![]() |
![]() |
|
Братья навек16.12.2011Источник информации: посвящается 130-летию со дня рождения первого президента турецкой республики кемаля ататюрка связи между нашими народами уходят своими корнями в глубину веков. например, ярким примером таких связей на государственно-дипломатическом уровне является письмо первого казанского хана улуг мухаммеда турецкому султану гази мураду, отправленное в 1428 году, когда улуг мухаммед был еще ханом всей золотой орды. улуг мухаммед начиная с 1438 года и до самой своей смерти в 1445 году приложил немалые усилия для создания и укрепления казанского ханства. хан в своем письме высказывает мысль о необходимости возрождения торговых и дипломатических связей, традиционно существовавших между золотой ордой и османским государством. хан пишет, что взаимная торговля улучшила бы благосостояние народов двух государств. также он спрашивает у султана, каким образом нейтрализовать те враждебные силы, которые мешают их дружеским взаимоотношениям (журн. «эхо веков», n1/2, 1996). вторым примером таких связей является посещение казани 15 -17 апреля 1910 года бывшим великим визирем (в современном понимании премьер-министром) турции хусейном хильми-пашой. он посетил казань во время своего путешествия по волге. кроме официальных встреч с губернатором и русской администрацией казани, он встретился с представителями деловых татарских кругов и татарской интеллигенцией. в честь гостя татарскими деятелями 16 апреля был устроен вечер в купеческом клубе, а также дан завтрак в доме бадруддина апанаева. хильми-паша пожелал посетить следующие объекты в казани: 1) академию восточных языков, 2) фабрики и заводы (сукна, шелка), 3) благовещенский собор, 4) башню сююмбике, 5) городской музей, 6) татарскую часть города, 7) мечети. ему было подарено более 20 татарских книг. при посещении татарских медресе гость беседовал и с учениками этих учебных заведений. его живо интересовала деловая и культурная жизнь татар (журн. «эхо веков», n1/2, 1998). как известно, стамбул и казань в начале xx века были двумя центрами книжности и учености тюркского мира, центрами формирования этнического, национального и тюркского самосознания. между татарами россии и стамбулом существовали теснейшие идейные и культурные связи, которые выражались в постоянных контактах людей и обмене информацией через газетные и журнальные материалы, а также через литературные произведения. довольно много татарских крестьян в конце xix века эмигрировало в османское государство, также много татарской молодежи приезжало туда на учебу. в татарские медресе того периода из стамбула привозили турецкие учебники, татарская интеллигенция знакомилась с французскими романами в том числе и через турецкие переводы. влияние турецкого языка на татарский мы видим в ранних произведениях г. тукая, галиаскара камала. одно время в татарском обществе даже ставился вопрос «переводить ли всю систему образования на общетюркский литературный язык, близкий к турецкому, или преподавать на основе народного татарского языка?». победил второй вариант. в то же время, в начале xx века, особенно после 1917 года, в турцию эмигрировала, а также временно проживала в этой стране большая плеяда выдающихся представителей татарской интеллектуальной элиты, которая оказала колоссальное влияние на политическую, общественную и культурную жизнь османского государства, а в дальнейшем и республиканской турции. достаточно перечислить имена лишь некоторых деятелей из этой плеяды. садри максуди (1879 - 1957) - выпускник сорбонны, глава национальной автономии татар россии, депутат турецкого парламента, советник первого президента турции кемаля ататюрка, профессор, внесший большой вклад в становление правовой науки и правовых институтов турции, активный участник обновления и становления современного турецкого языка. муса джаруллах бигиев (18/5 - 1949) - выдающийся и признанный во всем мусульманском мире татарский религиозный мыслитель-реформатор и общественный деятель. гаяз исхаки (1878 - 1954) - крупнейший татарский писатель и политический деятель, своими произведениями и особенно своей публицистикой способствовавший укреплению культурных и общественных связей между татарами и турками. фатих карими (1870 - 1937) - яркий публицист и писатель, публицистика которого внесла огромный вклад в развитие татаро-турецких культурных связей. рашит рахмати арат (1900 - 1964) - ученый-лингвист, поднявший турецкую лингвистику на уровень европейской науки. габдельбари баттал-таимас (1883 - 1960) - крупный историк, внесший большой вклад в историческую науку турции. акдес нигмати курат (1903 -1971) - выдающийся специалист как по турецкой, так и по общетюркскои истории. габдерашит ибрагимов (1857 - 1944) - крупный татарский общественный и политический деятель, издатель, публицист, глашатай общетюркского сотрудничества и союза, первым устанавливавший не только культурные и общественные связи между татарами и турками, но и воплотивший в жизнь некоторые конкретные дела, базировавшиеся на идеологии общетюркского единства. чтобы не быть голословными, приведем некоторые конкретные примеры влияния татарских ноу-хау на жизнь турецкого общества. например, крупнейшим событием в сфере общественно-политических связей между нашими народами было начало выхода в 1911 году в стамбуле под руководством юсуфа акчуры журнала «тюрк юрду» («тюркская родина») при финансовой поддержке представителей крупной татарской буржуазии из г. оренбурга братьев ахмета гани и махмута хусаиновых. главным направлением журнала было распространение идеи сотрудничества и единения тюркских народов. это издание знакомило турок с общественной и культурной жизнью российских тюрок, в том числе и татар. этот журнал также распространялся в россии и читался в казани и других городах с татарским населением. фактически это был также и первый журнал в османской империи, который активно формировал у турок этническое и национальное самосознание. в идеале ю. акчура старался создать своего рода синтез, представлявший собой объединение сильных государственных традиций османской империи с экономическими, социальными и культурными достижениями российских тюрок (в частности татар). интересны также связи наших народов в области культуры земледелия того периода. дело в том, что в 90-е годы xix века около 70000 татар переселилось из россии в турцию. они поселились в основном в окрестностях городов кютахья, бурса, айдын и чаталджа. например, татарские крестьяне-эмигранты, поселившиеся в окрестностях города эскише-хира, впервые в турции показали турецким крестьянам облегченные четырехколесные телеги, косы и молотильные машины, облегченные железные плуги и технологию их использования, что намного облегчало и рационализировало крестьянский труд. интересно то, что турецкие сельские чиновники (по-нашему главы сельских администраций) собирали турецких крестьян в группы по 100 или 200 человек и отправляли их в татарские деревни, чтобы те перенимали опыт работы татарских крестьян. представители турецкого и татарского народов сотрудничали и в военной сфере. например, в 1916 году известный татарский общественный деятель габдрашит ибрагимов посетил лагерь зоссен в берлине, где содержались военнопленные мусульманские солдаты из россии. он выступал с речами перед военнопленными и призывал их принять участие в вооруженной борьбе против государств антанты. в результате из военнопленных был сформирован батальон, который в мае 1916 года был отправлен в турцию и участвовал в боях против англичан на иракском фронте. этот татарский батальон назывался «батальон-азия», и после окончания войны одна часть оставшихся в живых солдат осела в рафаэль мухаметдинов
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
|