![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Ислам и госбезопасность27.08.2011Источник информации: Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2011-08-27/6172 Нынешние «выборы» муфтия ДУМ РТ вызвали, как всегда, разногласия между различными группами мусульман республики. Это связано не только с уровнем понимания ислама внутри общины, но и с тем, какую концепцию общественной безопасности с учетом исламского фактора несет тот или иной кандидат на пост председателя ДУМ РТ. Не секрет, что муфтия у нас избирают не мусульмане, а региональная власть, которая по этому вопроси консультируется с органами государственной безопасности. Именно поэтому эту статью я адресую политической элите Татарстана и Федеральной службе безопасности РФ по РТ. На мой взгляд, концепция общественной безопасности нынешнего и.о. муфтия, выстраиваемая на борьбе с инакомыслием - опасна. Надеюсь, что «компетентные органы» осознают надвигающуюся угрозу и сделают правильные выводы из этого материала. Для политической элиты Татарстана ислам - это один из инструментов сохранения этнической идентичности татарского народа. Ей не нужен традиционный татарский ислам с глубоким философским содержанием. Оно и понятно, для подпитки этноцентризма вполне сгодился бы и бутафорский ислам, подконтрольный власти, которому уже подобрали красивый термин - «евроислам». Это связано с тем, что за 450 лет проживания татар в составе Российского государства ислам зарекомендовал себя как эффективный инструмент, способствующий сохранению татарского этноса от растворения в русской культуре. Именно поэтому традиционный ислам стал заложником в руках собственной национальной элиты. Такое потребительское отношение к исламу окончательно сформировалось в советский период истории. Однако на самом деле такой «ислам» уже не способен был остановить ассимиляцию. Дело в том, что государство, убрав одно из основных препятствий на пути растворения татар в русской культуре, которым являлось православие, и, подобрав привлекательный термин для будущего атеистического конгломерата -«советский народ», подготовило татар к полному «вымиранию». Думаю, что если бы Советский Союз просуществовал еще хотя бы лет 50, т.е. сменилось бы в стране минимум 2 поколения, то термин «советский народ» имел бы уже яркую этническую окраску, а реквизит в виде тюбетейки занял бы почетное место в музее этнографии. Впрочем, Аллах знает лучше. И все же какое-то время этот «ислам» создавал препятствия для заключения межнациональных браков, способствующих форсированной ассимиляции. Понятное дело, что пятикратный намаз, арабская графика, чтение Корана стали делом второстепенным и ненужным. Поэтому не удивляет фраза из уст современной наивной татарки, воспитанной родителями с комсомольским прошлым: «Я мусульманка, но без фанатизма, разделяю веру и религию». Такая позиция позволяет «брать от жизни все»: спиртное, посещение стриптиз-баров, кредиты под проценты и многие другие пороки общества, при этом до поры до времени сохраняя свою «уникальную» идентичность. Кстати, интересное наблюдение: при выборе имени для ребенка такие «мусульмане» руководствуются принципом: лишь бы не по-русски. Отсюда у нас доморощенные Фердинанды, Флориды и даже Ричарды. После перестройки этот «ислам» ничуть не изменился. Единственное, что появилось, - так это внешний атрибут в виде полумесяца на шее, который носится в противовес кресту, символу возрождаемого православия. Только надо понимать, что он призван подчеркнуть не религиозную, а именно этническую принадлежность носящего его индивидуума. Структурно сюда относятся 3 группы «мусульман»: этнические мусульмане, для которых важна только обрядовая сторона ислама в виде никаха, похорон и т.д.; праздничные и пятничные мусульмане, которые не читают пятикратный намаз, но появляются периодически в мечетях по мусульманским праздникам или по пятницам. По моим подсчетам, они составляют примерно 98,75% от всего татарского населения республики, сюда же входит и подавляющая часть политической элиты Татарстана, которая определяет кандидатуру будущего муфтия как бы для оставшихся 1,25% верующих мусульман. Естественно, что критериями при таких выборах служат не исламские знания, не авторитет в мусульманской общине, а умение ладить со светской властью, что, впрочем, тоже немаловажно. ИСЛАМ КАК ЖИЗНЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ Нормальное развитие татарского традиционного ислама было прервано в 20-х годах XX века. Он начал возрождаться только в середине 90-х годов, когда из «мусульманских» стран начали возвращаться молодые люди, получившие серьезное по тем временам исламское образование. Они присоединились к горстке образованных имамов, получивших образование еще в советское время в чудом сохранившихся медресе Средней Азии, Дагестана и ДЭ.Ж6 зэ. рубежом. Однако вскоре выяснилось, что такой ислам татарам как бы не совсем нужен. Кроме того, традиционный ислам вступил в противоречия и с капиталистическими отношениями, считая их несправедливыми и аморальными с точки зрения шариата, так же как до этого относился к социалистическим «ценностям». Тут стало ясно: это надо как-то остановить, и в атеистические головы идеологов татарского суверенитета пришла достаточно опасная идея евроислама, некоего мусульманского протестантизма, где безбожные общечелове-ки живут «как бы с христианскими ценностями», а верующие христиане существуют в виде сект, к адептам которых кто-то относится с уважением, а кто-то с жалостью. ЕВРОИСЛАМ Если посмотреть на Европу, то христианства в полном смысле этого слова там уже давно нет. Дело в том, что в свое время оно встало на пути развития буржуазных капиталистических отношений и поплатилось за это коренной модернизацией, приведшей христианство примерно к тому, что чуть выше я назвал «бутафорским исламом». Началось все с Англии, где король разрешил ссудный процент, т.е. ростовщичество, из которого выросла вся западная банковская система да и вся капиталистическая экономика в целом. Видимо, следуя аналогии с Европой, идеолог татарского суверенитета Рафаэль Хакимов и предложил в свое время идею евроислама. Это такой вид безбожия, который позволял бы татарам, не веря в Бога и даже частично утрачивая язык, сохранять татарскую идентичность. МЕСТО ТАТАРСКОГО ИСЛАМА В ОБЩЕМУСУЛЬМАНСКОЙ НАУЧНОЙ МЫСЛИ Появление мусульманских учебных заведений в России само по себе - это огромный шаг на пути к возрождению ислама. Единственное, надо понимать, что в ближайшие лет 50 мы навряд ли получим сколько-нибудь авторитетных мусульманских ученых с мировым именем. За действительно качественным образованием все равно придется ездить на Ближний Восток, так же как на протяжении столетий делали наши предки. Дело в том, что будущие мусульманские ученые готовятся к своей миссии с раннего детства. В арабских странах к 10 годам сотни тысяч детей наизусть заучивают Коран целиком. При этом они, как правило, владеют арабским языком в совершенстве, т.е. прекрасно понимают язык Священного Писания. Если повезет, то из этих сотен тысяч мальчиков окажется с десяток талантливых ребят, которые впоследствии станут серьезными мусульманскими учеными. У нас в Татарстане в ислам люди зачастую приходят в зрелом возрасте, и лучшее, чего достигают, - это чтение Корана без ошибок, причем не наизусть. Кроме того, новоиспеченный мусульманин, всю оставшуюся жизнь посвятив изучению арабского языка, не сможет постичь всех его тонкостей, а надо еще знать хадисы пророка, книги основоположников мазхаба, труды татарских богословов и т.д. Первые чтецы Корана из детей у нас начали появляться совсем недавно, и дай Бог, если на всю республику наберется их несколько десятков. Поэтому если кто-то действительно заинтересован в создании своей системы мусульманского образования, то придется набраться терпения. Именно поэтому, сколько бы ни говорили гадостей про тех, кто проходил обучение за границей, для большинства мусульман - это наиболее авторитетные учителя, обладающие глубоким пониманием ислама. Понятное дело, что уровень наших медресе вполне устраивает политическую элиту республики - они создали именно то, чего хотели. Но если молодые люди со свойственным им максимализмом поймут, что от них скрывают значительную часть мусульманских наук и знаний, они что начнут делать? Правильно, искать других учителей! ТРАДИЦИОННЫЙ ИСЛАМ В последнее время опять начались атаки на наиболее авторитетных имамов мечетей. Их называют и салафитами, и ваххабитами, и как угодно, намекая на то, что они, дескать, и воспитывают террористов. На самом деле ситуация выглядит несколько иначе. Они, как правило, несут очень глубокое понимание ислама. Дело в том, что ислам - это не только вера в Аллаха, это целая система знаний и образ жизни. Дело в том, что глубоко верующий мусульманин во всем стремится следовать шариату. А с точки зрения исламского права мусульманин, живя в стране неверных, должен заниматься увещеванием, объяснять людям основы своей религии. Военный джихад ведется только для защиты мусульманской страны, но таких государств в мире уже не осталось. С точки зрения шариата, даже Саудовскую Аравию многие мусульмане считают светской, несмотря на то что она в целом живет по шариату, впрочем, так ли это, лучше знает Аллах. Таким образом, насильственное изменение конституционного строя в таких странах, как Россия, расценивается как грех, а халифат, таким образом, это романтическое увлечение. Таким образом, изучение традиционного ислама «без купюр» не несет в себе угрозы, как это пытаются представить некоторые «имамы», стремящиеся к власти. Кроме того, ислам со своими принципами не способен эффективно противостоять промыванию мозгов. Голливуд и другие информационные орудия создают нетерпимость к исламу, насаждая в массах противоположные для этой религии ценности: разврат, насилие, алкоголизм, наркоманию, проституцию, жажду наживы и т.д. К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ БОРЬБА С ИСЛАМОМ «БЕЗ КУПЮР»? Последствия такой борьбы мы видим на Северном Кавказе. Еженедельно мы узнаем, что примерно «3 боевика уничтожены в ходе спецоперации» где-нибудь в Дагестане, Чечне или Ингушетии. А ведь там мечети под жестким контролем местных властей. Только знания, видимо, даются в них слабые да еще и купированные, и думающая молодежь начинает искать «грамотных» учителей за пределами мечетей. У нас в последнее время тоже решили взять под жесткий контроль мечети. И это будет сделать не сложно, так среди «пятничных мусульман» найдутся те, кто с энтузиазмом откликнется на это начинание, труднее будет взять под контроль желание молодого человека получить не диплом государственного образца, а хорошее образование на пути Аллаха. Некоторые хаз-раты уже заметили опасную тенденцию: среди студентов Российского исламского университета появились молодые люди, которым знания не нужны, они пришли за «корочкой». Опасность в том, что у них будет авторитетная бумага с печатью, но из-за отсутствия веры в Аллаха очень низкий авторитет в среде мусульман. Народ все видит. Такие «хазраты» уже появляются на порогах наших мечетей. Молодежь за такими не идет. Пока что нормальная альтернатива для них есть - это грамотные имамы среди традиционалистов, получивших прекрасное богословское образование за рубежом. Однако приход к власти посредственных имамов приведет к тому, что сначала они выдавят тех, кого называют салафитами, а потом и остальных уважаемых имамов. Молодежь, получившая серьезные знания у «опальных учителей», не будет поддаваться на провокации и скорее всего спокойно доживет свой век. Но следом придет другая поросль, которая в лекциях безграмотных учителей будет находить нестыковки с шариатом. Других имамов уже не будет в мечетях. Вот они-то в поисках истины и будут попадаться в лапы террористических сект. Татарстан, таким образом, может потерять стабильность. Для сохранения стабильности в регионе нам необходим именно серьезный традиционный ислам, который свободно будут исповедовать эти 1-2% татар и примкнувшие к ним представители других народов. Для остальных вполне неплохо оформился «бутафорский ислам», который их вполне устраивает. Это их выбор, и за это они ответят перед Аллахом в судный день, только не стоит верующим людям создавать ненужные препятствия на пути Аллаха. ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ВЫБОРЫ МУФТИЯ? Власть при выборе кандидатуры муфтия сделала ставку на человека, не пользующегося авторитетом среди мусульман. Он неизвестен как человек, обладающий большими познаниями в исламе, впрочем, как и большинство людей, уверовавших в Аллаха в зрелом возрасте. Такие, как он, редко достигают на этом поприще каких-либо значительных высот. С другой стороны, для руководителя муфтията - это не самые главные качества. Куда важнее уметь ладить как со светской властью, так и с мусульманской общиной. Кроме того, понимая истинные интересы властей, такой руководитель должен уметь лоббировать интересы истинно верующих людей. Это должен быть интеллектуал, обладающий таким качеством, как терпимость к чужому мнению, умеющий слушать авторитетных в мусульманской среде богословов, признавая их превосходство в знаниях, даже если они находятся на другом уровне понимания ислама. Соответствует ли этим критериям нынешний кандидат - это пусть решает светская власть, потому что муфтият - это скорее государственное учреждение. Остается сожалеть, что она назначает муфтия под себя и для обслуживания в первую очередь бутафорского ислама. То, что касается верующих мусульман, то они вполне могут жить параллельно этой структуре, и, может быть, это будет правильно, как говорится: лишь бы не было войны. Но не стоит забывать, что ислам - это не игрушка, и попытки приспособить его под свои политические цели могут закончиться трагедией. Линур Мифтахов, прихожанин Соборной мечети г. Елабуги
Внимание! |
![]() |
![]() |
© 2009-2014 "День Казани". |
|
Система управления сайтом — |