День Казани - новости, хроника событий
На главную / | Новости Казани
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •   | Новости Казани

    Арабские революции

    24.12.2011
    Источник информации: ТатПолит.ру
    Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2011-12-24/6478



    начну с того, что как бы ни старались многие восточные и мусульманские страны убедить мир в том, что они не будут развиваться по образцу западной цивилизации и что у них есть свой особый путь, на мой взгляд, история говорит об обратном. разница лишь в том, что все эти страны сейчас стоят на разных ступенях исторического развития, в разных общественных формациях, которые запад уже прошел. он уже живет в постиндустриальном информационном обществе.

    например, в новой гвинее существует родоплеменной строй, и там еще 20 лет назад каннибализм считался нормой, но эта страна в отличие от татарстана - суверенное государство. в йемене царит крутой феодализм. россия переживает деиндустриализацию и катится к аграрному обществу, буржуазная революция в ней так и не произошла. она со своей компрадорской элитой превращается в сырьевой придаток запада. образно говоря, ее можно назвать «больным человеком европы». до 1861 года в россии господствовал рабовладельческий строй, затем наступил феодальный, крестьян поставили в полную зависимость от государства. только в 60-е годы xx века крестьянам стали выдавать паспорта и разрешать выезжать из деревень. сейчас же россией правит авторитарный режим, обслуживающий узкий круг бюрократии и сырьевых магнатов.

    главной бедой россии является то, что в ней так и не сформировался широкий слой средней и мелкой буржуазии как социальный класс, который и являлся бы носителем и генератором буржуазных свобод и реальных, а не кремлевских деланных политических партий. создание этого класса и есть модернизация в россии, а не какое-то потемкинское сколково. кстати, с этими процессами связана и проблема формирования русских как нации и выработки их реальной национальной идеологии. но сырьевые магнаты и крупные бюрократы зорко следят, чтобы этого не произошло. россия крепко застряла на подступах к индустриальному капиталистическому обществу.

    что же касается мусульманских стран, то при их переходе от феодализма к буржуазному обществу они брали себе все надстроечные атрибуты индустриального строя (например, вместо исламской идеологии брали на вооружение идеологию национализма, вместо религиозных наук - светские секуляризированные науки из европы), но парадокс был в том, что в этих странах не существовало самой буржуазии как класса. кстати, у россии та же беда, что и у мусульман. в силу этого власть брали в руки военные и бюрократия и под флагами авторитарных режимов пытались проводить буржуазные реформы сверху.

    если в европе переход от феодализма к капитализму проходил долго и естественным путем, то на востоке этот переход пытались осуществить быстро и по европейским лекалам, то есть он носил несколько искусственный характер.
    первой из мусульманских стран от феодальных пут в 20-х годах xx века начинает освобождаться турция, затем в 50 -60-е годы этим же путем пошли большинство арабских стран.

    итак, при переходе от феодального общества к буржуазному мусульманские страны, как я уже утверждал ранее, проходят этап авторитарных режимов. кемалистский режим в турции таковым и являлся. почему же уменьшилось влияние идеологии кемализма в турции в конце xx века?

    конечно, эта идеология и реальная политика ататюрка сыграли свою великую историческую роль в развитии турции и турецкой нации, но постепенно реалии менялись, и кемализм к концу xx века со своей политикой этатизма привел экономику страны к застою и кризису. кемализм как буржуазная идеология существовал, а самой буржуазии как класса не было.

    в связи с этим интересна мысль французского исследователя творчества ю. акчуры франсуа жоржона, который так объясняет этот факт: «то сопротивление и неприятие национальной буржуазной идеологии, на внедрение которой в турции немало усилий прилагал ю. акчура, было социальным неприятием. татарский (буржуазный) стиль в широких масштабах не прививался на османской почве. ведь еще в 60-х годах xx века среди интеллигенции велись споры о том, существует или нет в турции буржуазия!».

    к этому времени у турецкой идеологии кемализма (и его составляющей - национализма) не было выработано своей мировоззренческой и философской базы, как например, у немецкого национализма (гегель, шопенгауэр, ницше).

    вторым минусом кемализма было то, что кемалисты на базе принципа «народности» (один из шести принципов идеологии кемализма) не способствовали созданию широкого слоя мелкой и средней буржуазии, т.е. среднего класса. формирование этого широкого зажиточного слоя началось лишь в 80 -90-е годы xx века под флагом ислама, у которого к тому же была и своя мировоззренческая база в виде исламского учения. исламисты, по сути, уловили ход эволюционного развития общества к буржуазности, к социальным переменам. ислам здесь выступил в роли гуманизатора капитализма, то есть он начал создавать народный турецкий капитализм с человеческим лицом.

    таким образом, турция стала первой мусульманской страной, вступившей в новую индустриально-буржуазную эпоху.
    сейчас кемализм в сцепке с исламом должен создать новый более гибкий идеологический механизм, опираясь как на светскую национальную мысль, так и на современную интерпретацию исламского мировоззрения.

    если сравнивать арабские страны с турцией, то она никогда не была колонией запада, и она начала отход от феодализма на 40 лет раньше арабов. сейчас турция обладает развитой и современной промышленностью. объем производства довольно значительный.
    валовой же объем совокупной продукции всех 22 арабских стран даже несколько уступает валовой продукции одной 35-миллионной испании. притом госсектор в экономике арабских стран в среднем составляет около 65%, а в турции - всего около 12%.

    в арабских странах последние волнения также говорят о том, что авторитаризм бюрократических элит исчерпал себя, и назревает переход к буржуазному обществу, то есть к турецкой модели времен президента тургута озала. но при этом ислам, слитый с национализмом, на мой взгляд, будет приобретать совершенно новые качества и функции.

    когда м. каддафи в самом начале сильно прижали оппозиционеры, первое, что он сделал - отменил все налоги для бизнесменов. это говорит о том, что этому слою не давали в стране естественно развиваться. но тот факт, что оппозиция в арабских странах четко не структурирована, у нее нет своих реальных политических партий и программ, говорит о том, что у арабов буржуазия как класс еще не образовался. путем усиленных бомбардировок ливии запад хочет произвести преждевременные роды буржуазии в арабском мире, но вместо здорового ребенка он может получить изуродованное полуживое существо или еще хуже - выкидыш. все нужно делать в свое время. в россии эти преждевременные роды также производили по модели чубайса и гайдара, подкрепленной указами ельцина, в итоге получили полностью аморальный слой людей, создавших криминальное государство. при всем этом хотелось бы еще, конечно, знать и истинные цели запада. ведь всем известно, когда где-то вода становится мутной, всяк норовит ловить в ней свою рыбку.

    мне кажется, что для настоящей буржуазной модернизации в арабском мире даже при теперешних авторитарных режимах необходимо наращивать производство, чтобы чем-то занять быстро растущее население и создать систему контроля над рождаемостью. дать зеленый свет частному сектору. арабы должны начать работать так же интенсивно, как и турки. как один-два режима в арабском мире, которые избрали этот путь, а именно: государство арабские эмираты и королевство марокко избежали революций. они, как и турция во времена кемаля ататюрка, пошли путем интенсивного развития промышленности, к этому присовокупили еще и индустрию туризма. возможно, именно эти две арабские страны вслед за турцией перейдут к индустриально-буржуазному обществу со всеми его надстроечными атрибутами.

    но опыт турции показал, что при подобном переходе ислам нельзя просто закрыть на ключ в старом чулане, как говорится, с глаз долой, а надо его взять в союзники нового буржуазного общества и использовать его богатый мировоззренческий, особенно гуманистический и нравственный потенциал. он должен стать самым верным другом национализма.

    и вот тут необходимо сказать следующее. как мне кажется, в силу определенных исторических условий самым гибким, изощренным и самым буржуазным был ислам в татарском обществе начала xx века, есть попытки создания и современных наработок татарского ислама. образно говоря, рациональный и всегда находившийся в союзе с национализмом несколько элитарный татарский ислам в одной упряжке с турецким исламом фетхуллаха гюлена, замешанным на нравственности, гуманизме и толерантности и обращенным к широким массам, мог бы сыграть важную роль в модернизации мусульманского мира в xxi веке.

    рафаэль мухаметдинов, кандидат исторических наук




    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»