На главную / Как жить Татарстану до 2030 года? | Официальные новости |
|
Как жить Татарстану до 2030 года?27.01.2015Источник информации: Адрес новости: http://info.tatcenter.ru/article/143652/ В конце прошлой недели был опубликован текст первой редакции cтратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года. Документ состоит из трех глав, в которых рассказываются конкурентные позиции и потенциал региона, цели развития и приоритетные направления социально-экономической политики. СПРАВКА Стратегия социально-экономического развития Татарстана до 2030 года разработывалась по поручению президента республики в 2012-2015 гг. Нормативно-правовая основа - федеральный закон №172 "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.14 (ФЗ-172) и закон республики Татарстан "О стратегическом планировании в Республике Татарстан". Документ готовил международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр". За полтора года разработки проведено более 40 мероприятий, в которых участвовали 2500 чел. Поскольку разработка велась ещё с 2012 года, то некоторые пункты документа в современных реалиях экономики в стране всё же требуют поправок на кризис. На то она и первая редакция. Есть особенности в модели анализа - "Татарстан 7+5+3". Она совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции Татарстана относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру пяти базовых экономических комплексов (с выделением в каждом кластеров и проектов развития) в разрезе трех экономических зон, формирующихся вокруг трех городских агломераций. Модель "Татарстан 7+5+3" Пять экономических комплексов - топливно-энергохимический комплекс, комплекс обрабатывающей промышленности, агропромышленный комплекс, инфраструктурный комплекс и комплекс услуг, которые детализируются до 64 подкомплексов и отраслей. Три экономические зоны: Казанская, Камская и Альметьевская.
Ключевой задачей Татарстана в 2030 году разработчики видят "обеспечение глобальной конкурентоспособности региональной экономики в постоянно изменяющемся мире". Одним из индикаторов конкурентоспособности является ВРП на душу населения по паритету покупательной способности.
Главная стратегическая цель развернута в двух проекциях: человеческий капитал, пространство, экономика и управление; семь направлений межрегиональной конкуренции. Есть и количественные прогнозы по нескольким основным показателям.
Также приведены и качественные ожидания от реализации стратегии. Так, через 15 лет фокус внимания будет на человеке - "лидере, творце, таланте", Татарстан станет лидером "умной экономики", а управление республикой будет децентрализованным - "президент РТ делегирует ответственность и контролирует достижение результатов в рамках надежной системы стратегического управления" (на данный момент эксперты называют главу республики единственным центром принятия решений). Леонтьевский центр рассчитывает на саморазвитие муниципалитетов, включение бизнеса в стратегический процесс на правах партнеров и институты кластерной активации. Экономика"В современном мире наиболее эффективным механизмом стимулирования роста конкурентоспособности признан кластерный подход: сегодня в развитых странах в рамках кластеров формируется более 50% экономики и более 40% занятой рабочей силы", - говорится в документе. При этом конкурентность кластеров обеспечивает взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса. Наиболее эффективной формой малого и среднего предпринимательства (МСП) эксперты считают профессиональные сервисные компании. На первом этапе кластерной активации будет развит опыт Камского кластера. На втором и третьем этапах приоритетом станут кластеры "умной экономики", которые в отличие от кластеров "современной экономики" должны производить не только конкурентоспособную, но и радикально новую продукцию, материалы и технологии.
В документе критикуется работа Агентства инвестиционного развития. По мнению экспертов, оно "не реализует в полной мере имеющиеся полномочия по работе с приоритетными инвестиционными проектами". Также обозначаются такие проблемы, как несбалансированность инвестиционного портфеля, отсутствие единой региональной базы данных инвестиционных проектов и недостаточный уровень финансовой грамотности населения. Решать их планируют привлечением "мировых звезд", а также созданием трех новых институтов - Фонда прямых инвестиций, Гарантийного фонда экспорта и Института инвестиционного развития. Также в республике запланировано создание Института инновационного развития. Он будет координировать работу профильных центров, нацеленных на решение отдельных задач построения инновационной экосистемы, а также взаимодействовать с профильными министерствами и ведомствами по вопросам реализации программ инновационного развития. ПространствоКластеры будут развиваться параллельно с экономическими зонами - Казанской, Камской и Альметьевской. Казань - территория развития "умной экономики", Камская зона - территория "новой индустриализации" и развития высоких технологий, Альметьевская - территория диверсификации экономики и модернизации нефтегазового комплекса.
