В театре им. Камала главный режиссер Фарит Бикчантаев поставил новую премьеру, лирическую комедию «Запоздалое лето», необычную, посвященную матери, заслуженной артистке России Наиле Гараевой В спектакле заняты ветераны татарской сцены, легендарные камаловцы: Ринат Тазетдинов, Азгар Шакиров, Равиль Шарафи и Ирек Багманов. Пьеса восходящей казанской драматургической звезды Ильгиза Зайниева, творчество которого отмечали положительно и московские театральные критики. Спектакль о старости и молодости чувств. Четыре пожилых друга уже около 40 лет любят Халиму, которую играет Наиля Гараева. Муж у нее умер, дочь зовет уехать из Казани во Владивосток. И все четыре пожилых поклонника красоты Халимы очень не хотят, чтобы она уезжала. Героиня кокетничает с каждым, у каждого из поклонников есть надежда, каждый предлагает ей выйти замуж, каждый по-своему хорош. Конечно, тут видна некоторая натянутость, почему героиня не выберет кого-либо по душе из этих четырех джигитов. Почему все время подает им надежду, а конкретно никого не предпочтет за последние 20 лет? Даже для лирической комедии это слишком. Так, конечно, в жизни не бывает, эти мужчины ничем не связаны и ухаживают за героиней, оставаясь ей верными, десятки лет, постоянно соперничая. Но нехитрый сюжет позволяет раскрыться всем персонажам в их творческом великолепии. Особенно нужно отметить Рината Тазетдинова, актера с мощной энергией, когда он появляется на сцене, уже удовольствие следить, как он двигается, мощно, как тигр, он словно экстрасенс, заряжает зал. Азгар Шакиров, прямой и благородный, тонкий актер, здесь играет некоего разряженного донжуана с бабочкой, такого представителя богемы, и эта роль не совсем его, хотя он играет очень хорошо, как-то растерянно. Он по натуре не боец и не интриган, и сразу видно, что у нас в обществе культура идет по остаточному принципу, это не деловой хозяин жизни. С удовольствием всегда следишь за Равилем Шарафи, это действительно выдающийся, пластический, многоуровневый актер. У него всегда несколько контекстов, он никогда особенно не перерождается в роль, он одновременно остается самим собой и одновременно органичен в роли. Он словно здесь и не здесь. Такое парадоксальное совмещение в себе двух реальностей невольно заставляет гораздо более серьезно всматриваться в его героев, которые всегда напоминают по емкости концентрирования гоголевские типажи. Он вроде считается более комическим актером, но юмор его всегда не пошл, всегда полон мудрости, отстраненности, он напоминает Зощенко в своей внутренней задумчивости. Хотелось бы его увидеть в ролях трагического потенциала. Мне кажется, и спектакль это показал, эта тройка камаловских лидеров способна на многое, и свои главные роли она еще не сыграла. Под них действительно нужно искать новые пьесы или писать специально. Ощутима в спектакле и гражданская струя, много иронических колкостей по поводу суверенитета, по поводу положения в Татарстане, особенно в середине пьесы, это, пожалуй, самые удачные эпизоды спектакля (это мой личный вкус, но судя по оживлению в зале, не только мой). Зал умирал от хохота, шутки были остроумны, и лирический «натянутый сюжет» смог остаться на плаву. Фарит Бикчантаев правильно решил укрепить мелодраматический каркас пьесы политическими скетчами. Ходит, например, Ирек Багманов, его персонаж страдает потерей памяти, все записывает в блокнот, чтобы не забыть, и спрашивает: так, я не помню, нам дали суверенитет или не дали? Что касается главной героини, то мне кажется, что автор пьесы не создал по-настоящему для нее сильный драматический образ. Это не должна быть лирическая, томная красавица, память о которой до сих пор греет души кавалеров (отсюда возникает некое «сюсюкание»). Это должна была быть умная, сильная, притягивающая к себе магнетически мистическая женщина типа Маргарет Тэтчер. И возраст для нее не помеха, наоборот, с возрастом ум ее острее, она должна выглядеть только опытнее и талантливее. А у нас в спектакле образ постаревшей татарской девушки-красавицы из стандартного татарского спектакля, отсюда и ощущение внутренней неправды. Эту елейную «сладковатость» татарского соцреализма нужно убирать, по-моему, беспощадно. Слишком она приторная и пасторальная, а героиня должна быть железной леди, богиней. То есть она должна быть сильнее мужчин и настолько уникальной по своей харизме, что мужчины готовы десятки лет ждать ее, она должна быть «выше» их сердцем и умом. Но фразы у нее в пьесе прописаны именно с некоторым кокетством, и это ослабляет образ, Наиля Гараева пошла на поводу прописанного образа, такого постаревшего романтического «тополька в красной косынке». Я бы видел героиню как уникальную женщину, способную повести за собой целую республику, королеву, которая не выходит замуж, потому что у нее есть еще много других важных дел, за которой мужчины сразу признают первенство ведущей, постаревшую Жанну д.Арк. Или это должна быть такая шекспировская глыба в буре человеческих страстей, «королева Англии». Не нужно было играть лирическую комедию, возраст - дело серьезное, это подведение беспощадное итогов, эти люди не чудаки, а сильны духом, прожито и пережито многое. Необходимо было усиливать в несколько раз гражданское звучание спектакля, должна была полнокровно со сцены «зазвучать» прошедшая за последние 20 лет в республике жизнь. А то получается, что людей волнует только своя песочница, ромашки «любит-не-люоит». Настоящая поэзия спектакля идет от настоящей жизни. Любовь к женщине - это и любовь к жизни. И все время крутится в голове старая точная поговорка «Жизнь прожить - не поле перейти». Подтверждением таланта Фарита Бикчантаева стал финал пьесы, видно, что он очень продуман, и весь спектакль шел «от финала». Большой экран и сцены репетиции спектакля под очень удачно подобранную музыку. И здесь возникает чувство потрясения. В этом эпизоде Бикчантаеву удалось включить, вмонтировать реку жизни в спектакль. Всю свою любовь к матери, благодарность он вложил в финал. Он «смешал» сцену и жизнь матери. Говорят, что самый удачный и сильный спектакль Бикчантаева - это «Бичура». Возможно, эта последняя сцена оттуда, от того юного Бикчантаева, от осознания того, что это мать сделала его режиссером. Спектакль должен был быть именно таким, как «звучит» конец. Но я думаю, он недотянул, потому что уже выработались стереотипы, возникло много в душе «как бы чего не вышло», а это именно то, что режиссера «убивает», лишает чувства творческого полета. Спектакль публике понравился, игра актеров «старой школы» была выше всяких похвал. Это был своеобразный эксперимент, спектакль, посвященный матери, и он был труден для режиссера, наверняка там сплелось и много личного, в спектакле «боролись» и сын, и режиссер. Внутренне личное всегда особенно трудно, возможно, режиссеру не хотелось обнажать сердце перед публикой, из-за этого ушла пронзительность. Но Бикчантаеву удалось нащупать некую тонкую грань. Иное дело, что нужно идти еще дальше по этой тропинке, развивать лирический драматизм, а для этого требуются мужество, решимость. Которых, впрочем, Бикчантаеву не занимать. И в спектакле нет символизма и нет сюрреализма - того, чем силен Бикчантаев. Нет предыстории любви к Халиме каждого персонажа. Все-таки, по-моему, это должна была быть лирическая драма.
Рашит Ахметов
Проголосовало: За - , против: . Общий рейтинг:
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «День Казани - новости, хроника событий», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru