День Казани - новости, хроника событий
На главную / | Новости Казани
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •   | Новости Казани

    Служение муз терпит…

    21.06.2011
    Источник информации: ТатПолит.ру
    Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/discussion/2011-06-21/5996



    (Беседа с заслуженным деятелем искусств РТ Ахтямом Зариповым.)

    А.И. Зарипов 1935 г.р. В 1961 году окончил МВТУ им. М.С. Щепкина при Малом театре, а в 1973 году - Всесоюзный институт телевидения и радио. Актер драмы и кино, режиссер. 11 лет работал актером театра им. Камала. За 35 лет работы на телевидении и радио поставил около 100 спектаклей и фильмов, в основном по своим сценариям, половина из которых хранится в фондах ТНВ.
    - Чем занимаемся сегодня?
    - Ревизирую прожитую жизнь.
    - Жизнь в искусстве?
    - Из 75 лет 25 лет, естественно, я спал. 15 лет истрачены на учение.
    - 35 лет чисто творческий труд?
    - Человек живет не только работой. Болезни, лечения, развлечения… Из 12600 рабочих дней наверняка не меньше половины потрачены на всякую суету… А если человека «списали» «по собственному желанию» в год его 60-летия? Очень мало для режиссера, который созревает только в зрелом возрасте.
    - А сколько лет жили Тукай, Лермонтов, Байрон?!
    - Они гениальные особы, гиганты мысли. Речь идет о «рабочих лошадях». Потом… дело не только в количестве рабочего времени. Есть примеры, когда одним фильмом, одним годом работы заняли достойное место в истории искусства.
    Как всякий творческий труд, работа режиссера связана со множеством специфических условий. Основная из которых - свобода творчества.
    Телевизионный режиссер - самый зависимый из всех зависимых: от автора, от администрации, от актеров, от зрителей. Он еще должен угодить эпохе создания литературной основы да и современности. В то же время своим творческим трудом он должен заявить о себе как о независимой личности, о своем творческом кредо как единственном, оригинальном.
    - Возможно ли это?
    - Конечно, нет. Особенно, у нас - татар. И никак не по физиологическим причинам…
    - А по каким причинам?
    - С 1552 года мы вынуждены думать одно, говорить другое, делать третье.
    - Кто это «мы»?
    - Кто считает себя потомками граждан той поглощенной страны и обречены носить издевательские прозвища… «Чабаталы князь».
    - Это самооговор, как будто с тех далеких времен у татар вообще не было никаких радостных событий, счастья?!
    - Не все татары считали и считают себя потомками граждан той страны. А кто считает, не могут быть счастливыми хотя бы по генеалогическим параметрам.
    - Лично вы сами себя за кого «выдаете»?
    - Я - лакей, гордо служащий своей нации.
    - «Гордый лакей», первый раз слышу такое словосочетание. Звучит как «мокрый огонь»…
    - Ничего удивительного. У лакея бывают в жизни и счастливые дни. Особенно, когда он чувствует себя действительно нужным и полезным своему хозяину.
    - Все-таки должно быть позорно художнику называть себя лакеем?..
    - Пусть будет стыдно тем, кто боится признать свой действительный статус лакея и считает себя избранником народа.
    - Давайте не трогать касту «избранников». Тема нашего разговора - «служение муз».
    - «Служение муз не терпит суеты», - сказал первый русский поэт.
    - А мы от себя добавим: «И лени». Получится: «Служение муз не терпит суеты и лени».
    Где-то читал, будто Юрий Олеша принес статью, которая начиналась словами: «В эпоху быстрых темпов художник должен думать медленно». Редактор требовал исправить, но автор не уступал. Присутствующий во время этого спора корректор незаметно для спорящих подставил «не». Получилось: «Художник должен думать немедленно». Спор прекратился.
    - Парадоксальный случай.
    - Парадокс заключается в том, что обе установки проблемы верны! Наша эпоха - тоже эпоха быстрых темпов, эпоха ваучеров, приватизации… Она диктует реагировать тоже немедленно.
    - …Но обдуманно!
    - Однако нарушались и нарушаются все мыслимые и немыслимые бастионы разумного.
    - Да, человеку свойственно торопиться.
    - Не всем. Например, куда мне сейчас торопиться? Разве только к разбору неосуществленных проектов?
    - А как живется вашим осуществленным «лакейским музам»? Поддерживаете с ними связь?