Однако в совокупности с остальными районами эти три зоны должны составить Волжско-Камский метрополис.
Человеческий капиталНакопление человеческого капитала - начиная от повышения рождаемости до профильной подготовки кадров - прослеживается едва ли не в каждом пункте "Стратегии-2030". "Ключевыми являются социальные направления: миграционная и демографическая политика; образование всех уровней (дошкольное, общее среднее, начальное и среднее профессиональное, высшее). Эти сферы прямо связаны со строгим понятием человеческий капитал, процессами его формирования. Ряд других направлений – здравоохранение, культура, рынок труда, политика занятости и социальная защита – создают дополнительные условия для удержания человеческого капитала в регионе." Некоторые цели и задачи "Стратегии" по накоплению человеческого капитала - создание условия для сокращения оттока из республики молодого населения, квалифицированных специалистов; - повышение адресности мер материальной поддержки семей с детьми; - создание систему сопровождения раннего развития детей в семьях и яслях; - координация "детских сервисов" в дошкольном образовании на уровне муниципалитетов; - республиканская программа достижения лидерства в образовании в сфере математики и информационных технологий;- снятие нормативных барьеров в развитии негосударственного дополнительного образования детей; - реализация системы дуального обучения для предприятий высокотехнологичных секторов экономики; - оптимизация/сокращение сети профессиональных образовательных организаций; - республиканская программа продвижения имиджа Казани как вузовского центра; - развитие различных форм страхования здоровья, внедрение механизма индивидуальной ответственности пациента за сохранение своего биологического потенциала; - повышение общей культуры общения и поведения; - создание отраслевых центров содействия занятости; - софинансирование курсов обучения иностранным языкам;- создание консорциума глобальных вузов. Флагманскими проектами эксперты назвали миграционную программу "Татарстан – центр притяжения населения в Приволжье", "Социальную поддержку инноваторов", формирование сети бизнес-инкубаторов для творческих индустрий, систему непрерывного образования взрослых, а также другие образовательные и социальные программы. Как будет реализовываться стратегияСтратегия определена на 15 лет (2016-2030 гг.) и предполагает четыре этапа (три трёхлетних и один шестилетний). При этом раз в три года будет проходить корректировка, а раз в шесть лет – обновление Стратегии. Этапы реализации различаются по условиям, факторам, рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики республики. На первом этапе - структурирование системы госпрограмм и импортозамещение. В 2019-2021 гг. экономика начнет "умнеть", на третьем этапе на первый план выйдут кластеры.
Как это принято, рассматриваются три сценария - инерционный, базовый и оптимистичный. При первом - не преодолеваются ресурсные ограничения и нет ускорения темпов роста экономики, при последнем - создаётся сектор "умной экономики".
В качестве оператора реализации стратегии будет создан система стратегического управления развитием РТ. Её ядром станет ИКАРТ - Институт кластерной активации республики Татарстан. На сайте проекта опубликован текст первой редакции cтратегии и поясняющие материалы. В январе-марте нынешнего года документ будет обсуждаться и корректироваться. Замечания и предложения можно направлять в адрес министерства экономики РТ и генерального консультанта разработки – Леонтьевского центра, а также в разделе "Обсуждения". Однако советник ректора, руководитель общественно-информационного центра КФУ Юрий Алаев сомневается, что предложения будут услышаны. "Чтобы учитывать мнение общественности, нужно, чтобы это мнение было. Пока я его не вижу". Алаев сам принимал участие в обсуждении стратегии и в разговоре с корреспондентом портала TatCenter.ru сказал, что "документ произвел впечатление некоторой оторванности от реальной жизни":
Юрий Алаев считает, что "не надо изобретать велосипед", а стоит обратить внимание на материальное производство.
Илья Иванов
Внимание! |
© 2009-2014 "День Казани". |
Система управления сайтом — |