миру. Известно, что в 1900 году в Египте Абдуррашид Ибрагимов анонимно издал книгу «Мусульмане России, или История татарского народа». (Продолжение следует.)
Фаузия Баирамова, писатель, кандидат исторических наук
Проголосовало: За - , против: . Общий рейтинг:
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «День Казани - новости, хроника событий», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru