![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Горькие плоды папоротника24.12.2011Источник информации: Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2011-12-24/6466 в рамках x международного театрального фестиваля тюркских народов «науруз» в татарском государственном театре имени галиаскара камала прошла премьера набережночелнинского татарского драматического театра-драма равиля сабира «горькие плоды папоротника». сюжет начинается просто: в глухую татарскую деревушку приезжает из казани корреспондент газеты «волжские зори», чтобы написать статью про старика насибуллу, который почти всю жизнь прожил без паспорта. молодой журналист жаждет сенсации, но он и не представляет, что ему придется узнать. чем-то он понравился старику, может, напомнил ему о молодости с жаждой найти свое счастье, тот цвет призрачного папоротника, который люди до сих пор не устали искать. насибулла тоже искал свой цветок папоротника, и он говорит: «вот считается, кто найдет цветок папоротника, тот счастливым будет, но в нашей стране не только не станешь счастливым, найдя цветок, но даже если бы и нашел саму ягоду папоротника, та оказалась бы ядовита, горька в нашей ядовитой стране, и потому не хочу я от них никакого паспорта, так и живу сам по себе, я сам себе государство». с этого насибулла и начинает повествование о своей жизни, когда все уходят, и он остается с юным журналистом один на один… счастлив был насибулла, и хоть дело было в тяжелые времена, в первые годы советской власти, когда только-только прошла коллективизация и многого еще не было у народа, иной раз и хлеба недоставало вдосталь, однако молодые всегда находят возможность быть счастливыми, особенно когда в их сердцах возникло чувство любви - призрачное, таинственное, как тот цвет папоротника, но неистребимое и вечное, ведь для настоящей любви не существует преград. отец не хочет отдавать девушку за бедного насибуллу, вот тахир при колхозе имеет влияние, так как смог войти в доверие к председателю, вот за него и отдаст отец дочь. тахир уже чувствует себя собственником девушки, кто же ему откажет. но сердцу не прикажешь, ведь она любит только насибуллу… тогда тахир пытается запугать жениха, обещает написать на него донос, но насибуллу ничего не пугает. он выкрал гульсину, и они совершили обряд никах, были вместе счастливы, пусть хоть совсем немного, но счастливы. через два дня по доносу тахира пришли энкавэдэшники и забрали насибуллу. после долгих пыток и разбирательств был суд, насибулле дали 10 лет лагерей, обвинив его в бандитизме и воровстве - тахир подбросил ему на чердак мешок муки. но в лагере насибулла встречается не только с жестокостью и беспределом, здесь он встречает и людей, которые ему помогают в трудные минуты. так, они спасают его, когда он уже решил свести счеты с жизнью. пахан, которого называют на зоне «большой татарин», говорит, что бороться надо всегда, даже тогда, когда тебя проглотят. и тут он рассказывает случаи из своей жизни. в их семье было 9 детей, а в это время страшный голод был в поволжье, умирали все: сначала отец, потом братья и сестры, мать буквально обезумела от горя, и когда самому младшему оставалось уже жить два дня, она приготовила из него еду, дети не знали и ели. съев младенца, остальные спаслись. «но я же не стал после этого людоедом, - говорит «большой татарин», - зачем же есть себе подобных, надо всегда оставаться человеком». в голоде «большой татарин» обвиняет подлую советскую страну, раньше тоже были неурожаи, но люди не умирали миллионами в поволжье, не спасались каннибализмом. именно благодаря таким людям насибулла смог выжить в лагерях. а затем, когда шла война, бывшим заключенным предлагают искупить свою вину кровью и отправляют в штрафных батальонах на фронт. несмотря ни на что, насибулла и его товарищи самоотверженно защищают родину, предавшую их. а затем при отступлении они попадают в плен к фашистам, и здесь начинаются другие лагеря - немецкие, там насибуллу пытаются завербовать в формирующийся отряд тюркской армии «идель-урал», который должен был выступать на стороне гитлера. но насибулла не соглашается, даже терпя невыносимые пытки. а вскоре военнопленных освобождают солдаты американской армии второго фронта. военнопленных одарили американским пайком и обмундированием, что послужило потом, когда пришли наши войска, обвинением в том, что военнопленные работали на американскую разведку. безвинно оболганный насибулла снова попадает в советские лагеря, теперь на 25 лет. и хотя ему не пришлось пройти весь срок заключения, в 53-м году по амнистии он был отпущен домой, все же в лагерях пришлось многое пережить снова. вернувшись домой, насибулла узнает, что любимая гульсина все еще его ждет, и, кроме того, у них был сын, который умер снова по вине тахира, так как тот, обнаружив, что бедная женщина, у которой не было молока, чтобы кормить младенца, принесла бутылочку с фермы, пригрозил выдать ее как расхитительницу колхозного имущества, но если она согласится быть его любовницей, то он не выдаст ее. гульсина не смогла предать любовь, и скоро ребенок без молока умер от голода. тогда тахир все же не донес на нее, ведь он тоже по-своему любил ее. но вот насибуллу ненавидел всегда, и даже теперь тахир словно рок снова маячит над судьбой насибуллы и снова угрожает ему доносами. а любовь, несмотря ни на что, сильнее всего. даже во время войны, когда у насибуллы появилась возможность быть с женщиной, он не смог забыть гульсину, она всегда являлась ему в видениях и давала силы к спасению в самых тяжелых обстоятельствах. из лагерей вернулся насибулла искалеченным, у него не могло быть детей, все равно любимая остается с ним до конца жизни… жена умерла, сердце ее рано износилось, и теперь насибулла остался совсем один, в его хозяйстве только кот лаврентий. «а почему такое имя?» - спросил корреспондент. - «да вредный больно, берия», - отвечает ему в шутку насибулла. так он и живет без паспорта, будто между небом и землей, будто призрачный несуществующий цветок или даже горький плод сказочного папоротника, живет насибулла, и если бы не старания нынешнего председателя сельсовета, он бы и не получил паспорт. и все-таки свою жизнь оптимистичный, ироничный насибулла не считает такой уж несчастной. он говорит: «я вот хоть мир повидал, а тахир - вот кто несчастный, он никогда не выезжал за территорию своей деревни, он не воевал, добился себе брони, никуда не смел выехать, всю жизнь следил за насибуллой и свою жизнь подчинил мелкому чувству зависти и ненависти, и хотя был он женат, имел детей, но не знал ни любви, ни счастья настоящего, дети его выросли негодяями, ни в чем не почитающими отца. тахир не видел ни того цветка, ни плода пусть и горького от сказочного папоротника, не знал того счастья настоящей любви, что довелось узнать насибулле, оттого и завидовал. вот и говорит насибулла, что жалко ему тахира, за его ничтожность жалко. ведь и сейчас старик не успокоился и следит, что бы еще донести на насибуллу. сейчас другие времена, и казалось бы, должно быть все по-другому, но не перевелись еще люди, подобные тахиру, есть в жизни место и подлости, и страху, а как бы чего не вышло. стараниями корреспондента и других людей насибулла получил статус участника воины, ему вручили жалкий паек к празднику 9 мая - бутылка масла, лимон, бутылка водки - и это за все страдания, что он пережил. а статью побоялись опубликовать в праздничном номере ко дню победы, позвонила некая лариса вагизовна, и статью завернули, до сих пор чего-то еще боятся, чего-то опасаются. всю жизнь боялся насибулла органов. за тахиром стояли органы. молодой журналист борется за суверенитет татарстана и спрашивает его, почему он не взял оружие в руки в легионе «идель-урал», куда записалось 60 тысяч татар. «а ты думаешь, гитлер дал бы татарам независимость? гитлеровский татарстан был бы не лучше советского, сталинского татарстана», - отвечает насибулла. артисты набережночелнинского театра смогли передать литературную основу пьесы, и хотя, может, можно было бы еще лучше, еще сильнее сыграть, все же игра актеров вызвала отклик в сердцах зрителей, особенно затронула игра актера, исполнившего роль главного героя. не менее интересны были и другие. ведь чтобы душа смогла наполниться чем-то новым и чистым, ей нужна исповедь, избавление от груза прошлого, очищение. и это символично, что фестиваль открылся именно этой пьесой. елена черняева
Внимание! |
![]() |
![]() |
© 2009-2014 "День Казани". |
|
Система управления сайтом — |