На главную / | Новости Казани |
|
Философские крылья поэзии15.03.2011Источник информации: Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2011-03-15/5614 (к 125-летию со дня рождения Велимира Хлебникова) 14 ноября в музее М. Горького состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный юбилею В. Хлебникова, организованный литобъединением при Казанской организации Татарстанского отделения Союза российских писателей. Вечер, который вела поэтесса Людмила Уфимцева, прошел содержательно и интересно. В основу представленной статьи положен доклад, сделанный автором на этом вечере. Кроме того, в статью включена информация о казанском периоде жизни поэта, почерпнутая автором из выступления преподавательницы одного из казанских вузов А.Р. Биряльцевой. 9 ноября с.г. исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося русского поэта – футуриста Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова (1885 - 1922), юношеские годы жизни которого связаны с Казанью. Родился будущий поэт в Астраханской губернии в семье ученого-орнитолога. Семья Хлебниковых переехала сначала в Симбирск, потом в Казань. Казанский период жизни В. Хлебникова продолжался более 10 лет: с 1898 по 1908 годы. Несколько подробностей из этого периода жизни будущего поэта. Семья Хлебникова жила по адресу: Третья гора, дом Максимова (современный адрес: ул. Калинина, д. 59). К сожалению, несмотря на протесты отдельных энтузиастов, любителей поэзии Хлебникова, дом был снесен. Правда, цел, хотя и в плачевном состоянии, дом, в котором в студенческие годы снимал комнату и жил В. Хлебников, по адресу: Вторая гора, дом Ульянова (современный адрес: ул. Волкова, д. 46). Думается, поэт заслужил, чтобы в его память была установлена мемориальная доска на этом доме. Виктор окончил гимназию в 1903 году и поступил учиться на физико-математический факультет Казанского университета, сначала на математическое отделение. Здесь он познакомился с неевклидовой геометрией Н.И. Лобачевского, стал ее горячим сторонником, а Лобачевский превратился в его кумира на всю жизнь. Но толком учиться ему не пришлось. Из-за участия в студенческих волнениях в ноябре того же года он был исключен из университета, арестован и даже месяц просидел в Пересыльной тюрьме. После выхода из тюрьмы Хлебникову удалось восстановиться в университете, причем он перешел на естественное отделение того же факультета. Виктор принял активное участие в пополнении экспонатами Зоологического музея университета, прежде всего чучелами птиц. Вместе с другими студентами он выезжал на южный Урал с целью отлова редких видов птиц. И в настоящее время в хранилище университетского музея имеются чучела птиц, изготовленные Хлебниковым. В 1908 году Хлебников уехал в Санкт-Петербург и продолжил учебу в столичном университете. Интерес к поэзии и к художественной литературе в целом заставил его перейти на славяно-русское отделение историко-филологического факультета того же университета. Но учебу Хлебников так и не закончил (в 1911 году он был отчислен из университета). Ощущая в себе литературный талант, он целиком и полностью погрузился в творческую поэтическую деятельность, сначала примкнув к группе поэтов-символистов, группирующихся вокруг Вячеслава Иванова, а затем стал ведущим поэтом-футуристом московской группы «Гилея», куда входили еще В. Маяковский, Д. Бурлюк, А. Крученых и др. Основное место в манифестах футуристов занимал культ «самоценного слова». Долой слово как средство! Да здравствует «самовитое», самоценное слово! Поэт в России больше чем поэт. Это знаменитое изречение в полной мере относится к Хлебникову. В этих стихах выражено понимание Хлебниковым места и роли поэта в мире. Для него поэт не просто эстет и созерцатель бытия, а активный борец с торгашеской неправдой жизни, преобразователь мира и глашатай свободы. В. Хлебников – поэт–новатор, поэт–экспериментатор, по определению В. Маяковского, «Колумб новых поэтических материков». В своих поисках он ушел от классических стихотворных размеров и сделал выбор в пользу интонационного свободного стиха с неожиданной, часто парадоксальной игрой смыслов и ритмов. В 1913 году футуристы объявили Хлебникова «гением – великим поэтом современности», а в 1920 году его даже избрали в шутливой форме «председателем Земного Шара», что было поэтом воспринято достаточно серьезно. Мы остановим свое внимание на характеристике В. Хлебникова как личности и главное – на философских аспектах его творчества. Мне мало надо! В годы революции и гражданской войны Хлебников, полуголодный, дважды переболевший тифом, исходил и изъездил многие города и области России. Как и в свое время украинско-русский странник – философ Г. Сковорода, Хлебников таскал с собой котомку, набитую рукописями своих произведений. Хлебников был пацифистом, был против войн (поэма «Война в мышеловке»), приветствовал Октябрьскую революцию, полагая, что она открывает путь для осуществления его глобальных утопических проектов (поэма «Ладомир»). Охваченный идеей всеединства сущего, Хлебников страстно искал истину, выражающую цельность и неуничтожимость жизни, ее тайный глубокий смысл. В то же время в его жизненном поведении иногда проявлялась поза «непризнанного гения», отметающего всякие доводы против него как прорицателя. Порой Хлебников демонстрировал свою моральную глухоту и нечувствительность. Известен случай, когда он бросил поэта Д. Петровского умирать в степи, а тот выжил. Позднее при