День Казани - новости, хроника событий
На главную / | Новости Казани
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •   | Новости Казани

    Философские крылья поэзии

    15.03.2011
    Источник информации: ТатПолит.ру
    Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2011-03-15/5614



    (к 125-летию со дня рождения Велимира Хлебникова)

    14 ноября в музее М. Горького состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный юбилею В. Хлебникова, организованный литобъединением при Казанской организации Татарстанского отделения Союза российских писателей. Вечер, который вела поэтесса Людмила Уфимцева, прошел содержательно и интересно. В основу представленной статьи положен доклад, сделанный автором на этом вечере. Кроме того, в статью включена информация о казанском периоде жизни поэта, почерпнутая автором из выступления преподавательницы одного из казанских вузов А.Р. Биряльцевой.

    9 ноября с.г. исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося русского поэта – футуриста Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885 - 1922), юношеские годы жизни которого связаны с Казанью. Родился будущий поэт в Астраханской губернии в семье ученого-орнитолога. Семья Хлебниковых переехала сначала в Симбирск, потом в Казань. Казанский период жизни В. Хлебникова продолжался более 10 лет: с 1898 по 1908 годы.

    Несколько подробностей из этого периода жизни будущего поэта. Семья Хлебникова жила по адресу: Третья гора, дом Максимова (современный адрес: ул. Калинина, д. 59). К сожалению, несмотря на протесты отдельных энтузиастов, любителей поэзии Хлебникова, дом был снесен. Правда, цел, хотя и в плачевном состоянии, дом, в котором в студенческие годы снимал комнату и жил В. Хлебников, по адресу: Вторая гора, дом Ульянова (современный адрес: ул. Волкова, д. 46). Думается, поэт заслужил, чтобы в его память была установлена мемориальная доска на этом доме.

    Виктор окончил гимназию в 1903 году и поступил учиться на физико-математический факультет Казанского университета, сначала на математическое отделение. Здесь он познакомился с неевклидовой геометрией Н.И. Лобачевского, стал ее горячим сторонником, а Лобачевский превратился в его кумира на всю жизнь. Но толком учиться ему не пришлось. Из-за участия в студенческих волнениях в ноябре того же года он был исключен из университета, арестован и даже месяц просидел в Пересыльной тюрьме. После выхода из тюрьмы Хлебникову удалось восстановиться в университете, причем он перешел на естественное отделение того же факультета. Виктор принял активное участие в пополнении экспонатами Зоологического музея университета, прежде всего чучелами птиц. Вместе с другими студентами он выезжал на южный Урал с целью отлова редких видов птиц. И в настоящее время в хранилище университетского музея имеются чучела птиц, изготовленные Хлебниковым.

    В 1908 году Хлебников уехал в Санкт-Петербург и продолжил учебу в столичном университете. Интерес к поэзии и к художественной литературе в целом заставил его перейти на славяно-русское отделение историко-филологического факультета того же университета. Но учебу Хлебников так и не закончил (в 1911 году он был отчислен из университета). Ощущая в себе литературный талант, он целиком и полностью погрузился в творческую поэтическую деятельность, сначала примкнув к группе поэтов-символистов, группирующихся вокруг Вячеслава Иванова, а затем стал ведущим поэтом-футуристом московской группы «Гилея», куда входили еще В. Маяковский, Д. Бурлюк, А. Крученых и др. Основное место в манифестах футуристов занимал культ «самоценного слова». Долой слово как средство! Да здравствует «самовитое», самоценное слово!

    Поэт в России больше чем поэт. Это знаменитое изречение в полной мере относится к Хлебникову.
    Сегодня снова я пойду
    Туда на жизнь, на торг, на рынок,
    И войско песен поведу
    С прибоем рынка в поединок.

    В этих стихах выражено понимание Хлебниковым места и роли поэта в мире. Для него поэт не просто эстет и созерцатель бытия, а активный борец с торгашеской неправдой жизни, преобразователь мира и глашатай свободы.
    Свобода приходит нагая,
    Бросая на сердце цветы,
    И мы, с нею в ногу шагая,
    Беседуем с небом на «ты».

    В. Хлебников – поэт–новатор, поэт–экспериментатор, по определению В. Маяковского, «Колумб новых поэтических материков». В своих поисках он ушел от классических стихотворных размеров и сделал выбор в пользу интонационного свободного стиха с неожиданной, часто парадоксальной игрой смыслов и ритмов. В 1913 году футуристы объявили Хлебникова «гением – великим поэтом современности», а в 1920 году его даже избрали в шутливой форме «председателем Земного Шара», что было поэтом воспринято достаточно серьезно. Мы остановим свое внимание на характеристике В. Хлебникова как личности и главное – на философских аспектах его творчества.
    Хлебников был оригинальнейшей личностью. Для друзей он был «честнейшим «рыцарем поэзии», по словам Маяковского, его «бессеребренничество» принимало характер настоящего подвижничества, мученичества за поэтическую идею. Он страстно творил, несмотря на невзгоды, лишения и неустроенность личной жизни.

    Мне мало надо!
    Краюшку хлеба
    И каплю молока.
    Да это небо,
    Да эти облака.

    В годы революции и гражданской войны Хлебников, полуголодный, дважды переболевший тифом, исходил и изъездил многие города и области России. Как и в свое время украинско-русский странник – философ Г. Сковорода, Хлебников таскал с собой котомку, набитую рукописями своих произведений. Хлебников был пацифистом, был против войн (поэма «Война в мышеловке»), приветствовал Октябрьскую революцию, полагая, что она открывает путь для осуществления его глобальных утопических проектов (поэма «Ладомир»). Охваченный идеей всеединства сущего, Хлебников страстно искал истину, выражающую цельность и неуничтожимость жизни, ее тайный глубокий смысл.

    В то же время в его жизненном поведении иногда проявлялась поза «непризнанного гения», отметающего всякие доводы против него как прорицателя. Порой Хлебников демонстрировал свою моральную глухоту и нечувствительность. Известен случай, когда он бросил поэта Д. Петровского умирать в степи, а тот выжил. Позднее при встрече с ним Хлебников сказал: «Я нашел, что степь отпоет лучше, чем люди». И добавил, что сострадание, по его мнению, ненужная вещь. В этом поступке и позиции можно усмотреть проявление в нем черт ницшеанского сверхчеловека. Возможно, сама обстановка революционного насилия, войны с ее кровопролитием так ожесточила сердце поэта.

    Бродяжная, неустроенная жизнь подорвала здоровье Хлебникова. От тяжелой болезни он скончался в возрасте 36 лет в июне 1922 года. Был похоронен в деревне Ручьи Новгородской области, а в 1960 году прах Хлебникова был перенесен в Москву на Новодевичье кладбище.
    Все творчество Хлебникова пронизано единством противоположностей, и оно производит впечатление разброса и незавершенности. Как говорил Н. Гумилев, страницы сочинений Хлебникова «кажутся отрывками какого-то большого, никогда не написанного эпоса». Поэт хотел жить не во времени, а во временах. В произведениях Хлебникова древнее прошлое соседствует с отдаленным будущим, архаизм сочетается с неологизмом, вселенский универсальный подход сливается с тенденцией разлагать целостности (мир, картину, образ, слово) на его части. Поэта интересуют одновременно «прошлецы» - предки и «будетляне» - потомки. В его творениях представлены как образы язычества Древний Руси, так и картины далекого будущего с его причудливой архитектурой, совершенной техникой и летающими людьми. Такое единство древности и грядущего объясняется идейными установками поэта, его представлениями о тайне языка и времени.

    Какие же можно выделить мировоззренческие основания и ориентиры, идейные установки В. Хлебникова, определившие характер его творчества и направленность его произведений? Образно их можно назвать философскими крыльями его поэзии, позволявшими поэту воспарять в небо и одновременно проникать в глубь прошедших и грядущих веков. На наш взгляд, эти «философские крылья» заключаются в следующем.

    1. Идея всеединства. Все связано со всем. Особенно в ранних произведениях Хлебников утверждал единство и равноправие всего живого (поэма «Зверинец»), единство сущего в космических масштабах.
    2. Антропоморфизм. Хлебников очеловечивал животных, считая, что любая жизнь по-своему умна. Он допускал, что животные умеют видеть богов. В поэме «Зверинец» многие животные напоминают людей. Вот орел, похожий на девушку, толстый морж «с головой Ницше», носорог, напоминающий Иоанна Грозного, и др. Хлебников пишет о том, что «взгляд зверя больше значит, чем груды прочтенных книг». Тайна жизни далеко еще не разгадана, и это предстоит сделать в будущем.

    3. Представление о магической миропреобразующей мощи слова. Слова правят миром. (Вначале было слово, а слово было Бог.) Связанное с этим представлением предположение о том, что когда-то существовал некий праязык, который был одинаков у всех людей.

    4. Уверенность в том, что магической преобразующей мощью слова владели древние люди особенно в эпоху праязыка, и эту великую способность утратило современное человечество. Существующие языки потеряли свою первородную энергетику, хотя, возможно, что в их звуковых глубинах потенциально сохраняются ее следы. По мнению Хлебникова, проявления волшебной силы языка имели место в языческих заклинаниях и молениях, они описаны в народных сказках и легендах. Отсюда понятен большой интерес Хлебникова к древности и язычеству (поэмы «Лесная дева», «Шаман и Венера», «Вилла и леший»).

    5. Надежда на то, что магической мощью слова опять можно овладеть с помощью поэзии, неологизмов и нахождения каких-то принципиально новых способов языковой выразительности. Поэтому экспериментаторство Хлебникова в области «звукописи» словотворчества и поэтических форм имело свою глубинную цель. Поэт стремился добраться до внутренней магической силы звуков и слов и как бы высвободить ее. Хлебников верил в силу народных заговоров и заклинаний. Возможно, что его бродяжничество было связано с этим. Допускаю, что, путешествуя от деревни к деревне, он собирал «зерна» языческой магической мудрости практики, а пребывание на природе, единение с ней (хождение по полям, горам, ночевка под открытым небом) Хлебников мог рассматривать как условие пробуждения и развития собственных магических способностей. Мне кажется, что он ощущал себя магом, колдуном, алхимиком звуков и слов, стремящимся раскрыть их тайную энергию. А устроенный комфортный быт и цивилизация мешали ему. Хлебников стремился создать новый «звездный» язык для человечества. По подсчетам лингвистов, в своих произведениях он ввел в оборот около 14 тысяч неологизмов.

    Скрытой магической силой, с точки зрения поэта, обладают не только звуки, буквы, слова, но и цифры. С этим связана следующая установка Хлебникова в духе пифагорейства.

    6. Убеждение в том, что ход и повторяемость (цикличность) исторических событий, судьбы людей, стран, народов подчиняются фундаментальным числовым закономерностям.
    Я всматриваюсь в вас, о числа,
    Вы позволяете понимать века, как быстрого хохота зубы…
    Через числа, их соотношения и динамику Хлебников пытался определить исторические судьбоносные закономерности (произведение «Доски судьбы»).

    7. Космизм.
    Мы желаем звездам тыкать,
    Мы устали звездам выкать…

    Хлебников связывает будущее человечества с его овладением небом и всеобщим обретением способности летать. В хлебниковских футурологических произведениях («Лебедия будущего», «Труба марсиан» и др.) летают не только самолеты, но и люди, дома, технические сооружения. Будущее человечество с небом, космосом на «ты», оно выступает как единое дружное сообщество, говорящее на одном «звездном» языке, в котором есть та же магическая мощь слова, что и в древнем праязыке. Эта сила слова позволяет преодолеть силу тяжести и делает все вещи, в том числе и тело человека, невесомым и летучим. Согласно Хлебникову, в грядущем воцарится полная гармония во взаимоотношениях между людьми, зверями и природой, которая якобы уже существовала в первобытную эпоху.
    8. Вера во всемогущего человека. Человек есть великий революционер, даритель свободы, существо, которое может победить пространство и время, способное к бессмертию и воскрешению и даже к освобождению богов.

    Вихрем бессмертным, вихрем единым,
    Все за свободой – туда.
    Люди с крылом лебединым
    Знамя приносят труда.
    Двинемся вместе к огненным песням,
    Все за свободу вперед!
    Если погибнем – воскреснем!
    Каждый потом оживет.
    Двинемся в путь очарованный,
    Гулким внимая шагам,
    Если же боги закованы,
    Волю дадим и богам…

    Как мы говорили, кумиром для Хлебникова был Лобачевский, создатель неевклидовой геометрии, революционер в науке, не побоявшийся выступить против общепринятой в XIX веке ньютоновской научной картины мира. Мужеству и бунтарству Хлебников учился у Лобачевского, которого он неожиданно сравнивал со Степаном Разиным, вождем крестьянского восстания. Но это сравнение у него не было случайным. Для Хлебникова Лобачевский выступал олицетворением научной революции, а Разин – олицетворением народной революции. На путях соединения этих двух революций поэт видел возможность кардинального преображения существующего миропорядка.
    Хлебников – великий утопист, и своими представлениями о будущем человечества он близок к учению основоположника русского космизма Н. Федорова, предлагавшего проект воскрешения всех человеческих поколений и тотального освоения и преображения Вселенной человеческим родом. Еще ближе Хлебников по своим взглядам к А.В. Сухово-Кобылину, замечательному драматургу и создателю религиозно-философского «учения Всемира», в котором одухотворение человека рассматривается как обретение им способности летать и как достижение божественной степени всемогущества. У Сухово-Кобылина имеется такое изречение: птица есть поэт, славящий Бога. А Хлебников хотел, чтобы будущий человек-птица был свободным и могучим как бог. Правда, следует отметить, что в отличие от Сухово-Кобылина и Федорова, Хлебников не был религиозно ориентированным мыслителем.

    В философском плане литературное творчество В. Хлебникова, несомненно, лежит в русле развития идей русского космизма. Я думаю, что для любителя современной русской поэзии и философии Хлебников интересен не только как поэт, экспериментировавший со звуком, словом, поэтической формой, но и как весьма оригинальный мыслитель–утопист, вышедший из лона Серебряного века и рожденный духом революционно-романтического титанизма.

    Камиль ХАЙРУЛЛИН,
    кандидат философских наук, профессор кафедры философии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.




    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»