День Казани - новости, хроника событий
На главную / | Новости Казани
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •   | Новости Казани

    Татарские кони

    24.12.2011
    Источник информации: ТатПолит.ру
    Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2011-12-24/6464



    к великому сожалению, наши далекие предки не оставили нам ни одной книги, подробно рассказывающей о месте и роли коней в истории степных империй. единственным источником, проливающим свет в этом отношении, является книга всемирно известного венецианского путешественника, тайного посланника папы римского марко поло. вот уже более 800 лет творение марко поло привлекает внимание современных читателей. книга марко поло издана на многих языках мира. выпущены этнографические словари, написаны сотни исторических монографий, совершены путешествия по следам великого венецианца, отсняты документальные фильмы, среди которых возвышается голливудская лента «марко поло». одним словом, там вся правда о «разнообразии мира».

    будучи современником великого хубулаяхана - внука чинги марко поло старался все увиденное и услышанное вносить в свой дневник с комментариями знатоков ханбалыка (пекина), которые во дворце великого хана имели все условия для плодотворной деятельности. свою службу императору татар и китая марко поло завершил в 1294 г. после кончины хубулая вернулся на родину.

    в первой части публикации «татарские кони» уже говорилось о великой роли белых татар (онгутов) в разведении поголовья коней татарской (онгутской) породы. появление этих коней предполагается на территории маньчжурии, возле хингайских гор и берегов амура. (китайцы делили татар на черных и белых не по признаку цвета кожи, а по степени грамотности и цивилизованности, ибо черные татары были далеки от китайской культуры. они жили своими традициями и обычаями, а татар, которые быстро принимали современность, называли белыми. (одно племя татар называлось онгуты.) эта работа велась вдоль китайской стены ордоского плато, ныне входящего в территорию внутренней монголии современного северного китая. важность данного труда понимали и китайцы, и представители кочевого мира. кони были частью военной мощи и тех и других, и в силу договора «о вечной дружбе и родстве» ни те, ни другие не посягали на конно-заводческую деятельность белых татар. как мы знаем из исторических источников, об этом писал и лев гумилев: черные татары не любили своих родственников белых татар, считая их прислужниками китайцев. коней белых татар, однако, покупали и те и другие, и с таким положением мирились вечные соперники.

    онгуты обладали тайнами селекции лошадей и умели их выдерживать (разводить) по породным линиям, которые своими корнями уходили в глубины тысячелетий. таким образом, можно сделать вывод, что татары явились на свет божий, сидя на спинах своих лошадей. тренинги проводились разнообразные - это испытания на силу, выносливость, различные скачки и спортивные игры всадников и, естественно, сражения и битвы. одним словом, кентавры и амазонки заполнили необъятные степные просторы. не было бы коней, не было бы всадников. не было бы всадников, не было бы воинов и нашей истории. а для решения продовольственных нужд разводилось табунное коневодство. боевых коней татары не забивали и вьючных, и тягловых, и рабочих тоже. в пищу шли дикие, не знающие контакта с человеком, табунные кони.

    до появления пушек побеждали те, у кого была мощная и хорошо обученная конница, поэтому кони были всегда символом величия народа, государства. в день празднования нового года по китайскому календарю в ханбалык (пекин) - столицу империи хубулая со всех провинций, стран и окраин для служебных и парадных целей подданные к дворцу великого хана приводили до ста тысяч светло-серых, в простонародье называемых белых коней татарской (онгутской) породы, как пишет об этом марко поло. все они приобретались у потомков белых татар, разбросанных по всем землям чингисидов. а двадцать тысяч предназначались для охраны дворца и парадов. подобные конные смотрины проводились и в эпоху золотой орды, и в государстве ильханов, и во владениях чагатайского улуса. везде и всюду присутствовали кони. эти традиции от скифов-татар были заимствованы в древности и греками. особенно славились татарские кони на берегах дона. еще филипп, отец александра македонского, приказывал приобретать до 20 тысяч кобыл для улучшения местной греческой породы.

    в средние века, как утверждается в «книге о лошадях», изданной в 1959 г. государственным издательством сельскохозяйственной литературы под редакцией маршала буденного см., говорится, что «значительное и постоянное влияние на русское коневодство имело место коневодство татар». это на самом деле так. не было на свете державы начиная с времен тэнрекотов (тенгрикутов) (2025 г. до н. э.) до распада золотой орды, точнее, ее преемницы большой орды (1480 г.), которая по размаху селекционно-племенного коневодства и численностью поголовья воспроизводимых лошадей могла бы соперничать с народами татарской расы. факты свидетельствуют, что коней табунами до 100 тысяч голов могли на протяжении и последних 3 тысяч лет продавать только татары.

    вот что писал современник русского царя алексея михайловича немец майебеерг: «татары-ногайцы каждый год присылают в москву для продажи 40 тысяч лошадей». впоследствии этих лошадей относили к ногайской породе, как, впрочем, и к башкирской, хакасской, якутской, алтайской, тувинской и т.д., но эти кони были смешаны с местными породами, каковыми являются казахские (адайские) породы лошадей, известные карабаирские узбекистана и локайской породы в таджикистане. все эти породы лошадей названы наименованиями родов и народов, которые их вывели от татарской породы. чистокровных татарских (онгутских) коней сегодня можно встретить в китае.