встрече с ним Хлебников сказал: «Я нашел, что степь отпоет лучше, чем люди». И добавил, что сострадание, по его мнению, ненужная вещь. В этом поступке и позиции можно усмотреть проявление в нем черт ницшеанского сверхчеловека. Возможно, сама обстановка революционного насилия, войны с ее кровопролитием так ожесточила сердце поэта. Бродяжная, неустроенная жизнь подорвала здоровье Хлебникова. От тяжелой болезни он скончался в возрасте 36 лет в июне 1922 года. Был похоронен в деревне Ручьи Новгородской области, а в 1960 году прах Хлебникова был перенесен в Москву на Новодевичье кладбище. Какие же можно выделить мировоззренческие основания и ориентиры, идейные установки В. Хлебникова, определившие характер его творчества и направленность его произведений? Образно их можно назвать философскими крыльями его поэзии, позволявшими поэту воспарять в небо и одновременно проникать в глубь прошедших и грядущих веков. На наш взгляд, эти «философские крылья» заключаются в следующем. 1. Идея всеединства. Все связано со всем. Особенно в ранних произведениях Хлебников утверждал единство и равноправие всего живого (поэма «Зверинец»), единство сущего в космических масштабах. 3. Представление о магической миропреобразующей мощи слова. Слова правят миром. (Вначале было слово, а слово было Бог.) Связанное с этим представлением предположение о том, что когда-то существовал некий праязык, который был одинаков у всех людей. 4. Уверенность в том, что магической преобразующей мощью слова владели древние люди особенно в эпоху праязыка, и эту великую способность утратило современное человечество. Существующие языки потеряли свою первородную энергетику, хотя, возможно, что в их звуковых глубинах потенциально сохраняются ее следы. По мнению Хлебникова, проявления волшебной силы языка имели место в языческих заклинаниях и молениях, они описаны в народных сказках и легендах. Отсюда понятен большой интерес Хлебникова к древности и язычеству (поэмы «Лесная дева», «Шаман и Венера», «Вилла и леший»). 5. Надежда на то, что магической мощью слова опять можно овладеть с помощью поэзии, неологизмов и нахождения каких-то принципиально новых способов языковой выразительности. Поэтому экспериментаторство Хлебникова в области «звукописи» словотворчества и поэтических форм имело свою глубинную цель. Поэт стремился добраться до внутренней магической силы звуков и слов и как бы высвободить ее. Хлебников верил в силу народных заговоров и заклинаний. Возможно, что его бродяжничество было связано с этим. Допускаю, что, путешествуя от деревни к деревне, он собирал «зерна» языческой магической мудрости практики, а пребывание на природе, единение с ней (хождение по полям, горам, ночевка под открытым небом) Хлебников мог рассматривать как условие пробуждения и развития собственных магических способностей. Мне кажется, что он ощущал себя магом, колдуном, алхимиком звуков и слов, стремящимся раскрыть их тайную энергию. А устроенный комфортный быт и цивилизация мешали ему. Хлебников стремился создать новый «звездный» язык для человечества. По подсчетам лингвистов, в своих произведениях он ввел в оборот около 14 тысяч неологизмов. Скрытой магической силой, с точки зрения поэта, обладают не только звуки, буквы, слова, но и цифры. С этим связана следующая установка Хлебникова в духе пифагорейства. 6. Убеждение в том, что ход и повторяемость (цикличность) исторических событий, судьбы людей, стран, народов подчиняются фундаментальным числовым закономерностям. 7. Космизм. Хлебников связывает будущее человечества с его овладением небом и всеобщим обретением способности летать. В хлебниковских футурологических произведениях («Лебедия будущего», «Труба марсиан» и др.) летают не только самолеты, но и люди, дома, технические сооружения. Будущее человечество с небом, космосом на «ты», оно выступает как единое дружное сообщество, говорящее на одном «звездном» языке, в котором есть та же магическая мощь слова, что и в древнем праязыке. Эта сила слова позволяет преодолеть силу тяжести и делает все вещи, в том числе и тело человека, невесомым и летучим. Согласно Хлебникову, в грядущем воцарится полная гармония во взаимоотношениях между людьми, зверями и природой, которая якобы уже существовала в первобытную эпоху. Вихрем бессмертным, вихрем единым, Как мы говорили, кумиром для Хлебникова был Лобачевский, создатель неевклидовой геометрии, революционер в науке, не побоявшийся выступить против общепринятой в XIX веке ньютоновской научной картины мира. Мужеству и бунтарству Хлебников учился у Лобачевского, которого он неожиданно сравнивал со Степаном Разиным, вождем крестьянского восстания. Но это сравнение у него не было случайным. Для Хлебникова Лобачевский выступал олицетворением научной революции, а Разин – олицетворением народной революции. На путях соединения этих двух революций поэт видел возможность кардинального преображения существующего миропорядка. В философском плане литературное творчество В. Хлебникова, несомненно, лежит в русле развития идей русского космизма. Я думаю, что для любителя современной русской поэзии и философии Хлебников интересен не только как поэт, экспериментировавший со звуком, словом, поэтической формой, но и как весьма оригинальный мыслитель–утопист, вышедший из лона Серебряного века и рожденный духом революционно-романтического титанизма. Камиль ХАЙРУЛЛИН,
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
Система управления сайтом — |