Башкирский академический театр драмы начал долгожданные гастроли в Казани 14 марта своей, пожалуй, главной, «центральной» идеологической постановкой «Ахметзаки Валиди Тоган», пьесой Пажиба Асанбаева в постановке главного режиссера театра Айрата Абушахманова. На спектакле присутствовали министр культуры Зиля Валеева и молодой башкирский министр культуры. В спектакле-притче о жизни главного башкирского националиста роль Ахметзаки Валиди (образ похож на Чарли Чаплина с его знаменитыми усиками) блестяще играет Артур Кунакбаев. Но в спектакле Заки Валиди есть и молодой, его играет Ирек Булатов, и пожилой, его играет народный артист РБ Ильдар Гумеров (тоже великолепно, спокойно, с внутренним достоинством). Сталина играет заслуженный артист РФ Ильдар Сайтов, Ататюрка - народный артист России Хурматулла Утяшев, Садри Максуди -заслуженный артист РФ Рауис Загитов. Фуата Копрулю, крупного турецкого ученого -народный артист России Загир Валитов. Роль Нафисы, первой жены Ахметзаки Валиди, играет Разифа Динмухаметова. Персонаж непростой. Родился Ахметзаки Валиди в 1890 году, умер в 1970 году. Был вольнослушателем-филологом Казанского университета. Был депутатом Государственной думы России в 1915 году, был депутатом Учредительного собрания, создал Башкирскую республику, был ее военным министром. Автор башкирского флага. Воевал сначала на стороне Колчака, затем, так как Ленин выполнил его требование о создании Башкирской автономной республики, перешел на сторону большевиков. Затем организовал антисоветский мятеж, бежал в Среднюю Азию, вместе с Энверпашой был три года лидером басмаческого движения, был идеологом создания независимого Туркестана. В Турции работал в Стамбульском университете, привез из Средней Азии рукопись Ибн-Фадлана, выступил против Ататюрка, его идеи о том, что все крупные цивилизации произошли от тюрков, был выслан в Вену, закончил Венский университет, был знаком с Зигмундом Фрейдом, работал профессором в нацистской Германии. Считался выдающимся тюркологом. Некоторые источники сообщают, что он был членом НСДАП и даже советником Гитлера по вопросам ислама. После смерти Ататюрка в 1939 году вернулся в Турцию в Стамбульский университет, опять же некоторые источники пишут, что являлся резидентом немецкой разведки в Турции в это время. По крайней мере в 1944 году, когда союзники уже близки были к победе и Турция перешла на сторону союзников после высадки англичан в Греции и захвата Болгарии СССР, был арестован по требованию Сталина. Затем был освобожден и считался на Западе одним из самых крупных ученых-востоковедов. В спектакле есть и Заки Валиди-мальчик, есть и любовь, и все это показано очень интересно. Личная жизнь Заки Валиди даже превалирует в спектакле над политической деятельностью. Сначала сцены с Нафисой, потом он ее почему-то ждет в Турции, что ее отпустят с сыном из советской России к нему, который три года возглавлял басмаческое движение и воевал со Сталиным. Потом мелькает такой «стервозный» персонаж, как турчанка Лале, явно противопоставленная любимой, родной башкирке Нафисе. Потом он уже в возрасте весьма пожилом женится на аспирантке. Все это очень пасторально и напоминает сироп. Конечно, спектакль не претендует на историчность, это скорее отражение легенды и сформированного мифа в условиях ускоренного развития башкирской нации в последнем десятилетии XX века. В нем много полуправды, что-то затушевано, что-то гиперболизировано. Но, по крайней мере, видно, что у татар такого спектакля нет, местами спектакль очень смел, здесь башкиры татар явно опередили. Могли бы поставить татары, например, такое же жизнеописание Гаяза Исхаки (с тем же Азгаром Шакировым в главной роли), однако не поставили, не решились явно по политическим соображениям. Спектакль поставлен в марте 2010 года, еще до отставки Рахимова и явно по его заказу. Подозреваю, что сейчас его скоро снимут, боюсь, что первую версию уже «адаптировали» к новому витку централизации. Сталин Заки Валиди ценил и предлагал быть якобы своим заместителем. Но тот был убежденным противником советской власти, он считал, что Ленин и Сталин его обманули, свободы башкирам не дали, а дали пустышку, хотя, наверное, переход в свое время дивизии Заки Валиди на сторону большевиков существенно помог разгромить Колчака, и именно за это Башкирия получила Уфимскую область. В спектакле Садри Максуди показан в гротескной форме: низенький, маленький, усатенький, хитроватый татарин-приспособленец, подозреваю, что гротескность еще и приуменьшили на казанских гастролях. Все равно интересно, как соседний братский народ представляет татар. Хурматулла Утяшев, высокий, прямой, как перпендикуляр, играет Ататюрка очень странно, становится ясно, почему турки не совсем приняли его на гастролях в Турции. Ататюрк «внимает» Заки Валиди, тот вроде борется за свободу мысли и вообще свободу, очень принципиален, и Ататюрк жмет ему руки за то, что Заки Валиди выступает против пантюркистских идей Ататюрка. Мол, я с тобой, Заки Валиди, не согласен, вынужден действовать по государственной необходимости, история - наука политическая, но ценю твое мужество в отстаивании истины. Играют башкирские актеры хорошо, без татарского искусственного наигрыша, я бы сказал, «придуривания», спокойно, ровно, талантливо. Видна хорошая школа, и режиссер Аоушахманов оказался отличный, во многих эпизодах проскочил по лезвию бритвы в острых вопросах. И лирика есть, и башкирские