    - Если муза действительно из категории муз, она не нуждается в родительской поддержке. Эзоп был рабом. Его муза жива и сегодня.
    - Потому что он творил «эзоповым языком» и никогда не сочинял ни од, ни мадригалов, как вы в своих так называемых «опусах» 70 - 80-х годов?
    - Эзопов язык - язык всех ущербленных.
    - Можете ли вы сегодня указать: в каком вашем фильме говорят на этом языке?
    - Ваш вопрос по-обывательски прост, утилитарен и «дегтем» намазан. Но отвечу без обиды: во всех фильмах-спектаклях, которые я ставил, есть дух этого языка. Тогда иначе нельзя и невозможно было ни в режиссуре, ни в драматургии, да и во всех других видах писательского ремесла.
    - И в удостоенных Госпремией?
    - Даже в них.
    - Но они присуждались в основном за идеологию.
    - Идеология была оберткой, тарой.
    - Спорить не буду, но Госпремия была и остается «большим пряником», которая вам не досталась, к сожалению…
    - Кого вы жалеете: кто присуждает эту премию или кому ее не дали? (Наливает чай?) Пейте! С пряником.
    - Доказано веками: если творец не в оппозиции к власти, его произведения не привлекательны для народа. Но власть всегда имеет возможность манипулировать вкусами и мнением вассалов.
    - Вы правы. Особенно сейчас.
    - Как вы оцениваете занимаемое положение художника в существующей системе власти сегодня?
    - Не могу оригинальничать: раньше власть давала возможность брать от жизни все без денег, теперь она дает возможность делать деньги, чтобы затем удержать власть. А художник этого не должен замечать. За эту услугу его могут одаривать «пряником».
    - Где это напечатано, чьи эти слова?
    - Вы поставили вопрос - я ответил. Повторяю: если удастся, своими новыми фильмами или спектаклями я то же самое сказал бы и сегодня. Только им пока не суждено осуществиться.
    - «Сказать» еще не значит «доказать».
    - Дело художника не доказать, а показать.
    - Показывая, он и доказывает.
    - Да! Если он показывает только понятное. Творец (ижатчы) должен видеть в схожих предметах разницу, а в разных - схожесть. Одна из задач творца - заставить думать, что скрыто за видимыми явлениями жизни.
    - Ваши ответы звучат как-то по-книжному, как будто они чужие и заранее кем-то подготовлены.
    - Человек покупает мед и спрашивает: «Откуда?». Ответ: «Где пчелка нашла нектар: в лесу, на поле, в навозе». Ответ пугает покупателя, и он уходит без меда. А зря. Формула нектара одна, только цветом они разные.
    - Значит, вы говорите исходя из своего опыта телевизионного режиссера, а не из книг других мастеров?
    - Я говорю о тактике творчества тех, кто считает себя на службе своему народу, нации. А насчет слов мастеров… каждый творец является мастером своего дела. Вы назвали меня творцом.
    - Раз вы пользуетесь терминами военных, позвольте спросить о вашей стратегии: она у вас часто менялась?
    - В отличие от тактики стратегия остается неизменной, постоянной. Стратегия - это фундамент концепции творчества.
    - У всех?
    - Только не у приспособленцев.
    - Чего было больше: положительного или отрицательного в отношении лично к вашей персоне со стороны администрации? Как вы воспринимали оценку телезрителей? Что было больше, хулы или хвалы?
    - Однозначно было больше положительного! Иначе и быть не могло. Даже в критических письмах по поводу некоторых фильмов главный мотив их содержания - мы занимаемся очень нужным, благородным делом.
    - То есть без хулы?
    - Благодарность, но с некоторыми оговорками.
    - Какими, если не секрет?
    - Нет мерила ценностей искусства на все времена. Жизнь быстротечна. Не успеешь навести объектив на одну ценность, уже происходят заметные изменения в масштабе общества, страны, мира.
    Невольно начинается переоценка ценностей. Но какими бы ни были мои фильмы, я от них сегодня не отрекаюсь. Я жил с ними, живу и останусь в них. Громко сказано, но искренне. Быть может, много чего не предвидел я в них, недоглядел, недосмотрел, а может, и ошибочно диагностировал ситуации. Но ведь художника характеризуют не только его удачи, но и ошибки.
    (Продолжение следует.)

    Беседовал Г. Волжский




    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»