![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Ответ академика26.12.2011Источник информации: Адрес новости: http://tatpolit.ru/category/zvezda/2011-12-26/6516 заместителю директора департамента общего образования с.д. тетериной уважаемая светлана леонидовна! в ответ на ваш запрос от 12 апреля 2011 г. n03-231 по поводу обращения к президенту российской федерации д.а. медведеву члена совета самарского областного татарского общества «туган тел» («родной язык») надирова азата камиловича сообщаем следующее. а.к. надиров в своем письме выражает свою обеспокоенность по поводу возможного ухудшения условий сохранения, развития и изучения языков и культур народов россии, а также в связи с предложениями отдельных политических деятелей ликвидировать республики в составе россии и выдвигает ряд предложений. многие высказанные в письме а.к. надирова положения вполне справедливы, тогда как другие свидетельствуют о недостаточной информированности автора. некоторые из этих положений, многократно повторенные уже во многих выступлениях разными людьми, создали своего рода информационный фон и стали частью общественного мнения, что, на наш взгляд, является следствием недостатков разъяснительной работы. так, существует представление о том, что отмена национально-регионального компонента образования ликвидирует возможность обучения языкам народов россии. такое утверждение, прежде много раз повторенное в выступлениях татарской общественности, нашло отражение и в позиции автора данного письма. политика руководства российской федерации, направленная на политическую консолидацию народов россии в единую гражданскую нацию, вовсе не означает стремления к культурной унификации, но предполагает сохранение этнокультурного разнообразия страны. при этом предложения о ликвидации республик в составе россии отражают мнение отдельных политиков. они противоречат конституции рф и не являются линией руководства страны. в отношении же утверждения автора письма о том, что в проекте «концепции государственной национальной политики российской федерации», разработанной при участии института этнологии и антропологии им. н.н. миклухо-маклая ран, «игнорируется роль национальных республик в развитии языка, культур и подменяется их роль самодеятельными общественными объединениями, национально-культурными автономиями», следует заметить следующее. в проекте концепции, о котором идет речь, неоднократно упоминается необходимость взаимодействия с национально-культурными автономиями и их поддержки, но только наряду с другими механизмами реализации государственной национальной политики. возможно, в проекте следовало бы особо подчеркнуть роль существующих в республиках научных, образовательных и культурных центров по изучению, сохранению и развитию языков и культур российских народов. в то же время заслуживает внимания предложение а.к. надирова о том, что «школьный учебник по истории россии должен быть историей всех ее народов». на наш взгляд, школьный учебник истории должен включать основные сведения по истории и культуре народов россии, причем в разделах, посвященных российской империи и советскому периоду, по-видимому, должны содержаться и наиболее важные факты, относящиеся к тем народам, которые в настоящее время в основном проживают в ближнем зарубежье. в то же время другое предложение автора письма — заменить учебник «русской литературы» учебником «литература народов россии» — навряд ли возможно осуществить, так как речь в этом случае должна идти о нескольких десятках литератур. однако сведения о наиболее значительных в масштабах россии явлениях этой сферы также можно, наряду с другими вопросами по культуре народов россии, включить в учебник истории россии. заслуживает также внимания предложение автора письма «в новом законе об образовании дать более совершенный механизм реализации конституционных гарантий создания условий для изучения языков народов россии». в реализации этнокультурной политики в россии необходимо постоянно учитывать, что каждая этническая культура является составной частью общероссийской культуры, а не чем-то отдельным от нее, неким необязательным дополнением. в противном случае найдутся и уже находятся «защитники» этих культур за пределами страны, играющие на противопоставлении этих культур русской культуре в своих собственных интересах. в.а. тишков,
Внимание! |
![]() |
![]() |
© 2009-2014 "День Казани". |
|
Система управления сайтом — |