День Казани - новости, хроника событий
На главную / | Новости Казани
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •   | Новости Казани

    20 лет голодовке

    16.12.2011
    Источник информации: ТатПолит.ру
    Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2011-12-16/6418



    в 1991 году депутат верховного совета фаузия байрамова объявляет политическую голодовку против проведения в суверенном татарстане выборов президента российской федерации. к голодовке, начавшейся 14 мая, присоединяются писатели, поэты, обыкновенные люди - всего 15 человек.

    в результате на 14-й день голодовки, т.е. 27 мая, верховный совет объявляет о том, что выборы президента россии в татарстане официально проводиться не будут. таким образом, татарстан не участвует в выборах бориса ельцина. россия практически не вмешивалась во внутренние дела татарстана до середины 1990-х. в эти годы татарский народ переживает период стремительного развития. ныне политической голодовке исполняется 20 лет. именно по этому поводу мы беседуем с председателем милли меджлиса татарского народа фаузией байрамовой.

    - фаузияханым, почему вы выбрали именно голодовку в качестве инструмента борьбы против проведения выборов президента рф в суверенном татарстане? это было первое, что пришло на ум?

    - нет, я поначалу о голодовке не думала. 13 мая 1991 года верховный совет татарстана принял постановление о проведении выборов президента россии на территории республики татарстан. я, будучи депутатом верховного совета, выступила категорически против этого решения, т.к. оно противоречило декларации о суверенитете. по декларации мы, т.е. татарстан, не являлись ни субъектом ссср, ни субъектом рсфср. а проведение выборов российского президента в татарстане доказало бы, что татарстан все же зависит от россии, что в нашей республике должны работать российские законы.

    но верховный совет принял решение, и мы, несколько депутатов, ничего не смогли с этим поделать. я вышла на улицу, рассказала о произошедшем собравшемуся народу. народ буквально вскипел, начал скандировать «азатлык!» («свобода!»). здание верховного совета тут же было взято в кольцо. вечером провели собрания в татарском общественном центре и в офисах партии «иттифак», приняли политические решения по этому поводу. на тот момент я никому еще не сказала о том, что собираюсь объявить политическую голодовку. эта мысль появилась, когда народ окружил здание верховного совета…

    почему никому не сказала? не хотела, чтобы мне помешали уговорами или какими-то другими способами. домашние тоже ничего не знали. сама всю ночь готовилась к акции. 14 мая, последний раз поев, одевшись потеплее, вышла из дома, пришла к зданию верховного совета и, взяв в руки плакат со словами «сэяси ачлык игълан итэм» («объявляю политическую голодовку»), села на стул напротив здания верховного совета. с тех пор 14 дней ничего не ела…

    - эти события 20-летней давности сегодня имеют какое-либо значение для татарстана?

    - может, сейчас и нет, но в тот период политическая голодовка была нужна. во-первых, мы смогли разбудить народ. на площади собралось около 25 тысяч людей. в это время днем и ночью проходили митинги и пикеты, пресса писала о происходящем. мы добились того, чтобы события в казани освещали и зарубежные журналисты, вели работу с правозащитниками. во-вторых, мы достигли поставленной цели: 27 мая верховный совет был вынужден изменить свое решение - выборы президента россии в татарстане официально не состоялись. мы показали свою политическую силу. после этого мир стал узнавать татарстан и татарский народ…

    - что больше всего запомнилось в дни голодовки? как прошли эти дни?

    - разные дни были. сначала я сидела под палящим солнцем. все силы иссякли. затем габдулла-хазрат галиуллин привез специальную машину: когда я уставала, ложилась на сиденье и набиралась там сил. затем стало легче - организм стал привыкать к новому состоянию. я непрерывно работала с народом. а к концу мое состояние опять ухудшилось, даже воду пить не могла - организм не принимал… через десять дней меня отвезли в баню, расположенную неподалеку. помню, как женщины, помогавшие мне, увидев меня, заплакали. они не могли меня вымыть ни сидя, ни лежа - я настолько исхудала… из событии на площади помню, как перекрыли трамвайные пути, как татарские бабушки читали намаз прямо на мостовой. а в последний день голодовки народ на своих руках занес меня в здание верховного совета… 27 мая я шесть часов ждала, чтобы мне дали слово. за это время депутаты сделали два перерыва, два раза отлучались поесть. по зданию разнесся запах горохового супа, а я две недели без крошки хлеба - помню, как чуть сознание не потеряла от этого запаха… а мне еще нужно выступить, сказать свое слово, во что бы то ни стало изменить принятое решение…

    - в 1991 году политическая голодовка превратилась в народное восстание. имеет ли смысл объявлять голодовку сегодня?

    - да, тогда наша голодовка превратилась в народное восстание. но это произошло не сразу - для этого мы две недели жили на площади. вначале пресса об этом молчала. я два дня сидела на площади одна. затем ко мне присоединился член партии «иттифак» риф-кат шамсутдинов со своим братом из алексеевского. потом фазыл валиахмет из бугульмы тоже объявил голодовку. а уж потом татарские поэты рашит ахметзянов, газинур мурат, писатели заки зайнуллин, ахат мушинский, захид махмуди и другие отказались от еды. всего нас было более 20 человек. были люди, которые приехали в казань из челнов, сибири, урала, даже из баку - приехали и присоединились к нашей акции. мы превратились в настоящую политическую силу, всю казань держали в своих руках… я думаю, что и сейчас можно использовать все политические инструменты: для того чтобы разбудить народ, решить национальные и социальные проблемы, нужно прибегать и к голодовкам, и к митингам, и к пикетам - это же не запрещено. вот объявили бы татарские депутаты голодовку против 309-го закона, не остались бы мы в такой ситуации - на наши национальные проблемы обратили бы внимание. а наши все письма пишут. одни слова - дела нет.

    - фаузия-ханым, вы начали голодовку, будучи депутатом. как другие депутаты оценили ваш поступок. почему другие не присоединились к вам?

    - тогда другие депутаты в интересах независимости татарстана, в защиту декларации не присоединились к голодовке. напротив, многие старались повлиять на меня через татарский общественный центр - мол, нанесу урон своему здоровью! я и сама это знала, но эти выборы принесли бы татарстану еще больший урон, поэтому я решила для себя: либо побеждать, либо умирать - с таким вот намерением вышла на площадь. но я все равно благодарна татарским депутатам того периода. на заседании верховного совета 27 мая они со вниманием выслушали мое выступление, прислушались к моим словам. было принято решение, что выборы президента россии на территории татарстана проходят неофициально. все равно в самые сложные времена находишь поддержку у своего народа. в ключевые моменты истории - ты с народом, а народ - с тобой…

    - во время голодовки было ли какое-либо общение с властью, с шаймиевым, например?

    - во время голодовки ко мне приходило очень много и депутатов, и политиков, и общественных деятелей. уж про духовенство, писателей, артистов и говорить нечего - они ночевали на площади. штаб партии «иттифак» переехал на площадь. активисты татарского общественного центра съехались в казань со всего ссср. я им очень благодарна! учащиеся школ татарстана приезжали в казань специально, чтобы повидаться с нами. мы им рассказывали про татарский народ. они, воодушевленные, одухотворенные, разъезжались по своим районам - до сих пор об этом вспоминают. тогда ко мне пришел председатель правительства мухаммат сабиров. а вот минтимер шаймиев не пришел, не было у нас с ним встречи. шаймиев тогда был занят своими выборами - он же впервые избирался президентом татарстана. выборы президента татарстана были назначены на один день с выборами российского президента. шаймиев стал президентом на волне очень сильных антимосковских настроений. хотя альтернативы ему не было: в бюллетенях значилась только его фамилия.

    - как вы считаете, почему власть не прогнала вас с площади, не заставила покончить с голодовкой?

    - у нас была одна-единственная цель - не дать провести выборы президента россии в татарстане! мы не собирались предпринимать какие-либо действия относительно правительства татарстана, однако если бы 27 мая верховный совет не изменил своего решения, ситуация кардинально поменялась бы - и власть это хорошо знала. 25 тысяч человек окружили здание верховного совета и не выпускали депутатов до тех пор, пока они не изменили свое решение. все кричали «азатлык!». если бы решение не было изменено, мы бы призвали народ к бойкотированию выборов президента татарстана. шаймиеву нужен был президентский пост, и он был вынужден изменить решение.

    - как сложилась ваша депутатская судьба после голодовки? каким было отношение коллег?

    - после голодовки все было относительно спокойно. конечно же, процесс восстановления был нелегким, но я словно заново родилась. из германии прилетела съемочная группа. ребята сделали три документальных фильма о татарстане. они запечатлели мою родную деревню в сабинском районе, мой родной дом, родителей, школу… все это хранится на кинопленке. а отношение других депутатов… я ведь на голодовку пошла не из личных целей - я боролась за независимость татарстана, за будущее татарского народа! на волне этой голодовки нам удалось сделать очень многое: мы провели референдум по независимости татарстана, приняли новую конституцию республики, закон о языках, открыли сотни татарских школ и гимназий, тысячи мечетей… мы тогда были едины, власть была вынуждена с нами считаться. ну а мы, в свою очередь, не упускали шанса и делали все возможное во имя нашего народа. затем наступил другой период: приватизация, деление капитала, время разворовывания совместно с москвой. депутаты, боровшиеся за интересы нации, стали мешать казанским чиновникам. вот так и закрылась дорога в государственный совет. о голодовках забыли, настало время сытых чиновников…

    - фаузия-ханым, как татарской общественности следует встречать 20-летие голодовки? юбилей - это победа или крушение надежд?

    - я отметила юбилей только один раз в 1996 году - 5-летие голодовки. вместе с представителями татарского общественного центра мы принесли цветы на то место, где все проходило… об этом написала всего лишь одну статью. она называется «ачлык» («голодовка»). конечно, в те годы наша голодовка была большой победой, мы смогли разбудить и объединить народ. сейчас это история. не скажу, что было крушение надежд или что я обманулась, потому как это было бы принижением такого большого политического события в жизни татарского народа. у меня часто спрашивают, сожалею ли о том, что сделала, смогла бы поступить так сейчас. нет, я не сожалею о том, что тогда голодала в защиту независимости татарстана. тогда не было выбора. так было нужно. сейчас я бы столько не продержалась.

    страшно представить состояние, в котором находишься во время голодовки! я была на краю смерти, все время находилась под наблюдением врачей. но я даже умереть не могла, не выполнив свои долг, на меня ведь смотрел мой народ… мне нельзя было ни споткнуться, ни заплакать, ни умереть! я и сейчас готова полезть на амбразуру, броситься в огонь, если вдруг что-то произойдет. не могу изменить свой характер, да и не хочу. никто не знает, что ждет нас впереди. могут и голодовки быть, могут и в тюрьму посадить за борьбу за независимость нашего народа, нашей религии, нашего языка. я лидер, ведущий борьбу во имя своего порабощенного народа…

    беседовал тимер сагитов




    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»