День Казани - новости, хроника событий
На главную / | Новости Казани
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •   | Новости Казани

    Гастроли

    21.06.2011
    Источник информации: ТатПолит.ру
    Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2011-06-21/6006



    В театре им. Камала состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящим гастролям в Казани Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. Гастроли пройдут в здании театра им. Камала с 14 по 21 марта.
    Будет показано девять спектаклей. 14 марта «Ахметзаки Валиди Тоган» - это начало гастролей. Спектакль был показан в Турции и вызвал там большой интерес. Режиссер - Айрат Абушахманов. В спектакле занято 30 актеров. Это как бы идеологическое кредо башкирского театра. 15, 21 марта «Шауракей», музыкальная комедия, режиссер - Абушахманов. 16 марта на большой сцене «Моя семья», мелодрама, режиссер - Абушахманов. 16 марта на малой сцене «Грешно ли любить», режиссер - Абушахманов. 17 марта днем в 14.00 «Буратиноримеик», режиссер - Абушахманов. 17 марта вечером лирическая комедия «Хыялый», режиссер - Янбеков. 18 марта на большой сцене «Дети мои», мелодрама, режиссер -Муллабаев. 18 марта на малой сцене «Good morning, Ehid!», «фокусы жизни», режиссер - Искандерова. 19 марта «Кодаса», музыкальная комедия, режиссер - Абушахманов. 20 марта театрализованный концерт, принимают участие народные артисты РБ, РТ, РФ Нурия Ирсаева, Фидан Гафаров и многие другие.
    Можно будет сравнить театральные школы Казани и Уфы. Мне лично кажется, что театральная школа Уфы отличается некоей монументальностью, широтой, большим «объемом», менее народная, но более «советская», лубковая, более прямолинейная, более государственническая, громкая, эпическая. Татарский театр тоньше, глубже, поэтичнее, с меньшим размахом, он более камерный, ориентирован не на социум, а на индивидуальность, тихий, лирический. Татарский театр более «кулацкий», мелкобуржуазный, театр в Уфе более «колхозный», более «аграрно-индустриализованный», даже коммунистический, с приходом нового президента РБ Хамитова, театрала, любителя бардовской песни, джаза, поклонника Интернета, выпускника МВТУ им. Баумана, ему предстоит расцвет. Каждый из театров развивается в поиске, в конкуренции. Если взять русскую поэзию и сравнить, то башкирский театр, мне кажется, ближе к Маяковскому, татарский театр ближе к Есенину.
    На пресс-конференции выступили Харматулла Утяшев, народный артист России, творческий директор театра, Айрат Абушахманов, главный режиссер, Ильсияр Газетдинова, народная артистка РБ и РТ, заслуженная артистка РФ, Ильдар Гумеров, народный артист РБ, Сара Буранбаева, народная артистка РБ. На вопрос редакции Харматулла Утяшев, кстати, сообщил, что новый президент Башкортостана Рустэм Хамитов посетил спектакль театра и даже встретился отдельно с труппой театра. Хамитов попросил актеров сообщить ему список материальных проблем, которые имеются у театра, и обещал всемерную помощь. Он особенно рекомендовал дружить с татарским театром им. Камала, чаще ездить на гастроли и заявил о своем желании посмотреть спектакли театра им. Камала. Учитывая, что скоро Рустэм Хамитов приедет в Казань, можно ожидать, что он вместе с Рустамом Миннихановым посетит спектакль театра им. Камала.
    Хорошее впечатление произвел Айрат Абушахманов, режиссер уфимцев с 2005 года, закончил РАТИ. Он весь горит театром, творческий режиссер, у него молниеносное мышление. Он уже привозил свой спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» в Казань, этот спектакль номинировался на «Золотую маску». Но он мне показался холодным, слишком «геометрическим», слишком жестким, «хирургическим», беспощадным, в нем не хватало человечности, теплоты. Кстати, спектакль, привезенный из Уфы на фестиваль молодежной режиссуры «Ремесло», был очень похож на него, можно сказать, даже калька, хотя там была пьеса Туфана Миннуллина. У нас с Абушахмановым возникла небольшая дискуссия - он заявил, что есть такой феномен: академические театры часто лучше ставят спектакли для детей, чем тюзы. Прозвучало со стороны даже обидное слово «тюзятина», такой пренебрежительный ярлык. Я отметил, что это не случайно, академические театры ближе к начальству, зависят от руководства региона и стараются часто обходить острые углы, чтобы не дразнить руководство, испытывают гнет «внутреннего цензора» и часто перестраховываются, сдерживают себя в эксперименте во «взрослых» спектаклях, а в детских сбрасывают с себя эту надоевшую «внутреннюю цензуру», раскрепощаются, распрямляются, превращают спектакли в полукапустники, творят свободнее.
    Академическому театру нужно сбрасывать с себя «бронзу». Если есть такой термин «тюзятина», то имеет право на существование тогда и «академятина», превращение театра в «официальный гимн», который неинтересен никому, даже руководству. Театр должен быть острым, в этом его призвание, он должен отражать жизнь прямо и даже не отражать обыденную жизнь, а вносить в жизнь зрителя настоящую романтику бытия, раскрывать потустороннее, смысл существования, театр - это действительно храм в том представлении, что он дает связь с идеальным высшим, реализует мечту человека, реализуя воображение. Театр фокусирует миллиардосветовую Вселенную, ее живую энергию на нескольких десятках квадратных метров сцены.
    Гости раздали книги о своем театре, и вот эпиграф к одной из них: «Если народ не печется о своем театре, не питает его, значит, этот народ умирает или уже умер. А театр, не вобравший в себя душу своего народа, своеобразие пейзажей родной страны, драматические судьбы ее людей, их радость и горе, театр, в котором не бьется пульс социальной жизни, пульс истории - не имеет права называться театром» Гарсия Лорка. Башкирский театр родился в 1919 году в Стерлитамаке. Вот еще одна цитата из книги профессора С. Кусимовой «Путь театра»: «Когда-то А.Н. Островский назвал театр «признаком совершеннолетия нации», полагая, что ни один другой вид искусства не выражает так полно стремления народа осознать себя, свою историю, свой нынешней день». В 1970 году театр награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1999 году театр получил новое здание в виде шатра с залом на 466 мест. Как пишут в пресс-релизе, в театре преобладает национальная драматургия. В 2008 году прошли обменные гастроли БАТД с Шанхайским центром драматического искусства (КНР). БАТД - частый гость крупнейших театральных фестивалей. Одна из уфимских актрис сообщила, что очень изменилась в худшую сторону публика в театре в Уфе, сейчас все требуют развлечений, комедий, смеха, глубокие спектакли зрителя не интересуют, и она спрашивала: «У вас в Казани не так?». Фарит Бикчантаев ее заверил: «У нас не так, сами все увидите». В общем, ждем с интересом гастролей. Башкирский и татарский театры дополняют друг друга, это сообщающиеся сосуды духовной энергии народов. Это скорее единый татаро-башкирский театр, две «платоновские» половинки, которые всегда ощущают тяготение друг к другу, это символ несостоявшейся в свое время Татаро-Башкирской республики. Их взаимодействие - объективно положительный процесс, это мощное творческое взаимообогащение, и оно, безусловно, даст так называемый синергетический эффект в общем театральном процессе. Хотелось бы, чтобы башкирские режиссеры чаще ставили у нас спектакли, а наши там, в Уфе.

    Рашит Ахметов




    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»