День Казани - новости, хроника событий
На главную / В "Центре" внимания | Официальные новости
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Религия
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •  В "Центре" внимания | Официальные новости

    В "Центре" внимания

    09.02.2015
    Источник информации: TatCenter.ru
    Адрес новости: http://info.tatcenter.ru/article/144027/



    Для начала - пара слов о проекте. Разработчики хотят:

    • вывести все промышленные предприятия из центра города;
    • деловые центры перенести в Московский и Ново-Савиновский районы (Декабристов, Вахитова, Ибрагимова), в район конно-спортивного комплекса "Казань" и др.;
    • повысить плотность застройки (в том числе жилой - планируется увеличение на 11%) за счет пустующих и неэффективно используемых территорий;
    • при этом соблюдать высотные параметры - чем дальше от Кремля, чем выше этажность (на схеме - cветло-желтый цвет - 2-3 этажа, ярко-красный - более 10 этажей).

    Все графические схемы опубликованы на сайте управления архитектуры и градостроительства Казани.

    Также планируется вывести из центра автовокзал и пригородные маршруты, пустить электричку до Дербышек, Юдино и южных районов города, построить две новых линий и пять станций метро; пустить общественный транспорт по Бутлерова, Достоевского, Профсоюзной и другим "менее нагруженным" улицам; сделать Лево-Булачную полностью пешеходной улицей. Более подробно о проекте - в слайд-шоу ниже.

    Всего на слушания пришло около 100 человек. Как позже сказала главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, людей могло быть и больше. Но главное - не количество, а качество. В списке выступающих было 12 человек - каждый восьмой посчитал своим долгом высказать мнение.

    Начались слушания обыденно - с основным докладом выступила главный разработчик проекта ЦРГП ОАО "Институт "Казгражданпроект" Талия Мухаметшина. Держалась она неуверенно - то ли от малого опыта публичных выступлений, то ли от публики, то ли от понимания, что многие не согласятся с тезисами её выступления.

    Так и было: когда речь заходила о строительстве детсадов, новых станциях метро над инженерными линиями или Лево-Булачной, в зале нарастал шепот, а иногда была слышна и громкая критика. Впрочем, истинные защитники регламента из числа работников управления архитектуры и градостроительства шепотом советовали докладчику и его помощнику не обращать на вопросы из зала, мол, всему свое время.

    Основной упор в своем докладе Мухаметшина делала на то, что в центре слишком много мест "приложений труда": на район приходится 28% мест работы от общего числа в городе, при том, что проживает в центре всего 55 тыс. человек. Кроме того, в центр приезжает много студентов, а западные и южные участки к вечеру пустеют.

    По словам докладчика, приоритетными в центре должны стать общественные и жилые функции. "Долю объектов промышленности, ЖКХ, здравоохранения и спецтерриторий нужно сократить", - сказала Мухаметшина. А вот жилье, наоборот, нужно увеличить на 11%, при этом строить дома нужно только на пустых участках и около существующих или будущих детсадов и школ. Особенно малоэффективными зонами Мухаметшина назвала территории выше Черного озера.

    Много внимания разработчик уделила своеобразию ландшафта. Если в Санкт-Петербурге - это горизонтальность, в Нижнем Новгороде - возвышенность над Волгой, то Казань уникальна террасностью.

    Но ландшафт - ландшафтом, однако требуют решения и транспортные проблемы. Их причины - несбалансированность потока, недостаточное развитие общественного транспорта, большое количество прибывающих, большая доля транзитных потоков из-за отсутствия обходных магистралей, бесструктурность парковок, запрет которых не решает проблемы.

    "Что мы хотим получить: мгновенную связь с Горьковским шоссе с транзитом через центр и дальше выйти на юг, или мы хотим получить бесценную территорию Волги с уникальными картинами? Тогда мы не можем проложить эту магистраль, потому что она намертво закрепляет действующие линии железной дороги.

    Я хочу обратить на это внимание - не спешить со скоростной магистралью в западной части (Большое транспортное кольцо), потому что она при всей очевидности транспортных проблем ликвидирует Волгу", - сделал замечание заместитель директора НИПИ Генплана Москвы Александр Колонтай, который разрабатывает генплан Казани.

    Также он сказал, что вовсе не видит транспортных проблем в центре города по сравнению с Петербургом и Моской. По его словам, пробки возникают из-за хозяйственных вопросов, таких как плохая уборка снега. Колонтай отметил, что важно правильно провести трассировку метро - "в докладе я почему-то этого не услышал" - и развивать общественный транспорт.

    Он попросил обратить внимание на зеленые зоны в центре города, поскольку одного парка Горького мало. Обращая внимание на другой вопрос - отделение деловых центров от жилых, он предложил интегрированный вариант: на первых двух этажах размещать бизнес, а выше - уже жилые помещения. По сути это должно приблизить место жилья и работы, тем самым снизив транспортный поток.

    В целом, Колонтай назвал проект "подспорьем" для московских разработчиков, но отметил, что "есть моменты, которые можно обсудить с уточнением на стадии генплана".

    Александр Колонтай (Москва) причиной пробок назвал хозяйственные вопросы, например, плохую уборку снега

    После него к микрофону выходили другие специалисты. И они были более критичны в своих выступлениях. Так, представитель "Ак Барс Девелопмент" Дмитрий Пузырев выступал сразу по нескольким направлениям. Сначала он упрекнул разработчиков в том, что они не приглашали к обсуждению крупных застройщиков, в отличии от разработчиков генплана.

    "Вы два года работали над этим документом. Вы кого-нибудь пригласили для совместной работы хотя бы для того, чтобы вам в шапку идеи покидали? Это ваше большое упущение", - заметил Пузырев. Ответ выглядел примерно следующим образом: "мы звали, высылали документацию, ответа не было".

