![]() |
![]() |
|
«Потепление» в национальном вопросе22.01.2012Источник информации: в конце 1950-х гг. в атмосфере нараставшей демократизации в стране и под воздействием настоятельных выступлений интеллигенции руководство республики принимает ряд мер, направленных на создание более благоприятных условий для развития татарского языка и национальной культуры в целом. в их ряду первостепенное значение имел майский (1958 г.) пленум обкома кпсс, посвященный языковой ситуации в республике. главным фактором его проведения было изменение политической атмосферы в стране после xx съезда кпсс. как заметил на предшествовавшем пленуму апрельском (1958 г.) заседании бюро обкома кпсс с. батыев: «если бы 2 - 3 года назад кто-нибудь внес на бюро обкома партии вопрос о создании самостоятельных групп татарских и русских детей в детских садах, от автора такого предложения живого места не осталось бы». сам батыев, председательствовавший на майском пленуме и активно выступавший на нем за развитие татарской школы, еще совсем недавно придерживался если не противоположной позиции, то дистанцировался от тех, кто выражал обеспокоенность судьбой татарской школы. к примеру, в 1956 г. в ответе на запрос из москвы о н. фаттахе, настойчиво обращавшемся в центральные органы власти с целью обратить их внимание на развитие татарской культуры, с. батыев дал писателю отрицательную характеристику. он представлял его как общественно пассивного, замкнутого и недостаточно зрелого человека, объясняя этими качествами его «националистические устремления, социальную ущербность». ситуация во властных структурах республики стала меняться с приходом к ее руководству с.д. игнатьева. в 1950-е гг., как мы уже отмечали, сфера применения татарского языка стремительно сужалась, особенно в столице республики. быстрые темпы роста промышленного развития приводили к соответственному росту населения в городах, где средством общения на производстве, в учреждениях все чаще становился русский язык. в этих условиях неуклонно снижался авторитет национальных школ. как следствие политики, проводившейся под флагом растущей интернационализации, такие процессы нарастали во многих национальных регионах, особенно в автономиях. в отличие от союзных, в автономных республиках приемные экзамены в вузы и техникумы проводились на русском языке. в тасср был отменен государственный экзамен на аттестат зрелости по татарскому языку и литературе, ликвидированы коренизированные группы в средних специальных учебных заведениях. в столице республики национальная школа стала терять свою популярность уже с начала 1950-х гг., в то время 70% столичных татар обучалось в русской школе. в 1958 г. в казани работали только 2 татарские и 17 смешанных школ. большая часть татарских школ не была укомплектована квалифицированными учителями. отчасти такое положение можно объяснить тем, что татары были слабо представлены в руководящих органах системы образования. в аппарате гороно только один работник, а в 5 роно г. казани только два школьных инспектора были из татар. но преувеличивать этот фактор, субъективный по своей сути, не следует, ведь к концу 1950-х гг. значение национальной школы стало быстро снижаться и в других городах и районных центрах. количество детей, обучавшихся в татарских школах, в целом по республике сократилось в несколько раз. об этом со всей прямотой сказал к.ф. фасеев, выступивший с основным докладом на майском пленуме 1958 г. «получается интересная картина, - отметил он, - учителя сами работают в татарских школах, уговаривают других отдавать туда своих детей, а своих детей учат в русских школах». в подтверждение этого он привел пример по одной из агрызских школ, в которой из 39 учителей-татар только двое отдали своих детей в татарскую школу. многие татары-горожане, в большинстве недавние сельчане, не желали, чтобы у их детей, как в свое время у них, из-за плохого знания русского языка возникли трудности с адаптацией к городской жизни. видя бесперспективность совершенного знания родного языка, все большее количество родителей татар пытались отдать своего ребенка в русскую школу либо в русский класс. дело доходило до конфликтов с администрацией школ, заявлений в партийные органы, жалоб в москву. как отмечалось на майском пленуме, родители требовали, чтобы «ребенок был принят в русский класс, хотя он совершенно не подходит для того, чтобы обучаться в русском классе. директор убеждает, что мальчик не знает русского языка, не может грамотно сказать ни одной фразы, но родители не слушают, хотя им говорят, что их ребенок неизбежно обрекается на неуспеваемость. они заявляют, пускай он сидит 2 - 3 года в одном классе, но я хочу, чтобы он учился в русском классе». важная причина отказа родителей от татарской школы раскрывалась в выступлении на том же пленуме члена родительского комитета средней школы n50 набиуллиной: «хочу я или не хочу, но в школу я детей отдам в русские классы, потому что они совсем плохо знают родной язык. если бы были татарские детские ясли или бы в русских яслях была бы татарская группа, я бы их, и другие родители, отдали детей в татарскую группу». однако до прихода к власти в республике с.д. игнатьева языковая политика в татарстане не менялась. осенью 1957 г. состоялась встреча руководства татарского обкома кпсс с творческой интеллигенцией, после которой первый секретарь с.д. игнатьев дал указания скрупулезно собрать информацию о языковой ситуации в республике всем причастным к ней министерствам и ведомствам. в октябре 1957 г. на имя игнатьева поступила записка с анализом состояния языка обучения татар, составленная к. фасеевым. ее содержание показывало повсеместное сужение сферы татарского языка в образовательном процессе. как следовало из записки, в районах, населенных татарами, где не было русских школ, но было небольшое количество русских детей, создавались параллельные классы, в которых преподавание велось на русском языке. в эти же классы «безо всякого на то основания» принималось большое количество детей татар. в результате в русских классах обычно обучалось 1 - 5 русских и 20 -30 татар. к. фасеев привел весьма впечатляющие примеры: в сармановской средней школе из 695 учащихся (в том числе 25 русских) 310 татар обучалось на русском языке, в поисевской средней школе 1 - 7 классы обучались на русском языке, хотя во всех этих классах было только 11 русских и 231 татарин. аналогичная ситуация отмечалась в апастовском, алькеевском, кайбицком, дубьязском, балтасинском, ципьинском, тукаевском и других районах. причем обучение в русских классах татарских школ часто находилось на очень низком уровне, поскольку сами учителя плохо владели русским языком, а ученики иногда не знали по-русски ни слова. к примеру, на летних курсах в татарском институте усовершенствования учителей из 136 учителей русского языка, писавших диктант и изложение, 39 человек написали неудовлетворительно. в 69 изложениях оказалось 216 орфографических и 207 пунктуационных ошибок. это, безусловно, сказывалось на качестве их обучения в целом. в феврале 1958 г. анализ проблемы языка обучения в школах республики и динамики сокращения татарских школ был представлен татарскому обкому кпсс министерством образования тасср. в этом документе также наглядно на многочисленных фактах было показано стремительное падение престижа татарской школы. вот один из примеров, приведенный министерством: в селе большие тарханы функционировали две школы: одна - русская, другая - татарская. в русской школе обучалось 257 учащихся татар и только 50 русских. в то же время в татарской школе отмечался недобор учащихся. «из года в год, - указывается в докладе министерства, - все больше сокращается контингент: в 1947 г. здесь было 24 класса с 754 учениками, а в 1957 г. осталось 11 классов с 260 учениками. при этом родители многих учеников ходатайствуют перед органами народного образования о приеме детей в русскую школу». в представленных министерством материалах сообщалось также о плохих материальных условиях татарских школ. в реальности получалось, что в процессе модернизации системы образования массовое государственное строительство типовых современных школьных зданий затронуло в основном русские школы. в республике лишь 10 - 15 из них имели современные типовые здания. остальные располагались в аварийных, тесных, плохо приспособленных зданиях. символично, что татарская школа уходила в прошлое вместе со старым школьным фондом, который с первых десятилетий советской власти составляли в основном здания бывших мечетей, дома раскулаченных. многие из них к 1950-м гг. пришли в ветхость. о заметном снижении значения татарской школы для формирования интеллектуальной сферы свидетельствовали показатели по контингенту поступивших в вузы. в конце 1950-х гг. среди студентов республики татары составляли только 28%, большинство из которых окончило русские школы. так, в 1957 г. на первый курс казанского государственного университета было принято 620 человек, в том числе татар - 173, но из них окончивших татарские средние школы было только 27 человек, причем 24 из них было принято на отделение татарского языка. казанский авиационный институт принял в 1957 г. 750 человек, в том числе 113 татар и только 11 из татарских школ. казанский финансово-экономический институт принял 200 человек, в том числе 39 татар, из которых только 9 человек окончили татарские школы. в медицинский институт было принято 405 студентов, из них татар - 121, в том числе окончивших татарские школы 18 человек. с.д. игнатьев, ознакомившись с такими показателями, принял еешение довести их до сведения к кпсс. в марте-апреле 1958 г. в татарстане с целью комплексного изучения языковой ситуации в республике работала комиссия цк кпсс во главе с заместителем заведующего отделом науки, школ и культуры цк кпсс в.и. дербиновым. с результатами этой проверки он выступил на заседании бюро обкома кпсс 28 апреля 1958 г. обстоятельный доклад московского чиновника лег в основу постановления майского (1958 г.) пленума татарского обкома кпсс. вслед за дербиновым с пространной эмоциональной речью выступил с.д. игнатьев. в ней явно чувствуется смешение мировоззрения коммуниста-функционера с искренним удивлением, если не сказать потрясением от предательского отношения к родной культуре со стороны руководителей-татар в республике, готовность, но в то же время боязнь действовать во имя ее спасения. данное выступление показывает, в какой непростой обстановке, несмотря на либеральные веяния xx съезда, решались проблемы, связанные с национальным вопросом. речь с.д. игнатьева со всей очевидностью свидетельствует о его решающей роли в организации майского пленума. в частности, он говорил: «осенью прошлого года мне довелось встретиться с писателями, которые взволнованно рассказали о состоянии развития культуры. к тому времени я еще не представлял, как обстоит дело с языком, преподаванием, как полезен язык, чтобы партийный работник мог довести слово партии на родном языке. а когда стал присматриваться и изучать это дело, мне стало страшно. я впервые за все время работы в национальных республиках встретился с таким положением, как здесь - неуважение к родному языку, отсутствие поддержки его, плохая работа по его развитию, совершенствованию, руководящие кадры стесняются говорить на родном языке, даже когда обязательно надо. мы посоветовались после всего этого и решили поставить этот вопрос, как полагается, начать говорить, писать лозунги, призывы на татарском языке, заставить людей татар выступать с докладами на татарском языке и т.д. я хочу одного - чтобы у нас развивался язык, чтобы его любили, иначе мы доживем до того, что будем разговаривать с народом на непонятном языке, чтобы не предавалась забвению культура, слагавшаяся веками. не зная языка, не сделаешь того дела, которое поручил тебе народ, цк партии, кадры не создашь… надо развернуть активную работу по подготовке кадров, взять вопросы строительства школ, пойти на все, заставить всех принимать активное участие в строительстве школ. и мы, если не к началу этого учебного года, то в будущем году, создадим основную базу, а в течение 5 лет коренным образом улучшим дело, и народ нам спасибо скажет. но это не значит, что надо ждать 5 лет. что можно делать сегодня - надо делать. а всех этих леваков, нигилистов в партийной работе, которые кричат - давай русскую школу, потому что ему сына нужно учить, заставим перестроиться. что он за барин, почему он не может отвезти сына в интернат? и незачем из-за двух-трех человек классы создавать. не надо… пусть товарищи перестраиваются, не хотят, пусть уходят, мы в состоянии найти людей, которые понимают задачи центрального комитета. а раз не понимает человек этого, не может понять других дел и может увести в сторону от линии партии. я не поднимаю специальные вопросы - методику и прочие вещи. я хочу сказать, что совершенно настойчиво, решительно взять курс, который нашел свое отражение в проекте постановления и не почему-либо, а потому, что мы оказались в огромной опасности, перед лицом которой поставили не кого-нибудь, а все татарское население республики». по сути дела, на апрельском заседании бюро татарского обкома кпсс была выработана концепция дальнейшего развития национального образования в республике, обретшая на майском пленуме лишь законченную легитимную форму. принятыми решениями предусматривалось обеспечить резкое повышение качества преподавания татарского языка и литературы, укрепить материально-техническую, учебно-методическую базу татарских школ, улучшить состав преподавателей. намечалась также организация по желанию абитуриентов приемных экзаменов в вузы и техникумы на татарском языке. серьезной критике было подвергнуто состояние научной разработки проблем национальной школы: недостаточное количество аспирантов по вопросам татарского языкознания, отсутствие научных трудов по методике преподавания родного и русского языков в татарской школе. (из книги «история татарстана. модернизация по-советски».) а.г. галлямова
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
|