День Казани - новости, хроника событий
На главную / | Новости Казани
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •   | Новости Казани

    Модернизация или застой

    19.01.2012
    Источник информации: ТатПолит.ру
    Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/discussion/2012-01-19/6543



    окончание. начало в n 22.

    интервью с доктором педагогических наук, заслуженным учителем школы рф, заслуженным работником высшей школы рф, заслуженным деятелем науки рт, лауреатом государственной премии рт в области науки и техники, профессором тггпу г. г. габдулпиным

    - общественности неизвестно: снизилась ли коррупция в рт при поступлении школьников в вузы, насколько увеличилось количество выпускников сельских школ татарстана, поступающих в престижные вузы страны и республики, объективно ли оцениваются знания выпускников школ посредством единственного универсального метода - егэ? если не улучшилось ничего, тогда какова необходимость введения этого новшества, осуществления огромных затрат физических и умственных ресурсов работников образования, бесполезных (нецелевых, неэффективных) многомиллионных расходов бюджетных средств?

    не случайно дискуссии о егэ не утихают. вот мнение профессора в. г. разумовского (педагогика. - 2008,n5): «переход к егэ приведет к еще более драматическим последствиям. это только для наивных и неопытных людей эффективный метод оценки качества образования. егэ - батарея тестов с выбором правильного варианта из одного верного и четырех правдоподобных, но ложных. он не может быть как единственная форма оценки. нужны письменные решения задач, лабораторные работы, сочинения, устные объяснения». или мнение эксперта в области управления качеством образования, лауреата премии президента рф в области образования д. а. иванова директор школы. - 2011 г.ni): «задачи для егэ часто не только бессмысленны, но и составлены таким образом, чтобы выпускники школ допустили как можно больше ошибок, а не так, чтобы они продемонстрировали свои достижения. егэ призван работать на «отсев», а не на помощь выпускникам проявить свои разные способности и достижения». намечаемые в этом году некоторые изменения в проведении егэ несколько учитывают критические замечания на него, но являются в основном попыткой все оставить как есть.

    здесь хочу подчеркнуть: я вовсе не являюсь противником тестирования школьников, в т. ч. и в форме егэ при его дальнейшем серьезном совершенствовании. однако нельзя при этом вчистую и полностью игнорировать оправдавшие многолетней практикой другие формы изучения обученности (и тем более - образованности) учащихся в определении их готовности продолжать дальнейшее образование. при таком одномерном подходе (как убедительно подтверждает 5-летний опыт) ошибки неминуемы.
    таким образом, в мониторинговой деятельности в системе образования ограничение ее введением егэ без применения других оправданных форм является не чем иным, как попыткой решить сложные проблемы в нашем образовании одним простым способом. увлекаясь только егэ в оценке образовательных результатов, мы создаем не только видимость реформы нашего образования, но и заметно ограничиваем реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов о развитии у учащихся универсальных учебных действий в тесной связи с содержанием учебных предметов, познавательной рефлексии, функциональной грамотности и социальной адаптации учащихся с учетом их потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов, ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение и профессиональную деятельность.

    в теории и практике управления является аксиомой положение: когда доминирует одно из функций управленческого цикла, например, функция контроля, в ущерб другим его равнозначным функциям: аналитической, целеполагающей, планово-проектировочной и организационно-методической -это явный признак отсутствия у работников аппарата управления компетентности. главной преградой в модернизации системы образования республики, таким образом, в настоящий момент становится исключительная приверженность его органа управления контрольным функциям, сбору отчетов и сведений вместо их глубокого анализа, организаторской работы, оказания своевременной помощи и поддержки образовательным учреждениям, их работникам и обучающимся в соответствии с поставленными задачами. а успех этой работы опять напрямую зависит от высокой компетентности в вопросах организации образовательной деятельности, в проблемах образования человека.

    бесконечные проверки, ворох никому не нужной бумажной или иной отчетности, масса которой за последнее время неминуемо увеличивается, ложатся бессмысленным бременем на администрации и учителей образовательных учреждений и рассчитаны на одно - оправдание действующего аппарата путем сохранения существующего порядка. постоянный бюрократический контроль вместе с дежурной риторикой про инновации не только не приводит к улучшению качества образования, а закрывает саму возможность его совершенствования.

