(Беседа с заслуженным деятелем искусств РТ Ахтямом Зариповым.)
А.И. Зарипов 1935 г.р. В 1961 году окончил МВТУ им. М.С. Щепкина при Малом театре, а в 1973 году - Всесоюзный институт телевидения и радио. Актер драмы и кино, режиссер. 11 лет работал актером театра им. Камала. За 35 лет работы на телевидении и радио поставил около 100 спектаклей и фильмов, в основном по своим сценариям, половина из которых хранится в фондах ТНВ. - Чем занимаемся сегодня? - Ревизирую прожитую жизнь. - Жизнь в искусстве? - Из 75 лет 25 лет, естественно, я спал. 15 лет истрачены на учение. - 35 лет чисто творческий труд? - Человек живет не только работой. Болезни, лечения, развлечения… Из 12600 рабочих дней наверняка не меньше половины потрачены на всякую суету… А если человека «списали» «по собственному желанию» в год его 60-летия? Очень мало для режиссера, который созревает только в зрелом возрасте. - А сколько лет жили Тукай, Лермонтов, Байрон?! - Они гениальные особы, гиганты мысли. Речь идет о «рабочих лошадях». Потом… дело не только в количестве рабочего времени. Есть примеры, когда одним фильмом, одним годом работы заняли достойное место в истории искусства. Как всякий творческий труд, работа режиссера связана со множеством специфических условий. Основная из которых - свобода творчества. Телевизионный режиссер - самый зависимый из всех зависимых: от автора, от администрации, от актеров, от зрителей. Он еще должен угодить эпохе создания литературной основы да и современности. В то же время своим творческим трудом он должен заявить о себе как о независимой личности, о своем творческом кредо как единственном, оригинальном. - Возможно ли это? - Конечно, нет. Особенно, у нас - татар. И никак не по физиологическим причинам… - А по каким причинам? - С 1552 года мы вынуждены думать одно, говорить другое, делать третье. - Кто это «мы»? - Кто считает себя потомками граждан той поглощенной страны и обречены носить издевательские прозвища… «Чабаталы князь». - Это самооговор, как будто с тех далеких времен у татар вообще не было никаких радостных событий, счастья?! - Не все татары считали и считают себя потомками граждан той страны. А кто считает, не могут быть счастливыми хотя бы по генеалогическим параметрам. - Лично вы сами себя за кого «выдаете»? - Я - лакей, гордо служащий своей нации. - «Гордый лакей», первый раз слышу такое словосочетание. Звучит как «мокрый огонь»… - Ничего удивительного. У лакея бывают в жизни и счастливые дни. Особенно, когда он чувствует себя действительно нужным и полезным своему хозяину. - Все-таки должно быть позорно художнику называть себя лакеем?.. - Пусть будет стыдно тем, кто боится признать свой действительный статус лакея и считает себя избранником народа. - Давайте не трогать касту «избранников». Тема нашего разговора - «служение муз». - «Служение муз не терпит суеты», - сказал первый русский поэт. - А мы от себя добавим: «И лени». Получится: «Служение муз не терпит суеты и лени». Где-то читал, будто Юрий Олеша принес статью, которая начиналась словами: «В эпоху быстрых темпов художник должен думать медленно». Редактор требовал исправить, но автор не уступал. Присутствующий во время этого спора корректор незаметно для спорящих подставил «не». Получилось: «Художник должен думать немедленно». Спор прекратился. - Парадоксальный случай. - Парадокс заключается в том, что обе установки проблемы верны! Наша эпоха - тоже эпоха быстрых темпов, эпоха ваучеров, приватизации… Она диктует реагировать тоже немедленно. - …Но обдуманно! - Однако нарушались и нарушаются все мыслимые и немыслимые бастионы разумного. - Да, человеку свойственно торопиться. - Не всем. Например, куда мне сейчас торопиться? Разве только к разбору неосуществленных проектов? - А как живется вашим осуществленным «лакейским музам»? Поддерживаете с ними связь? - Если муза действительно из категории муз, она не нуждается в родительской поддержке. Эзоп был рабом. Его муза жива и сегодня. - Потому что он творил «эзоповым языком» и никогда не