![]() |
![]() |
|
«Науруз»20.12.2011Источник информации: в казани состоится уникальный тюркский театральный фестиваль «науруз». фестиваль продлится пять дней и будет юбилейным, x фестивалем. начинался он в ташкенте, потом проходил в киргизии, таджикистане, затем при поддержке шаймиева он «перекочевал» в казань. раньше проводился раз в четыре года, сейчас - раз в два года. как сообщили на пресс-конференции в театре камала, президент минниханов выделил на фестиваль 8 миллионов рублей «в секунды». и благодаря этому мы увидим действо, которое нигде в мире увидеть невозможно. сумма, конечно, небольшая, но ее кпд поражающее, мы увидим около 40 спектаклей, в том числе и выдающиеся, уникальные, неповторимые. 30 мая в 18.00 на площадке перед театром камала начнется театрализованное представление и произойдет открытие фестиваля. причем представление пройдет бесплатно. что мы увидим - прежде всего выступит певица-шаманка, знаменитая на весь мир степанида борисова. это великая мистическая певица горлового пения, оно вводит в транс и переносит слушателей в мир духов. фильм о ее творчестве, показанный на пресс-конференции в театре им. камала, посвященной фестивалю, поразил какими-то инфернальными звуками, которые получились бы, если смешать, соединить по мощи таланта баха, вагнера, бетховена, «битлз», «дип перпл», «лед зеппелин». это вам не примадонна алла пугачева, такое можно увидеть только раз в жизни. «если пойдет дождь, то она его может разогнать, она может управлять погодой», - сообщила на пресс-конференции пресс-секретарь фестиваля айгуль давлетшина. выступят еще два ансамбля горлового пения из тувы и хакасии, говорят, что трубные звуки призывают сердечную психическую энергию. будут представлены азербайджанские мистические мугамы, выступят танцующие дервиши-суфии из турции, прозвучит мелодичный башкирский курай. в конце открытия с концертом выступит салават фатхетдинов. почему на этом мистическом тайфуне не выступят татарские мистики, и существует ли он, татарский мистицизм? это большой вопрос, без выстраивания татарского высокого мистицизма во многом татарская культура будет лишена мощных космических энергий вдохновения. в конце концов многие события изначально сначала завязываются и решаются в невидимом мире. но не все так однозначно. огонь духа чингисхана передался татарам, это видно по тому, что татары поэтичны и хорошие математики, а именно поэзия и язык высшей математики наиболее приближены к тонкому духовному миру. мистики утверждают, что запад рационален, а восток сердечен, соединение мозга и сердца дает особую космическую мудрость. в этом суть настоящего (или светлого) евразийства. и татары как восточный народ с западным (или скорее мировым) вектором развития очень интересно сбалансированы в этом ключе. не зря на фестиваль «науруз» прибывает со своим знаковым спектаклем «три сестры» лев додин, это на сегодня, пожалуй, квинтэссенция западной театральной психологической традиции, додин сам изъявил желание показать свой спектакль в казани. чехов во многом мистический, тонкий, парадоксальный драматург, страдавший от отсутствия любви и бога, отождествлявший любовь со страстью. восточный культ сердца и любви во многом может возродить изначальное христианство, и камаловцы, по существу, ставят титанический космический эксперимент в казани по созданию новой ауры города, в какой-то степени «объединяя» мекку и иерусалим в духовном плане. это, несомненно, духовный реванш востока и преграда низкому восточному и западному фашизму - который и есть отсутствие любви и следующий за этим неизбежный распад, деградация. фашизм, вероятно, можно определить как некий вид психологической наркомании, растворения индивидуальности в стадности, искус стадности, низкого коллективизма толпы. оговорка и заявление ларса фон триера в каннах не случайны, после «антихриста» триер, исследующий до конца личную концепцию, что человек по природе низок и зол, конечно, должен был заявить, что «понимает гитлера», ибо если человек зол, если он изначально греховен и на стороне антихриста, то человек должен прийти к закономерному разложению и самоуничтожению. ларе фон триер честно доводит до конца богоборческий западный импульс, это действительно бунт мозга без сердца и отрицание не только ислама, но и христианства с его формулой «бог есть любовь», что человек по природе добр. в исламе, хотя формы бога изначально отрицаются, но постулируется