    - было бы чрезвычайно интересно узнать вашу оценку и других инноваций в системе образования республики, проводимых сегодня.

    - поставим проблему так: почему школы и учителя, в последние годы широко оснащаясь компьютерной техникой, например, не достигают заметных успехов в компьютеризации преподавания предметов и реального развития самостоятельности учащихся в образовании?

    ведь наш президент рт рустам нургалиевич минниханов с присущей ему прозорливостью и решительностью принимает масштабные меры к оснащению школ техническими средствами. а министерство образования республики остается как бы посторонним наблюдателем и, что интересно, комментатором этой работы, не выполняя свои прямые обязанности по достижению их эффективного применения. дело в том, что основной преградой регулярного, повсеместного и эффективного применения компьютерной техники в учебно-воспитательной работе школ республики сегодня является недостаток программных продуктов, электронных учебников и средств мультимедиа по каждому из 20 учебных предметов учебного плана школы, а также для внеурочной работы со школьниками.
    их разработка, производство или приобретение и обеспечение ими всех образовательных учреждений напрямую зависят от целенаправленной и добросовестной работы именно мон рт, которой, к сожалению, еще нет.

    страдает глубоко продуманная и целенаправленная организационная работа министерства образования и науки рт и в реализации новой системы оплаты труда педагогических кадров республики. задачами ее введения явились:
    - преодоление уравниловки в оплате труда педагогических кадров и стимулирование более интенсивного и эффективного труда педагогов через нсот;
    - повышение размера заработной платы учителей и недопущение ее снижения по сравнению с традиционной системой оплаты их труда, постепенное доведение ее размера до среднего уровня оплаты труда в экономике;
    - активизация модернизационных процессов в образовании за счет новой системы оплаты труда педагогических работников.

    знакомясь с итогами 2010 года в системе образования республики, было бы весьма важным знать:
    - каковы же результаты решения этих задач в нашей республике?
    - имеются ли реальные сдвиги в стимулировании труда учителя по сравнению с предыдущей системой?
    - от каких недостатков и где в первую очередь следовало бы незамедлительно избавляться в работе администраций школ, муниципальных органов и самого министерства в использовании этого нового экономического механизма организации труда педагогов?
    и главное, что показал первый опыт (за 2010 год):
    - какие показатели результата труда учителя по нсот дают реальную возможность повышения его зарплаты и на сколько?
    - как определяются на практике эти результаты: четкость критериев, прозрачность определения показателей, объективность их оценки? нет ли в этом субъективизма?
    - стимулирует ли учителя новая система оплаты на повышение эффективности педагогического труда и как это происходит?

    вопросов множество. к сожалению, опять же вразумительных ответов на эти насущные вопросы образовательной деятельности мы не имеем.