    полюбоваться красотой масти и аллюра можно, просмотрев 30-серийный телевизионный фильм «чингисхан» китайского производства. у читателей публикаций вполне обоснованно может возникнуть вопрос о монгольских скакунах: что это за лошади и почему о них умалчивается, уж не подменяются ли они татарскими. вот что можно ответить по данному поводу. в иппологическои науке, где подробно пишется о лошадях, истории их происхождения, одомашнивания, местах обитания и т.д., сообщается и о народах, приручивших коней к охотам, сражениям, длительным переходам и марш-броскам. в основном приручателями коней были представители кочевого мира, в том числе и монголы. но вот интересный факт для сопоставления: этноним «монгол», мало кому известный до чингисхана, появился только лишь на курултае 1206 г., где за сторонниками и сподвижниками чингисхана было официально закреплено единое имя «монгол», которые составляли военно-политическое ядро молодого государства.

    коней своих, конечно, они переименовать, естественно, не могли. во-первых, татарские кони под именем онгутских сформировались до возникновения еще древнегреческой цивилизации и отличались от всех пород, обитавших на степных просторах всего евразийского континента. остальные кони татар, в том числе и монгольские, предназначались для хозяйственных работ. были под седлами пастухов, использовались при перекочевке и т.д. они были низкорослыми и никак не соответствовали требованиям боевых лошадей. сидя на таких лошадях, мир покорить и дойти до последнего моря было невозможно, и это чингисхан понял после своей коронации, после того как переименовал народы татарской расы в новоявленных монголов. отсюда и пошла сага о татаро-монголах.

    род монголов, как известно, всегда стремился к централизованной власти, особенно с времен кабул-хана в xi веке, и выступал против политики племенных союзов. но как бы ни сопротивлялся чингисхан татарскому влиянию на всей территории центральной азии, ему пришлось породниться тем не менее с татарами (онгутами), выдав свою дочь вождю белых татар ала-кушу и тем самым заполучить доступ к бесчисленным табунам высокопородных и высококлассных скакунов. не будь таких коней, не было бы великих завоеваний. о том, что татары выращивали коней на территории внутренней монголии современного северного китая, мир узнал после похода батыи-хана в европу. но козни истории заключаются в следующем: белые татары, пришедшие с батыем к берегам иделя (волги), в период распада золотой орды и последующих падений татарских ханств вначале лишились земель и пастбищ, а затем и своих коней, но это отдельная тема разговора.

    надо вернуть этих коней, тем более что такая возможность имеется. появились и желающие взяться за это благородное дело. надо осознать, что у татар сегодня символом величия могут быть только способные скакать без остановки до 7 - 8 часов кони. но пусть они скачут на наших ипподромах до 2 часов, и эти двухчасовые скачки могут оказаться прекрасным зрелищем, не менее интересней обычных скачек на короткие дистанции. лошадей татарской (онгутской) породы можно приобрести в туве, хакасии, якутии, и наконец, в китае. в казахстане, к примеру, всерьез задумались над созданием мирового бренда казахских «адайских» коней. но там предстоит серьезная селекционно-племенная работа, а с разведением или возрождением татарской породы особых затрат не потребуется, ибо эти наши славные кони сохранились в чистоте начиная со второго-третьего тысячелетия до нашей эры.

    конечно, энтузиастов можно и разочаровать мыслью о том, что «в прошлое не возвращаются, что было, то сплыло», но что поделаешь, если татарская порода лошадей по возрасту пережила дикую лошадь пржевальского и продолжает по сей день служить человеку, к великому сожалению, только не нам, современным татарам. сегодня, пожалуй, татары - единственная нация в тюркском мире, потерявшая интерес к лошадям. кто главный герой на сабантуе? понятно - борец (батыр), но не конь и всадник, которые извечно были символом величия всей татарской расы, которые некогда боролись не только на земле, но и на спинах коней. да, кони нас не предали, но мы, татары, от своих коней, к сожалению, отвернулись. показательно признание одного читателя газеты «звезда поволжья», сказавшего, что «пока я не прочитал статью «татарские кони», я думал, что мы, татары, всегда были оседлыми людьми и никогда не имели своих татарских коней». тот, кто так думает, по существу, не знает нашу историю и нашу землю, откуда мы пошли.

    самым беспристрастным в этом отношении является иппологическая наука, т.е. наука о лошадях, там наша история оказалась правдивей, чем монастырские рукописи субъективных священнослужителей, археологические находки нечестных толкователей и литераторов разного рода, пишущих историю по заказу правителей. для создания такой истории места для лошади и ее роли не нашлось. кони оказались бессильными, когда заговорили пушки. побеждать начинал тот, у кого было больше пушек, не коней и людей, и это объективный ход истории, но история может повториться, когда востребованными могут оказаться опять кони, но это будут другие люди, выжившие, очевидно, после термоядерной войны или экологической катастрофы. когда это будет и будет ли вообще, этого никто не знает. а пока мы вновь вернемся к своим родным коням, которые не несут ответственности за нас, но сотворившие для нас цивилизацию человечества. и мы в вечном долгу перед ними.

    наркас мулладжанов




    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»