формула «во имя аллаха всемилостивого и всемилосердного», то есть любовь тоже определяется как атрибут бога. с этой точки зрения значение «науруза» трудно переоценить именно как потока положительной энергии любви. если всмотреться в восточную театральную традицию, то она изначально глубоко оптимистична, в то время как западная театральная традиция глубоко пессимистична. театральная традиция запада основана на трагедии, театральная традиция востока основана на волшебной сказке, а в сказке добро всегда побеждает зло. школа станиславского, ставшая открытием начала xx века, так же как материалистические открытия фрейда и маркса, мне кажется, должна в xxi веке совершить диалектический религиозный прорыв, рассматривающий актера и режиссера, безусловно, как религиозных мистиков, то есть спектакль должен стать мистическим действом, потрясающим и преображающим человека до глубины души. понятно, что здесь должна соблюдаться своеобразная «техника безопасности», режиссер неизбежно должен быть жрецом, хорошо разбирающимся в мистических «подводных камнях», или, если угодно, белым шаманом, каковым скорее всего и является фарит бикчантаев. психологический реализм уже недостаточен, он не «вытягивает» театр xxi века, необходим концентрированный мистический символизм, насыщение им спектакля. кстати, кружащаяся на полу (на плоскости) юла в «трех сестрах» бикчантаева становится таким символом исканий российской интеллигенции, да и всей российской жизни. режиссер должен преодолеть границу между видимым и невидимым. уже сейчас ясно, что татарский театр гораздо более изначально мистический, более сердечный («мои» в принципе идет от сердца), чем русский театр, и татарские актеры смотрятся одномерно и плоскостно в границах русского психологического социального театра. западный позитивизм угнетает волшебство восточного театра. если горит в сердце мистический огонь любви, то тогда этот актер интересен на сцене, он согревает зрителя, а если актер холоден, рассудочно рационален, огонь его сердца погас, и он никого не любит, кроме самого себя, то никакие ужимки технологии психологизма не спасут, он будет отталкивать зрителя. с этой точки зрения прав фарит бикчантаев, который говорит, что казань демонстрирует уникальный театральный синтетический подход, в чем-то его «кукольная свадьба» - закономерное проявление тенденции восточного мистического подхода. на «наурузе» выступит германо-японский театр (спектакль «душа воина» инго талеб рашида) с художественным отражением философии самурая - проживать каждый день, как последний день своей жизни. или, как говорили древние греки, вы становитесь философом, когда начинаете думать о собственной смерти. то есть когда начинаете смотреть на свою жизнь с точки зрения вечности. на фестивале много интересного и необычного. будет показан и нашумевший «ашик-кериб» альметьевского театра, ставший лучшим спектаклем года в республике. мы увидим и уфимский «шауракай», вызвавший потрясение у казанской публики, и «короля лира» из хакасии, «восхождение на хан-алтай» из алтая, государственный театр анкары. кстати, у уфимцев никогда не жалели денег на подготовку хороших актеров, бывший президент рахимов часто отправлял молодых уфимцев учиться в театральную москву, и поэтому молодые уфимские режиссеры творчески дерзки. выступит и «зеленый театр» из бишкека, многие спектакли из других республик оцениваются по художественным достижениям как значительно превосходящие московские, в том числе и нашумевшие московские постановки. цены на билеты весьма скромные, демократические, от 8(3 до 200 - 300 рублей. только на «трех сестер» додина цена достигнет высшего предела в тысячу рублей, но ведь это лучший театр европы. в этом принципиальная позиция камаловцев как главных организаторов фестиваля, они хотят, чтобы уникальные спектакли фестиваля увидели как можно больше казанцев. после этого «науруза» театральная казань будет уже другой. станет ли казань центром тюркского театрального процесса - мы наблюдаем, как тюркские театры, словно капли ртути, неудержимо тянутся друг к другу, осознают свою особенность, свою стилистику, и неизбежно должна возникнуть взаимообогащающая театральная ось москва - казань, и казань как синтез мистического тюркского искусства. это, кстати, сделает казань религиозной мировой исламской и христианской столицей в недалеком будущем. рашит ахметов
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
|