    между тем повышение (хотя и незначительное) стимулирующей части зарплаты у одних учителей по нсот ведет к снижению ее у других (т. к. фонд зарплаты школы остается неизменной), а при определении размера стимулирующей части учитываются только индивидуальные показатели каждого учителя (участие его в конкурсах, конференциях, наличие планов инновационной работы, число одаренных детей и др.), что вполне может создать условия для показухи, псевдоинноваций, нездоровой конкуренции между учителями и, как следствие, отказа их от взаимопомощи. а это может вести к свертыванию коллективной творческой работы, сотрудничества между учителями и в результате - к неминуемому ухудшению работы.
    - габдельхан габдуллович, в начале нашей беседы вы упомянули о появлении новых проблем на путях модернизации системы образования нашей республики. не смогли бы вы охарактеризовать эти проблемы?
    - возникших проблем в системе образования сегодня достаточно много. остановимся на некоторых, наиболее острых.
    это проблема восстановления приоритетности воспитания школьников, обозначенной законом рф «об образовании», и устанавливаемого проектом фгос первым из требований к результатам освоения общеобразовательной программы.
    с одной стороны, сегодня процесс модернизации образования нередко осуществляется со значительным сокращением удельного веса в образовании воспитательной составляющей из-за все большего увеличения объема содержания образования, натаскивания учащихся к сдаче егэ. воспитательная работа в школе все больше строится на основе «мероприятийного» подхода в ущерб нравственно-смысловому, ценностному аспекту деятельности школьников. расширяется коммерциализация образования, особенно дополнительного образования детей, напрямую связанного с их свободным временем. инновационные школы стремятся к отбору наиболее благополучного (одаренных) контингента учащихся, возлагая на кого-то обучение обычных и «трудных» детей, ослаблено внимание к отсеву учащихся из школы, вследствие чего имеет место резкий рост числа беспризорных детей. все еще слабым звеном остается материальное стимулирование воспитательной работы, недопустимо низкая оплата труда классных руководителей, воспитателей, работников дополнительного образования детей. разумеется, без изменения позиции самого мон рт во всем этом приоритетность воспитания учащихся в школе останется лишь декларацией и пожеланием.
    с другой стороны, основные факторы социализации учащихся, находящиеся вне школы (семья, учреждения культуры и спорта, средства массовой информации, трудовые коллективы, окружающая среда), все больше самоустраняются от воспитания детей, нередко оказывают прямое отрицательное воздействие на детей. предстоит значительно усилить координационную и организационно-методическую деятельность министерства образования и науки республики в активизации и повышении ответственности всех этих сил в воспитании детей.
    другой важной и не только образовательной, но и социальной проблемой стала поставленная мон рт задача оптимизации школьной сети за счет ликвидации малокомплектных школ. эта проблема во всем мире существует веками. действительно, малокомплектные школы государству обходятся дороже, чем полнокомплектные. организация учебно-воспитательного процесса в таких школах намного сложнее, и результаты их заметно ниже, чем в крупных школах. об этом не знает только тот, кто вообще не знаком с системой образования нашей страны, или, как говорят в народе, «не знает только ленивый».
    хотя примеров весьма успешной работы малокомплектных школ в нашей республике достаточно. в свое время, например, в татарстане и далеко за его пределами были широко известны успехи малокомплектных тубинской начальной, терсинской восьмилетней, иж-бобьинской средней и др. школ агрызского района. таких примеров в каждом районе республики множество.
    является ли дальновидной сегодня ликвидация всех сельских школ для нашей, с развитым аграрным сектором экономики, республики, так как все средние, все основные (9-летние) и все начальные школы, расположенные в сельской местности нашей республики, кроме имеющихся в районных центрах, малокомплектные. что значит их ликвидация?
    будучи заведующим роно сельского района мне, работая над диссертационным исследованием, пришлось столкнуться с данными о ликвидации в i960 - 1975 годах в нашей республике около 800 малокомплектных (в основном начальных и некоторых восьмилетних) школ. и через 3 - 4 года всех этих деревень, где были закрыты школы, не стало, они исчезли вместе с налаженной системой производства сельскохозяйственной продукции, устоявшейся особой культурой и неповторимой нравственной средой.
    что нам сегодня выгоднее (экономически, социально и политически): содержание сельских школ и налаживание в них нормальной образовательной работы или подготовка реальных условий для ликвидации еще 1,5 тысячи сел в республике? тем более эти школы все национальные, в основном татарские. кто подсчитал (считал ли) выгоду или ущерб от этого «мероприятия» министерства в затратах: моральных, физических, социальных, кадровых, миграционных, финансовых, материальных, экономических и др. ?
    хотя, разумеется, некоторое количество совсем бесперспективных школ не удастся сохранить и придется согласиться с исчезновением таких деревень.