сочинял ни од, ни мадригалов, как вы в своих так называемых «опусах» 70 - 80-х годов? - Эзопов язык - язык всех ущербленных. - Можете ли вы сегодня указать: в каком вашем фильме говорят на этом языке? - Ваш вопрос по-обывательски прост, утилитарен и «дегтем» намазан. Но отвечу без обиды: во всех фильмах-спектаклях, которые я ставил, есть дух этого языка. Тогда иначе нельзя и невозможно было ни в режиссуре, ни в драматургии, да и во всех других видах писательского ремесла. - И в удостоенных Госпремией? - Даже в них. - Но они присуждались в основном за идеологию. - Идеология была оберткой, тарой. - Спорить не буду, но Госпремия была и остается «большим пряником», которая вам не досталась, к сожалению… - Кого вы жалеете: кто присуждает эту премию или кому ее не дали? (Наливает чай?) Пейте! С пряником. - Доказано веками: если творец не в оппозиции к власти, его произведения не привлекательны для народа. Но власть всегда имеет возможность манипулировать вкусами и мнением вассалов. - Вы правы. Особенно сейчас. - Как вы оцениваете занимаемое положение художника в существующей системе власти сегодня? - Не могу оригинальничать: раньше власть давала возможность брать от жизни все без денег, теперь она дает возможность делать деньги, чтобы затем удержать власть. А художник этого не должен замечать. За эту услугу его могут одаривать «пряником». - Где это напечатано, чьи эти слова? - Вы поставили вопрос - я ответил. Повторяю: если удастся, своими новыми фильмами или спектаклями я то же самое сказал бы и сегодня. Только им пока не суждено осуществиться. - «Сказать» еще не значит «доказать». - Дело художника не доказать, а показать. - Показывая, он и доказывает. - Да! Если он показывает только понятное. Творец (ижатчы) должен видеть в схожих предметах разницу, а в разных - схожесть. Одна из задач творца - заставить думать, что скрыто за видимыми явлениями жизни. - Ваши ответы звучат как-то по-книжному, как будто они чужие и заранее кем-то подготовлены. - Человек покупает мед и спрашивает: «Откуда?». Ответ: «Где пчелка нашла нектар: в лесу, на поле, в навозе». Ответ пугает покупателя, и он уходит без меда. А зря. Формула нектара одна, только цветом они разные. - Значит, вы говорите исходя из своего опыта телевизионного режиссера, а не из книг других мастеров? - Я говорю о тактике творчества тех, кто считает себя на службе своему народу, нации. А насчет слов мастеров… каждый творец является мастером своего дела. Вы назвали меня творцом. - Раз вы пользуетесь терминами военных, позвольте спросить о вашей стратегии: она у вас часто менялась? - В отличие от тактики стратегия остается неизменной, постоянной. Стратегия - это фундамент концепции творчества. - У всех? - Только не у приспособленцев. - Чего было больше: положительного или отрицательного в отношении лично к вашей персоне со стороны администрации? Как вы воспринимали оценку телезрителей? Что было больше, хулы или хвалы? - Однозначно было больше положительного! Иначе и быть не могло. Даже в критических письмах по поводу некоторых фильмов главный мотив их содержания - мы занимаемся очень нужным, благородным делом. - То есть без хулы? - Благодарность, но с некоторыми оговорками. - Какими, если не секрет? - Нет мерила ценностей искусства на все времена. Жизнь быстротечна. Не успеешь навести объектив на одну ценность, уже происходят заметные изменения в масштабе общества, страны, мира. Невольно начинается переоценка ценностей. Но какими бы ни были мои фильмы, я от них сегодня не отрекаюсь. Я жил с ними, живу и останусь в них. Громко сказано, но искренне. Быть может, много чего не предвидел я в них, недоглядел, недосмотрел, а может, и ошибочно диагностировал ситуации. Но ведь художника характеризуют не только его удачи, но и ошибки. (Продолжение следует.)
Беседовал Г. Волжский
Проголосовало: За - , против: . Общий рейтинг:
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «День Казани - новости, хроника событий», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru