![]() |
![]() |
|
Дорога16.12.2011Источник информации: мемуары продолжение. начало в nn 12, 17, 19, 21, 27, 31, 36, 44 - 47 (2010), 3. отто отвечает: «это не бег, это спортивная ходьба». велосипедист: «а что, есть такой вид спорта, что ли?». отто: «да» - и прибавляет темп. велосипедист не отстает и продолжает спрашивать: «а тебе что-нибудь платят за это?». отто: «нет, я любитель, а не профессионал, так, дают талоны на питание, обеспечивают формой». велосипедист: «ну неплохо, чем ничего». я карелу говорю: прекрасный эпизод, притом синхронный ты отснял, но вопрос об оплате надо будет убрать. «ты что, старик, - возмутился кинорежиссер, - это же изюминка». «согласен, - ответил я, - но наш герой, к сожалению, говорит неправду». «какую?» - обиженно спросил абдыкулов. «он, отто барч, член сборной ссср, призер мировых чемпионатов, и получает за свой спортивный труд заработную плату, которая именуется стипендией, по международным понятиям он профессионал. а мы всему миру заявляем, что у нас все любители и у нас нет профессионального спорта». «но не мы же заявляем, - нашелся карел, - мы с тобой снимаем кино и верим нашей официальной пропаганде». я задумался в поиске ответа своему соавтору. он меня теребит за плечо: «эй, кутузов, ты что так долго думаешь?». я ему ответил, что правда нашей жизни не соответствует «идеалам» нашей советской пропаганды. «о-о-о, - протяжно заговорил карел, - я этих слов из ваших уст, товарищ олимпийский комментатор, не слышал». «не притворяйся, - хлопая его по плечу, говорю я, - ты такой же мелкий врунишка, как и наш герой». «если бы только один я», - смеясь, ответил карел. и мы пришли к выводу: пусть этот вопрос решает жюри viii всесоюзного фестиваля. забегая вперед, скажу: наш документальный фильм «отто барч» на viii всесоюзном кинофестивале спортивных фильмов завоевал серебряную медаль, т.е. получил второй приз. и как мне один член жюри в кулуарах сказал, хотели дать фильму первую премию, но воздержались из-за того, что герой картины сказал, что он не получает денег за свои занятия и выступления, когда это не так. не хотели международного скандала, особенно после бойкота московской олимпиады. ведь у нас уже был такой прокол, когда на одном всемирном кинофестивале художественный фильм болота шамшиева «белый пароход» по роману чингиза айтматова остался вообще за чертой призеров фестиваля из-за одного эпизода, когда герой картины мальчик, бросивший вызов жестокости жизни, сидя на берегу реки, играл с танком, воспроизводя голосом стрельбу из танковой пушки. тогда не в кулуарах, а в прессе обсуждали этот эпизод с танком в руках героя картины, убеждая читателей в том, что милитаристский дух глубоко сидит в сознании советского человека. этого было достаточно, чтобы советский фильм «белый пароход» не был удостоен ни одной награды. а убери этот эпизод, и работа киргизских кинематографистов была бы удостоена, возможно, и первой премии. но убрать этот эпизод никто не догадался, потому что он из текста романа айтматова, а роман получил государственную премию ссср. этот эпизод должен был быть заменен другим, миролюбивым, но мальчик мстил всем врагам своей жизни, отнявшим у него родителей. вот такой замкнутый круг жизни. но фестиваль - это не только просмотры документальных и художественных фильмов, это встречи друзей, коллег. мы широко освещали это событие. большую роль в организации фестиваля сыграло управление пропаганды и международных связей спорткомитета ссср, во главе которого стоял мой земляк, однокурсник, голубоглазый татарин айдар валиах-метов. когда-то он активно сотрудничал с комсомолом, затем работал корреспондентом «комсомольской правды», работал в аппарате цк влксм, а потом пришел в спорткомитет ссср, но для меня он оставался айдаром, земляком, однокурсником, другом. за день до открытия фестиваля слышу его голос в телефонной трубке. я его спрашиваю: откуда звонишь? «вот ты даешь, я во фрунзе. николай николаевич озеров дожидается тебя в гостинице «пишпек». я был в номере николая николаевича через какие-то 15-20 минут после звонка айдара. мы не виделись с ним со дня закрытия московской олимпиады в лужниках, хотя несколько раз перезванивались. когда я уже направлялся к парадному входу гостиницы, меня остановили знакомые болельщики, узнав, что во фрунзе приехал николай озеров, спросили меня, в каком номере он остановился. я им сказал, так как мне номер озерова сообщил айдар валиахметов. мы крепко обнялись при встрече. пока обменивались с ним новостями, в номер после стука вошли мои знакомые болельщики с большим восточным подносом, где было все: и мясо, и салаты, и разные напитки. на нашу просьбу остаться с нами они вежливо поблагодарили и сказали: вместо нас останется с вами наш представитель наркас саматович. озерова такое внимание и гостеприимство фрунзенцев, чувствуется, очень тронуло, ибо он почувствовал искренность отношений. пока фрун-зенцы просматривали фильмы, представленные на viii всесоюзном фестивале, мы с озеровым встречались с различными крупными заводскими коллективами, где много было болельщиков спорта, особенно хоккея и футбола. везде николая николаевича принимали тепло за исключением одного момента. после просмотра конкурсной программы в доме кино, расположенном на территории союза кинематографистов кир. сср, озерова пригласили в кабинет председателя. так как пригласили его одного, я сказал николаю николаевичу, что я его подожду. но он сказал, что без меня не пойдет. возникла конфузная ситуация. хозяева мини-банкета молчали, на компромисс не шли. мне было неловко. тогда я его взял под руки и сказал: поедем к моей матери, она вас ждет. а мама действительно ждала, она надеялась, что я его хотя бы на пять минут привезу в отчий дом. николай николаевич подарил ей свою открытку с фотографией народного артиста рсфср, а мне только что изданные издательством «физкультура и спорт» свои мемуары под названием «репортаж о репортаже», где сделал дарственную надпись, которая раскрывает наши взаимоотношения, и я хочу этот текст воспроизвести полностью: «дорогой наркас! прими этот скромный труд на добрую память о нашей «олимпийской дружбе», о работе на 22-х играх в москве в знэ.к глубочайшего уважения и огромную благодарность. спасибо за заботу, внимание и ласку, доброе отношение. спасибо за все! желаю тебе, дорогой друг, всего самого хорошего, счастья, радости, здоровья и успехов в нашем нелегком комментаторском деле. н. озеров, 1 октября 1981 г. фрунзе». улетая из фрунзе, николай николаевич сообщил мне: «сейчас на ленфильме идет монтажно-тонировочный период художественного фильма, если не ошибаюсь, «конь и всадник», там я снимался в роли комментатора конных скачек. я попросил режиссера-постановщика ввести в этот фильм и твой голос, и они тебе пришлют приглашение на запись». через неделю я был в ленинграде на киностудии ленфильм. я не знаю, вошел ли мой голос или нет, но судьба подарила мне несколько дней работы с этим человеком. н. озеров был яркой фигурой на советском телевидении и радио. человек чрезвычайной доброты. он любил всех, весь мир, к сожалению, его многие не любили, особенно из коллег. причина одна - зависть к его всенародной славе. одиннадцатикратный чемпион ссср по теннису в период своей комментаторской славы был неизлечимо больным человеком. он страдал от сахарного диабета, у него не сгибались коленные суставы, он ходил при помощи специальных костылей. но он не терял оптимизма, неиссякаемого чувства юмора. как-то на одном совещании в гостелерадио ссср он сказал, что за тридцать лет работы на цт ему не выделили ни одного рабочего места, а конкретнее, ни одного стула, не говоря уже о рабочем столе. «приходя в редакцию, - сказал озеров, - ищу место, куда бы можно было присесть, я ведь на костылях долго стоять не могу». это был крик души суперзвезды советского телевидения, и ему после этого выступления председатель гостелерадио распорядился найти отдельный кабинет и прикрепить на дверях надпись «николай озеров». в один из своих приездов я был у него в «кабинете», точнее, закутке, похожем на бытовку, но николай николаевич и этим был доволен. главное - было на чем сидеть, на чем писать и откуда звонить. в редакции находились шутники, которые любили спрашивать: «ну что, побывал в апартаментах озерова?». возьмем, к примеру, голос гусева с первого канала. у него много достоинств, кроме главного - нет тональности голоса. он ведет репортаж в одной тональности, и каким бы интересным ни было спортивное зрелище, утомляет слушателя и телезрителя своим стабильным напряжением голоса, собственно, этим страдают все ведущие спортивные комментаторы российского телевидения, а их не так уж и много, на мой взгляд, не более пяти, так что говорить о других и не приходится. вот эту способность голоса озерова в главной редакции спортивных программ цт ссср многие не понимали. в свое время в рубрике «спортивный репортер» в журнале «журналист», кстати, ведущем журнале советской печати, я опубликовал на эти темы две свои публикации под названием «мое комментаторское мнение» (1976 г.) и «надо ли комментатору петь» (1982 г.). эти публикации в свое время вызвали большой резонанс. но время идет, многое забывается, уходят одни, приходят другие и занимаются, как правило, изобретением велосипеда, а надо двигаться вперед. если рк казань признают столицей российского спорта, то необходим уже телевизионный канал для этого столичного спорта с группой ярких телекомментаторов, в том числе и на татарском языке. времени-то осталось до универсиады совсем ничего. стадион самый большой можно сегодня построить за два-три года. а вот за это время спортивного комментатора не подготовишь. недаром в народе говорят: «петь умеет каждый, а вот так - не каждый». после московской олимпиады мне предлагали написать книгу о своем комментаторском опыте. ведь я уникален тем, что за свою комментаторскую карьеру успел прокомментировать около тридцати видов спорта. притом я приглашал очень многих бывших спортсменов, тренеров попробовать себя у микрофона. вот такая моя подвижническая деятельность встречала понимание у телезрителей, особенно когда репортажи наряду с русским языком велись на киргизском. хотелось все попробовать, и такую возможность руководство нашего гостелерадио мне предоставляло, да и телезрители очень редко ругали меня, но были такие моменты, когда общество взрывалось от возмущения. мы первыми в советском союзе на киргизском телевидении показали выступление культуристов на футбольном поле. среди этих качков выступала и женщина. мы первыми показали борьбу дзюдо среди женщин, карате и кикбоксинг. чемпионат ссср по стендовой стрельбе был показан нами в 1978 г. далее идут соревнования по дельтаплану, мотокроссу, картингу, ипподромным мотогонкам, национальным видам конного спорта. чего только стоит игра «кок борю» (козлодрание), борьба на лошадях, доставание монеты на полном скаку. охота с беркутом на лису, конное поло, метание копья в цель на полном скаку и т.д. (продолжение следует.) наркас мулладжанов
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
|