    - какова ваша оценка проводимой организаторской работы по созданию условий для введения федеральных образовательных стандартов общего образования в школах нашей республики?
    - новый фгос начали вводить уже в этом году в начальной школе с 1-го класса. однако опять же министерству образования и науки рт, к сожалению, не удалось в достаточной мере обеспечить создание всех необходимых условий до начала его введения. по признанию около половины состава (45,5%) руководителей муниципальных органов управления рт, например (при экспертном опросе в период их курсового обучения в декабре 2010 г.), материальных условий для введения фгос скорее всего еще не имеется. в том числе они подтверждают, что:
    - школы в недостаточной мере оснащены учебными и учебно-наглядными пособиями для начальных классов по требованиям фгос - 72,1 % ответивших,
    - в большинстве школ нет электронных образовательных ресурсов - 36,6% участников опроса,
    - начальные школы в полной мере обеспеченными учебниками, соответствующими требованиям фгос, считают только 18,2% начальников управлений образования, а 9,1% из них признают, что учебники приходится покупать за счет родителей,
    - по их ответам, нет условий для игровой и двигательной деятельности младших школьников: в классных комнатах -18,2%, в рекреациях школы -27,3%, в спортзале - 27,3% ответивших.
    выглядит совершенно странным, что в докладе министра на итоговой коллегии о таком плачевном положении в начальном образовании и, главное, о ходе подготовки условий для введения нового стандарта в основной и старшей школе республики вообще не упоминалось. а в других регионах российской федерации по реализации национальной образовательной инициативы рф «наша новая школа» и по связанной с ней подготовке условий для введения новых фгос разрабатываются и успешно реализуются специальные целевые комплексные программы, а не ограничиваются утверждением лишь первоочередных мероприятий в сфере образования.
    ведь по новым образовательным стандартам должны быть реконструированы имеющиеся здания школ таким образом, чтобы создать комфортную среду для учащихся в каждой школе, иметь современные помещения для столовой, медицинского пункта, библиотеки, медиа-теки, высокотехнологичное учебное оборудование, широкополосный интернет, интерактивные учебные пособия, интерактивный контент по всем учебным предметам, условия для занятия спортом, творчеством, проектной деятельностью, занятий в малых группах и т. д. или же в городах и районах должны быть возведены новые современные школьные комплексы с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями.
    при таком благодушном отношении со стороны органов образования к созданию условии для введения фгос в республике может возникнуть реальная ситуация срыва своевременной реализации этой крупной долговременной государственной стратегической задачи по модернизации системы образования.
    - а как обстоит дело в республике, на ваш взгляд, с обеспечением модернизации образования соответствующими педагогическими кадрами?
    - осуществление кадровой политики в образовании - вопрос особый, можно сказать, более тонкий и деликатный, в то же время довольно сложный и многогранный.
    что будет поддержано в проводимых реформах и что отвергнуто теми, кто каждый день реализует собственную образовательную политику - учителями и руководителями школ, в решающей мере зависит успех модернизации образования. при этом каждый учитель в своей деятельности чрезвычайно автономен, и его работу почти невозможно «под одну гребенку» стандартизировать и полностью ее технологизиро-вать. от его общей и профессиональной культуры, системы ценностей, от его методологических и методических ресурсов, от его беззаветной любви к детям и отношения к своему делу, от затрат его физических и психических сил в работе зависят результаты образования.
    по официальным данным министерства образования и науки рт, основной состав педагогических кадров республики достаточно высококвалифицированный. так, в 2010 году, например, из 44949 педагогических работников общеобразовательных учреждений 84,2% имеют законченное высшее образование (хотя несколько снижено по сравнению с 2009 годом), а 89,4% педагогов присвоены квалификационные категории (по сравнению с 2009 годом тоже уменьшился этот показатель),59% учителей имеют первую и высшую категорию, а около 30% педагогических работников имеет высокие государственные и ведомственные награды, ежегодно более 20% педагогов повышают свою квалификацию в вопросах модернизации образования. эти показатели значительно превышают аналогичные результаты многих регионов российской федерации.
    в составе педагогических кадров республики наряду с этими положительными факторами имеют место и настораживающие тенденции, которые в немалой мере тормозят успешную модернизацию образования. среди них особо значимой тенденцией остается излишняя текучесть (сменяемость) педагогических кадров. только за последние два (2009 и 2010) года, например, из образовательных учреждений выбыли 7634 педагога (в среднем по 6,5% ежегодно), в т. ч. уволено по инициативе администрации, ушли на непедагогическую работу, в коммерческие структуры и из-за неудовлетворительных жилищ-но-бытовых условий 3725 человек, т. е. 48% от числа выбывших. а ведь хорошо известно пагубное влияние частой замены учителей по преподаваемым предметам и классных руководителей на качество образования, уже не говоря о решении задач модернизации образования.