    Следующий вопрос - как будет интегрирован план "Центр" с генпланом Казани, который в лучшем случае, будет готов только через три года. Также Пузырев отметил, что зря не взята в разработку территория западнее площади Вахитова: "Мне показалось, что как-то стыдливо эту территорию обошли".

    "Ничего не хочу сказать про компанию "Нэфис" - замечательный, крупный налогоплательщик. Но у меня сложилось впечатление, что у нас есть богатые и бедные родственники. Богатых мы не трогаем, а бедных - выселяем из центра города", - сказал Пузырев.

    В то же время он не соглашается с Колонтаем в плане Большого транспортного кольца. По его мнению, это сильное решение. Но "сумасшедших идей не хватает".

    "Решение сделать Лево-Булачную пешеходной - неправильное решение. Вас проклянут все собственники помещений. Улица умрет, как умерла улица Баумана. Есть предложение. Протока Булак - давно уже не протока, а большая лужа.

    Давайте подойдем креативно: воду поднимем, сделаем пешеходную часть на самой протоке и современный сквер, а под пешеходной частью сделаем транспортный тоннель. Ныряем под цирком, выскакиваем уже после Татарстана. Маленькая идея, которая может убить сразу трех зайцев", - заявил Пузырев.

    Вообще, тема Булака была самой обсуждаемой на слушаниях. Бизнесмены с Лево-Булачной представили целый список причин, почему нельзя превращать её в пешеходную, громко заявляя, что проект направлен на уничтожение малого бизнеса; студенты предлагали сделать целую пешеходную экспанаду на подступах к протоке; третьи настаивали, что пешеходным Булак должен быть с правой стороны и может стать частью целого пешеходного маршрута, который начинается далеко на юге центра; четвертые не нашли якорных пешеходных точек на Булаке и предложили "подвинуть" площадь перед театром Камала для продолжения Лево-Булачной.

    "Почему нельзя делать делать Лево-Булачную пешеходной - там всего два ресторана, магазин "Охотник" и магазин "Интим". Больше ничего привлекательного нет. Сам Булак - это нормальная река. Стоит залезть под цирком в подвал и открыть две задвижки - сегодня же все это дело заполнится водой.

    Но никогда у города не было средств купить эти два насоса", - сказал председатель союза проектировщиков РТ Виталий Логинов, дополняя выступление указанием на старые ошибки проектировщиков на улице Батурина, от которой, по его мнению, все проблемы в центре города.

    Стоит отметить, что среди докладчиков было много молодых людей, которые предлагали рациональные идеи и упрекали разработчиков в старомодности. Среди них - Аскар Гафиятуллин. По его словам, в проекте слабо учитываются современные тренды в градостроительстве, вынос деловых центров имеет смысл только при населении в 2-3 млн человек, а сам проект слабо коррелирует со Стратегией-2030.

    С ним наверняка был согласен директор "Таткрахмалпатоки" Альберт Прокофьев, чей завод хотят перенести из центра. "Зачем закрывать завод, если рядом с нами нет исторических памятников, нет вреда экологии, а с закрытием снизятся налоги?" - такова логика выступления Прокофьева.

    Гафиятуллин отметил, что строительство метро около железнодорожного вокзала потребует эвакуационных выходов, что удваивает стоимость строительства станций. Марья Леонтьева предложила построить пешеходный переход через ул. Тихомирнова в районе театра кукол, а студент из энергетического университета указывал на ошибки в трамвайных путях, предлагал продлить маршруты до речного порта и вернуть второй маршрут.

    Были проблемы и более приземленные. Одним из самых ярких выступлений получилось у Наиля Мухаметшина, который был против строительство детсада на Фаткуллина "из-за плохой экологии":

    "Рядом находится Нэфис, Радиоприбор, ОАО "Аромат" и исправительная колония №2. От колонии сильно воняет. И Нэфис тоже здесь - от него тоже сильно воняет. Но от него не так сильно воняет, как от колонии. Я беспокоюсь за детишек, как бы они не отравились", - сказал Мухаметшин.

    Зульфия Шарифуллина жаловалась на серость и унылость зданий в центре города, а Булак назвала "казанской Сеной".

    Многие выступления были связаны с расширением дорог. По мнению одних докладчиков, подобные меры только увеличит поток, не решая транспортной проблемы в комплексе; другие говорили о том, что для начала было было неплохо сделать пешеходные переходы в проблемных местах, например, в районе ТЦ "Сувар-Плаза".

    Расширение дорог в целом бы укладывалось в развитие велосипедной инфраструктуры, о которых на слушаниях говорил депутат Казгордумы Ильдус Янышев. Но некоторые считали, что сначала нужно приобщить горожан к пешим прогулкам по набережным, а для того, чтобы люди ездили на работу на велосипедах, нужно отменять зиму.

    В конце слушаний Талия Мухаметшина держала ответное слово по всем замечаниям. На вопрос по границам планировки разработчик порекомендовала обращаться в исполком. Прокофьева вовсе предложила добавить в разработку левый берег Казанки. С Лево-Булачной получилось ещё проще. Мухаметшина пошла на уступки: "Нельзя превращать Булак в пешеходный, пока нет обходных путей". По поводу размещения станций метро Мухаметшина сослалась на генплан города. Примерно аналогичные диалоги были и по другим вопросам, а менее масштабные проблемы Мухаметшина решала сразу после обсуждения вместе с докладчиками.

    Сам проект планировки территории "Центр" был отправлен на доработку.

    Илья Иванов

    Фото автора

    Фото на главной: Слава Степанов



    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: www.kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»