![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Башкирские гастроли27.08.2011Источник информации: Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2011-08-27/6184 В Казани закончились гастроли Башкирского академического драматического театра им. М. Гафури. Прошли они с большим успехом. Необходимо признать, что башкирский театр очень интересен и, более того, в чем-то уверенно обгоняет татарский театр им. Камала. Я посмотрел на гастролях 4 спектакля: «Ахметзаки Валиди Тоган», пьеса Нажиба Асанбаева, режиссер Айрат Абушахманов, «Хыялый» Салавата Абузара, режиссер Арслан Янбеков, «Good morning, Enid» Вуди Аллена, режиссер Нэркэс Искандерова (Москва), «Дети мои» Э. Атнабаева, режиссер Ильнур Муллабаев. Из них больше всего понравился «Хыялый». Хуже всех, пожалуй, «Дети мои». Не удалось посмотреть «Буратино» и «Шауракэй», по отзывам, это были сильные, насыщенные музыкой и великолепной игрой спектакли. Публика рукоплескала, и общее мнение было таким: башкиры переиграли татар. В «Хыялый» сюжет простой: пожилой крестьянин Гиззат (Ильдар Сайтов) полюбил приехавшую в деревню молодую медсестру. Его старая жена не понимает его, он мечтатель, романтик, купил подзорную трубу и смотрит на звездное небо, она очень приземлена, вся в хозяйстве. А он из-за любви построил самолет в сарае. Жена самолет разбила кувалдой, обломала самолету крылья. За медсестрой ухаживает деревенский начальник. И она в нем тоже будит романтика. И играют прекрасно, особенно заслуженный артист России Ильдар Сайтов, и все время в спектакле словно натянута струна между залом и сценой. Действие вибрирует, захватывает. Есть в спектакле тот самый «мон», и его значительно больше, чем в спектаклях театра им. Камала. Любовью к жизни спектакль просто пропитан, башкирская деревня находится словно в пересечении сил космического добра. Деревня превращается во Вселенную, они соразмерны. Татарские спектакли иногда словно на конвейере, они довольно однообразны, узнаваемы. Башкирские спектакли мало того что очень этничны и музыкальны, насыщены фольклором, но этот фольклор настолько талантливо, ювелирно вплетен в сценическое действо. А какая музыка Не зря многие ведущие певцы Татарстана - выходцы из Башкортостана. Самое главное отличие - у башкир совсем другая актерская театральная школа. Они не переигрывают, не играют гиперэмоциональность, они чувствуют сцену, чувствуют зрителя. Нет этого махания руками, растягивания звуков, «завывания», выпучивания глаз, нет «скоморошества», нет подделки. Башкиры более серьезны, для них все на сцене серьезно. Меньше фальши, скажем так, больше любви. Они более естественны, искренни. Произвел впечатление спектакль «Good morning, Enid». Вначале тяжелое, конечно, действо, медленно разворачивается в стиле уже поднадоевшей чернухи. Один из сыновей Энид ушел в себя, ушел из школы и хочет заниматься только фокусами. Муж Энид изменяет и хочет ее бросить, проигрывает все деньги на скачках. Во втором действии возникает любовь Энид и скромного шоу-менеджера, пришедшего посмотреть на сына-фокусника. Простые фокусы жизни, трагикомические сцены жизни простой американской еврейской семьи. Актеры во втором действии разыгрываются, и начинается магия театра. Конечно, «Ахметзаки Валиди Тоган» - спектакль, поставленный на волне рахимовского политического заказа. Он смотрится довольно инородно на фоне остальных талантливых башкирских спектаклей, чувствовалось, что сами актеры этот спектакль не очень любят. Более того, спектакль даже «противоположен» фольклорным, озорным, живым башкирским спектаклям, «Ахметзаки Валиди» слишком помпезно монументален и эклектичен. Но играть нужно, начальство приказало. Это фундаментальный, именно эпический спектакль, в нем есть попытка синтеза башкирской истории, попытка сотворения башкирского политического мифа. Это художественная пропаганда. Нация строится, духовно объединяется на основе эпоса, и это сознательный элемент «конструирования» нации. И аналогичный спектакль в театре Камала нужен, конечно, это пьеса по судьбе Гаяза Исхаки. По общему мнению казанской публики, очень сильны башкирские музыкальные спектакли. Необходимо прямо сказать, что театр мало того что хороший, театр просто замечательный, и видно направление роста. Те, кто не сходил на эти башкирские спектакли, потеряли много. В общем, на уровне московского «Современника» и иногда даже тоньше. При новом башкирском президенте театр в Уфе явно пойдет вперед быстро, и свои «Золотые маски» они, несомненно, получат. Очень цельный театр, мощный, и есть желание идти глубоко, с задором и внутренним огнем. «Дети мои» - откровенно слабый спектакль по слабой пьесе. Это явное подражание Валентину Распутину, но все уже настолько сентиментально заштамповано, спектакль мелодраматический, настолько временами искусственный и фальшивый, что думаешь, что случилось с таким талантливым театром, его словно подменили. Там в спектакле актеры словно бурлаки тянут лямку. Спектакль произвел впечатление совершенно лишнего на башкирской сцене. Это можно характеризовать стандартно как «мыльную оперу». Но в общем, неудачи лишь только подчеркивают достижения, неудачи неизбежны, и, наверное, сентиментальный зритель любит и такое. Я увидел спектакли четырех разных режиссеров, причем команда режиссеров у башкир очень молодая, они жаждут ставить, творить. Молодые башкирские режиссеры ушли далеко вперед от наших молодых режиссеров, пожалуй, только наши «В ожидании Годо», «Записки сумасшедшего» и «Родные» (но это уже Альметьев-ский театр), «Дэрдменд» можно в ряд с ними поставить. Правда, я не видел альметьевский «Ашик-Кериб», который поставил молодой режиссер из Петербурга и который признан «Событием года» в республике. Какие выводы? Хорошо, что гастроли состоялись, несомненно, произошло взаимообогащение. В первом раунде татарский театр явно проиграл, нужно признать честно, но это должно придать театру Камала импульс. Посмотрев на башкирский театр, который очень родствен татарскому, можно сделать определенные выводы, как перестраивать работу татарского театра, это действительная конкуренция на равных. У театра Камала есть огромный плюс - в нем масса удивительных актеров, каждый индивидуален. У башкир сильный режиссерский состав, молодая поросль, но слабые пьесы и все-таки сильная актерская школа, но сами актеры, мне кажется, в общей массе несколько ниже уровнем. То есть они не слишком индивидуализированы. Наши опытные и молодые актеры, тот же Тазетдинов, Шакиров, Шарафиев, Вазиев, Минакова, Шамсуаров и многие, многие др. очень сильны своим нераскрытым потенциалом, их нужно как-то сильнее высветить. В башкирском театре, несомненно, больше лирики, татарский театр более гражданствен. И татарский театр гораздо более осторожен, гораздо более чуток к мнению начальства, это плохо, театр осторожный перестает быть театром. Театр должен быть чуток только к мнению зрителей. Башкирский театр более экспериментален, более разнообразен и в то же время более художественно гармоничен. Татарский театр более строг, более зажат, более академичен в плохом смысле этого слова, более напыщен, он словно в рамках, в прокрустовом ложе, и этот воздух свободы в нем не очень чувствуется, а театр - это всегда озорство, актерское действо, это всегда фронда. Малая сцена татарского театра сейчас часто более интересна, чем большая. Несомненно, этническая музыкальность - сильнейшая сторона башкирского театра, у нас по сравнению с ними явное отставание. Возможно, традиционализм в татарском театре, его богатая история приводят к некоей закоснелости, к элементам застоя, повтора из-за психологического давления традиции, усталости. Хотя, конечно, лучшие спектакли татарского театра «Кукольная свадьба», «Черная бурка», «Три сестры», «Беби», несомненно, глубже башкирских спектаклей, художественнее. Но это заслуга уникального режиссера Фарита Бикчантаева, который опытнее, чем молодые башкирские. Гастроли закончились, но очень хочется, чтобы башкирский театр приехал снова в Казань. Хотелось бы, чтобы башкиры поставили спектакль у нас и наши ставили там. Чтобы было побольше татаро-башкирских спектаклей. Рашит Ахметов
Внимание! |
![]() |
![]() |
© 2009-2014 "День Казани". |
|
Система управления сайтом — |