народные мелодии, курая, впрочем, маловато. Вообще спектакль воодушевляет и «кусает». После спектакля группы татар в фойе долго спорили, не расходились, размахивали руками, и овации были длительными, татары завидовали башкирам, что у них есть такой спектакль. Башкиры оказались намного смелее и принципиальнее, возможно, потому, что они просто дальше от Москвы. Да и как-то пресловутое татаро-монгольское иго не про них оказалось, хотя Заки Валиди и назвал своего сына Чингисханом. Вообще и турки уже Чингисхана к себе приписали, и китайцы, и казахи, а мы, татары, вроде и ни при чем, мы, булгары, воевали против своих предков татаро-монголов. Я все никак не могу сообразить, болгары вроде тюрки тоже, вроде получаются родственники татарам, тогда почему они себя славянами называют и язык у них на татарский язык не похож. Так вот насчет татарского «наигрыша». Еще Солженицын писал, что в России в лагерях выживали «придурки». Народ России, чтобы выжить в условиях жесточайшего давления государственной власти («чудище обло, озорно, стозевно и лайя»), вынужден был «придуриваться» и в жизни, отсюда и сказки об Иване-дураке, всех побеждающем. Народ должен был пригибаться. А татары находились под двойным гнетом. Это был первый мусульманский народ, покоренный православным русским народом. И татары вынуждены были «придуриваться», пригибаться вдвойне. К тому же были легенды о том, что умных в той же Волжской Булгарии убивали, так как они изначально были опасны для государства. И сейчас тоже из Татарстана умные бегут косяками, умные не востребованы, востребованы подхалимы и посредственность. Один московский татарин-интеллигент рассказывал, что София Губайдулина в свое время нищенствовала и просила помощи в ТАССР, но на нее не обращали внимания. А другой татарский профессор рассказал о татарском сформированном принципе одного банкира: «Нам, татарам, нужно не высовываться, быть осторожными, не показывать своего богатства и превосходства, это опасно». Поэтому часто татарское поведение было очень наигранным, слишком эмоциональным, часто фальшивым. Это шло от огромного комплекса неполноценности, искусственно привитого татарам. Татары в Москве считались нацией дворников. Татары не должны были «высовываться». Хотя народ прекрасно одарен математически, много талантливых инженеров, хорошие государственники, военные. Много поэтов, писателей, певцов, художников. Но нация до сих пор в полусогнутом, «прижатом» состоянии, политическая элита бескультурна и по-своему безвольна, труслива. Это очень хорошо демонстрирует наше телевидение ТНВ. Оно глубоко вторично даже по сравнению с московским телевидением. Нам нужен такой телеканал, как «Культура», и он должен быть острым, интересным, талантливым, денег и так мало, КПД их расходования должен быть сверхэффективным. А наш телеканал очень «тупой». И однобокая ориентированность на спорт не случайна, это тоже следствие внутреннего цензора. Это результат не свободного развития, а развития в дозволенных рамках. Нет честного диалога - нет развития нации. Хотя, конечно, наши актеры крупнее, у нас есть свои достижения, но башкирский спектакль показал верное направление развития татарского театра. Если Фарит Бикчантаев символист и символист мирового уровня, то должна быть еще и эпичность, гражданственность. Я это, например, увидел в спектакле «Родные» Лили Ахметовой. У нее мощно, волнами сменялись крупные сцены, куски истории, она могла бы, пожалуй, поставить эпически спектакль о Гаязе Исхаки. У Ильгиза Зайниева есть спектакль о Дэрдменде, но это больше разговор о поэзии, как будто поэзия - это та резервация, что осталась татарам. В чистой поэзии слишком проявляется отрыв в потустороннее, личное, а должна быть гармония потустороннего и земного, должно быть их объединение. Башкирский спектакль попал в нерв, потому что люди изголодались по этой теме, хотя он, конечно, не без недостатков, иногда слишком схематичен. Татарский театр пророс в быт, а должно быть и высокое осмысление татарской истории, объективное, мы все надеемся и ждем, как в песне. Ждать уже устали. Но в конце гора родила мышь. Спектакль заканчивается письмом Заки Валиди к башкирскому народу, его политическим завещанием. Документ, наверное, интересный, нужно его разыскать и опубликовать. Но в спектакле он умещается в один абзац, довольно трагикомический. Суть в том, что башкиры должны учиться, учиться и учиться, если будут хорошо учиться, то их возьмут в центральный московский аппарат работать и оттуда они смогут помогать своему народу. Не верю в это письмо. Не такой уж оаки Валиди был дурак. Мечты о работе в центральном аппарате в Москве - это что-то уж совсем мелкоконъюнктурное. С этой точки зрения Заки Валиди призывал всех башкир повторять карьеру Шах-Гали, хотя сам всей своей жизнью отвергал эти зачитанные актерами в конце спектакля строки. Здесь чувствуется неправда, приспособленчество. Но даже это приспособленчество не спасет спектакль, его явно закроют за пропаганду умеренного башкирского национализма. И конечно, большое спасибо башкирскому театру за то, что в куцем, обрезанном, изуродованном внутренним цензором спектакле они все равно нашли в себе силы пойти против течения, в спектакле неистребим дух свободы.
Рашит Ахметов
Проголосовало: За - , против: . Общий рейтинг:
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «День Казани - новости, хроника событий», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru