День Казани - новости, хроника событий
На главную / День космонавтики: каков вклад Казани в познание Вселенной | Новости Казани
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Религия
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •  День космонавтики: каков вклад Казани в познание Вселенной | Новости Казани

    День космонавтики: каков вклад Казани в познание Вселенной

    12.04.2016
    Источник информации: TatPressa.ru
    Адрес новости: http://www.tatpressa.ru/news/25643.html



    С освоением космоса Татарстан и Казань имеют непосредственную связь. Именно в Казани трудились над чертежами ракетных двигателей великие конструкторы Глушко и Королев. Кроме того, здесь расположены заводы, выпускающие самые важные детали для космических кораблей. Подробнее об этом в колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказал казанский краевед Равиль Вениаминов.

    «Конструкторская тюрьма»
     
    Наш город настолько тесно связан с освоением космоса, что поначалу трудно определиться, с чего начинать эту большую тему. Пожалуй, точкой отсчета можно назвать дату организации в Казани в 1940 году специализированного Опытно-конструкторского бюро для разработки жидкостных реактивных двигателей. Это ОКБ, созданное при НКВД, переехало к нам из подмосковного авиазавода в Тушино. Работали в нем заключенные-конструкторы, а возглавлял их тоже «зек», будущий академик, именем которого назовут улицу в Казани, Валентин Петрович Глушко.
     
    В 1942 году к ним присоединится еще один будущий академик Сергей Павлович Королев, которому, как ни странно, повезло, так как в 1940 году он отбывал свой срок уже не на Колыме, а в ОКБ А.Н. Туполева, занимаясь конструированием будущего бомбардировщика Ту-2.
     
     
    В 1940 году Сергей Королев отбывал свой срок уже не на Колыме, а в ОКБ А.Н. Туполева. Фото kazved.ru
     
    В Казани Глушко вместе с сокамерниками разместили в заводоуправлении, которое объединяло сразу два завода-соседа:
    самолетостроительный №124 и моторостроительный №27. Работы над реактивными двигателями РД шли ни шатко ни валко, пока в Казань не приехал вызванный из своей московской «конструкторской тюрьмы» Королев и со свойственной ему энергией занялся установкой РД-1 на бомбардировщик Пе-2, который изготовлялся здесь же неподалеку. В 1943 году реактивный бомбардировщик успешно полетел, а в 1944 году конструкторов освободили.
     
    Подглядели у немцев
     
    В заводском музее Глушко показали очень ценный экспонат – чудом сохранившийся экземпляр двигателя РД-1
     
     
    Таким образом, можно считать, что Казань стала одной из главных ступенек на пути великих конструкторов – Королева и Глушко. Они получили здесь бесценный опыт, тот самый «сын ошибок трудных», о котором писал еще А.С. Пушкин. Работа над жидкостными реактивными двигателями для авиации тягой в 300 кг была тупиковым путем развития, и только информация о немецких ракетных двигателях тягой в 27 тонн перевернула все представления о будущем освоения воздушного пространства. Теперь можно было думать о космосе.
     
    В 1945 году Глушко и Королев уехали в Германию знакомиться с достижениями немецких ракетостроителей и создали на базе конструкции ФАУ-2 советскую ракету Р-1. Королев в Казань уже больше не возвращался, а вот Глушко приезжал, бывал в КАИ и на КМПО (бывший завод № 27/16). В заводском музее ему показали очень ценный экспонат – чудом сохранившийся экземпляр двигателя РД-1. Возможно, именно этот движок, один из 184 серийных экземпляров, проходил через руки будущего генерального конструктора и стал как бы эстафетной палочкой в длинной череде космических «пламенных моторов».
     
    Казанская авиация в помощь
     
    Казанские авиационные заводы КАПО и КМПО больше ракетно-космической темы вроде бы не касались, но опосредованно это случилось в конце 1980-х годов. В те перестроечные времена у советских конструкторов родилась идея использовать гигантскую грузоподъемность самого большого военного самолета в мире не только в военных, но и мирных целях. Ту-160 был рассчитан на боевую нагрузку до 40 тонн.
     
    В 1991 году началась разработка авиационно-космического комплекса «Бурлак». Эта двухступенчатая ракета, подвешенная под Ту-160, поднималась самолетом на большую высоту и, стартовав оттуда, достигала космических высот. Расчеты показывали, что такой воздушный старт давал большую экономию по сравнению с обычным наземным, тем более что самолет мог взлетать не с космодромов, а с обычных аэродромов. Вариантов использования «Бурлака» было придумано множество – от вывода наших спутников на околоземную орбиту до уничтожения вражеских сателлитов. Макет «Бурлака» вместе с Ту-160 в 1990-х годах был неоднократно показан на различных авиашоу, но до реальных испытательных полетов не дошло по банальной причине – не нашлось денег. Вот так и не стал «Белый лебедь» грузовой «лошадкой».
     
     
    Аэропорт Заинска. Встреча космического корабля
     
    Еще один наш авиационный завод – вертолетный – тоже имел, вернее, до сих пор имеет отношение к освоению космического пространства. И именно по причине своей конечной продукции. 9 марта 1960 года татарстанцы воочию могли увидеть работу казанской продукции в районе Заинска. Когда там приземлился космический корабль «Восток» с пассажиром на борту, на его поиски были брошены вертолеты Ми-4 – те самые, которые выпускались на нашем вертолетном заводе. И саму возвратившуюся из космоса капсулу перевозил по воздуху для загрузки в самолет Ан-12 тоже Ми-4. Фотография тому свидетельство. Прошло уже 56 лет с тех пор, но все эти годы поиск возвращаемых космических аппаратов у нас осуществляют казанские машины, сейчас это делают уже вертолеты Ми-8 и их модификации.
     
    «Космические» заводы
     
    Если авиационные заводы Казани имеют опосредованное отношение к космосу, то у нас есть предприятия, продукция которых непосредственно отправляется в безвоздушное пространство. Это заводы «Элекон», «Электроприбор» и КОМЗ. Уже сами названия красноречиво говорят о том, что делают там их специалисты.
     
     
    «Элекон» – это электроконтакты. Какой современный агрегат, механизм или аппарат, тем более космический, может обойтись без этих маленьких, но бесконечно важных деталей? Раньше это предприятие называлось «7-й завод», затем «Завод радиокомпонентов», а сейчас Производственное объединение «Элекон». Без казанских электрических соединителей не смогут полететь мирные ракеты «Союз», «Протон», «Зенит», а также боевые «Тополя» и прочие средства ядерного сдерживания. Казанские разъемы работали и работают на наших спутниках, орбитальных и межпланетных станциях, то есть везде, где необходимы электрические сигналы.
     
    На «Электроприборе» в свое время была создана гиростабилизированная антенна для стыковки космических кораблей. Фото из архива завода
    Уже в 1958 году завод получил задание заниматься выпуском аппаратуры телеметрии и контроля траекторий космических аппаратов. Затем пошла работа над аппаратурой для пилотируемых полетов, а далее номенклатура изделий непрерывно расширялась, что требовало от специалистов предприятия напряженного и ответственного труда. Завод нередко работал в три смены. Ныне «Элекон» обеспечен заказами и уверенно смотрит в будущее.
     
    Не менее сложная и энергоемкая продукция идет из ворот завода «Электроприбор». Здесь производят большое количество различных датчиков, используемых в авиации и космосе, различные типы электродвигателей, стабилизаторов, регуляторов температуры и прочих приборов, без которых невозможна безопасная эксплуатация сложнейшей техники. Кроме всего прочего, на «Электроприборе» в свое время была создана гиростабилизированная антенна для стыковки космических кораблей.
     
    Казанский оптико-механический завод (КОМЗ) в советское время был широко известен как производитель биноклей. Мало кто знал, что деятельность завода в основном связана с авиацией, а конкретнее, с авиационными фотоаппаратами. Правда, в связи с освоением космоса номенклатура завода пополнилась новыми изделиями. В частности, для космической станции «Салют» был изготовлен оптический визир, для космического корабля «Союз-13» – ультрафиолетовый телескоп, еще один телескоп был установлен на станции «Салют». Затем для наших космонавтов был создан серийный оптический приборный комплекс «Пион».
     
    Если про КОМЗ казанцы еще что-то знали, то про ГИПО при советской власти информации не было вообще. Только в наши дни стало известно, что Государственный институт прикладной оптики занимается и авиацией, и космосом. Специализацией института стала инфракрасная техника.
     
     
    КОМЗ в советское время был широко известен как производитель биноклей. Мало кто знал, что деятельность завода в основном связана с авиацией
     
    В 1970-х годах казанская ИК-аппаратура была выведена в космос. Не ограничиваясь инфракрасной техникой, в институте были созданы фотометрические и другие приборы для многих видов космической техники – от спутников до космических станций. Но тепловизоры остаются основным направлением деятельности ГИПО и по сей день.
     
    Конечно, хотелось бы поведать о космической деятельности казанских предприятий более подробно и красочно, но понятно, что в силу закрытости и режимности мы не можем показать и рассказать обо всем детально и подробно. Верится, что такое время настанет и мы узнаем достоверно о том, как Казань покоряла космос.
     
    Фото предоставлены автором



    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»