    неблагополучным остается процесс омоложения состава педагогических кадров. доля учителей в возрасте 50 - 60 и старше 60 лет сегодня составляет 22,6% от общего состава, а в 2010 году к педагогической работе привлечены еще 1294 учителя-пенсионера. таким образом, доля учителей пенсионного возраста, работающих в образовательных учреждениях, возросла по сравнению с 2009 годом и составляет 10,8% от общей численности учителей.
    а педагогических работников в возрасте до 30 лет насчитывается всего 15,9% от общего количества. резко сократилось количество выпускников высших и средних педагогических учебных заведений республики (менее 30%), изъявивших желание работать по полученной профессии в школе, многие из которых через 1 - 2 года работы опять же уходят из школы на непедагогическую работу.
    вследствие этого молодых учителей со стажем до 5 лет в школах республики насчитывается всего 10,5% от общего количества педагогов и они по численности уступают работающим пенсионерам. в 2010 году из 3188 выпускников педагогических учебных заведений в образовательные учреждения по месту распределения прибыл всего 871 человек, т. е. 27% от общего выпуска.
    основными причинами такого положения являются не только низкий статус профессии учителя и несправедливая оплата его труда, но и недостатки его профессиональной подготовки в педагогических учебных заведениях. главным недостатком существующего педагогического образования остается полный отрыв предметно-профессиональной и общепрофессиональной подготовки будущих учителей от происходящей в школах инновационной деятельности, теоретической подготовки студентов от их педагогической практики и практики работы школьных учителей.
    так как по существующим учебным планам педвузов первое знакомство студентов с их будущим «производством» происходит только в конце четвертого года обучения, в ходе которого студенты проводят 2 - 3 занятия со школьниками по первому предмету (математике или русскому языку, истории или биологии и т. д.), а во второй раз на пятом курсе проводят также несколько уроков по второму предмету (информатике или литературе, обществознанию или химии и т. д.) и это вся практика. выпускники педвузов совершенно недостаточно подготовлены к работе в школе, они нередко боятся идти в школу, идти к детям.
    таким образом, со всей очевидностью назрела проблема коренной модернизации существующей системы подготовки учительских кадров.
    в создавшихся условиях, в практическом решении перечисленных проблем трудно оценить однозначно кадровую политику министерства образования и науки республики. об отсутствии у него видения конкретных результатов новой системы оплаты труда учителей выше было отмечено.
    вызывает недоумение его выбор главным направлением омоложения педагогических кадров расширение приема на педагогическую работу в школы под названием «наш новый учитель» специалистов из других отраслей экономики, выпускников непедагогических вузов, кандидатов наук по отраслям знаний. несостоятельность такого пути убедительно подтверждают «итоги» первого года работы по выполнению стратегии «килечек», так как, несмотря на выделение министерством на эти цели 12,5 млн. руб. в школы республики из перечисленных категорий лиц в 2010 году не прибыло ни одного работника.
    обращают на себя внимание попытки органов образования однозначного использования опять единственного способа для установления (чаще снижения) квалификационной категории учителя - результатов тестирования в форме егэ. разумеется, проверки знаний учителя нужны в разнообразной форме, более того, требуется более полно изучить сложившуюся методику работы учителя, выявлять его трудности в осуществлении различной инновационной деятельности и др. но все это должно служить прежде всего для определения содержания курсов повышения квалификации учителя, в конечном счете для повышения его квалификационной категории. ведь задача контроля в педагогике не поймать нарушителя (это задача полиции), а вовремя исправить положение, помочь учителю, а также ученику. администрирование по отношению к педагогу после его тестирования - мера чрезвычайная и только вынужденная.
    удивляет спокойствие министерства, даже его самоустра-ненность от процесса модернизации системы подготовки учительских кадров. ведь в этой сфере идет крупная перестрой-кз. в республике. ликвидирован крупный, с выдающимися в прошлом достижениями, богатыми традициями, накопленными за 135 лет функционирования, по масштабам - четвертый по стране центр подготовки педагогических кадров -тггпу. а что взамен? будет ли в составе кфу адекватный и модернизированный, единый и крупный, республиканский или федеральный центр подготовки педагогических кадров для школ республики? каким образом планируется преодолеть имеющиеся в подготовке педагогов недостатки? появится ли когда-нибудь государственное видение и всестороннее обоснование всех этих и многих других вопросов подготовки педагогических кадров у мон рт? кругом опять одни вопросы.

    беседовал султан галлеев




    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»