День Казани - новости, хроника событий
На главную / | Официальные новости
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Религия
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •   | Официальные новости

    Авиакатастрофа под Казанью: год спустя

    17.11.2014
    Источник информации: TatCenter.ru
    Адрес новости: http://info.tatcenter.ru/article/141659/



    Сегодня с утра в аэропорт Казани будут приезжать люди, чтобы оставить цветы и зажечь свечи у мемориальной доски – в месте, где раньше, ровно год назад, появились фотографии пассажиров Boeing 737—400, так и не долетевшего до Казани из Москвы.

    Вечером 17 ноября 2013 года Татарстан замер от шока – новость о том, что под Казанью разбился самолет с 50 пассажирами, поразила всех, и казалась какой-то страшной ошибкой. Трагедия, в которой погибло столько людей, стала самой разрушительной для страны после пермской авиакатастрофы. Татарстан погрузился в траур: необходимо было осознать и принять горе, и попытаться понять – как такое могло произойти?

    РЕПОРТАЖ-2013

    Спустя год после авиакатастрофы в республике многое изменилось, реформы произошли и в российской гражданской авиации. Но точные причины трагедии так и не названы – расследование Межгосударственного авиационного комитета продолжается до сих пор.

    "Татарстана" больше нет

    Авиакатастрофа под Казанью послужила "началом конца" республиканской авиакомпании "Татарстан", которая на данный момент прекратила свое существование. Решение об отзыве у нее лицензии было принято еще в декабре 2013 года, 27 октября 2014 года компания была признана банкротом. На данный момент известно, что все ее воздушные суда, исключая Boeing 737—400 и Airbus, переданы авиакомпании "Ак Барс Аэро", которую теперь можно назвать правопреемницей "Татарстана".

    В эту же компанию перешли сотрудники авиакомпании "Татарстан" - так же, как и долги авиационного предприятия. По данным на октябрь, долги компании составляли 3,5 млн рублей. Полугодием ранее, в марте, дебиторская задолженность достигала 400 млн рублей.

    Руководитель авиакомпании Аксан Гиниятуллин был уволен в начале декабря 2013 г. решением Совета директоров. До февраля 2014 года исполняющим обязанности генерального директора был Руслан Шакиров, ныне занимающий должность исполнительного директора ООО "Авиасервис".

    В отставку на фоне трагедии пришлось подать и главе Росавиации по РТ Шавкату Умарову.

    Авиакомпания принадлежала министерству земельных и имущественных отношений РТ. У предприятия насчитывалось более ста кредиторов, среди которых был и международный аэропорт "Казань".

    Фото: REUTERS/Maxim Shemetov, Reuters

    34,5 млн евро компенсаций

    Семьи погибших в авиакатастрофе под Казанью пытаются через греческий суд взыскать 34,5 млн евро с компании, владевшей воздушным судном. Их интересы взялись представлять коллегия адвокатов SERGIS и греческая юридическая компания, занимающаяся делами пострадавших в авиакатастрофах - Pavlakis, Moschos & Associates.

    В коллективный иск объединены заявления 40 истцов, среди которых представители 15 семей погибших в авиакатастрофе людей. Ответчиками по делу выступают 16 юридических лиц, большая часть из которых связана с компанией TERRA FIRMA, либо принадлежащей ей группе AWAS, авиакомпания "Татарстан" и сам концерн Boeing, рассказал порталу TatCenter.ru управляющий партнер коллегии адвокатов SERGIS Тимур Сергеев.

    "Все исковые заявления объединены в коллективный иск по тому принципу, что обстоятельства, повлекшие обращение в суд, для всех заявителей проистекают из одного события. При этом суть требований по каждому из клиентов индивидуальна, ведь степень нанесенного ущерба может быть различна в зависимости от степени родства и прочих факторов, соответственно, и сумма заявленных компенсаций может отличаться", - рассказал Тимур Сергеев.

    TERRA FIRMA – транснациональная компания, владеющая, среди прочих, группой AWAS, предоставившей Boeing B737-53A в лизинг. Иск решено было подать в Афины, потому что собственник самолета зарегистрировал на территории страны имущество. Компания AWAS до сих пор владеет несколькими воздушными судами, зарегистрированными в Греции.

    Адвокаты Pavlakis, Moschos & Associates подали коллективный иск от имени членов семей погибших в суд Афин 21 февраля 2014 года. Документы были приняты, и суд удовлетворил просьбу родственников о рассмотрении иска в максимально короткие сроки.

    Судебное заседание назначено на январь 2016 года, и решение по нему должно быть вынесено в один день, так как именно по такой системе устроено греческое законодательство. На данный момент процесс по иску находится в активной стадии сбора сторонами доказательств и подготовки экспертных мнений, формировании сторонами линий защиты своей позиции в суде, говорят адвокаты.

    Они надеются на то, что суд полностью удовлетворит требования истцов, а ответчики не будут оспаривать решение, потому что "апелляции стороной ответчика в делах о компенсациях подаются редко, и еще реже бывают удовлетворены судом", - говорит Тимур Сергеев.

    После крушения под Казанью Boeing 737 для обеих компаний - Terra Firma и группы AWAS - наступил страховой случай. Они получили девять миллионов долларов, на которые было застраховано воздушное судно в случае его полного разрушения. Если бы трагедии в Казани не произошло, Boeing был бы изъят из обращения для вторичной переработки через несколько месяцев и стал бы для владельцев всего лишь пассивным активом, утверждают адвокаты SERGIS.

    Кто виноват?

    Защитники семей погибших в авиакатастрофе пока воздерживаются от комментариев технической стороны иска – до официального заключения МАК. Но, по предварительным данным, озвученным комитетом, "силовые установки (самолета – ред.) работали вплоть до столкновения самолета с землей".

    По результатам расшифровки бортового самописца разбившегося Boeing, опубликованным МАК, не сумев посадить самолет с первого раза, экипаж отключил автопилот. Дальнейшие действия при заходе на второй круг совершались в ручном режиме.

    Не сумев набрать скорость при заходе на второй круг, самолет мгновенно потерял скорость и упал в штопор. От удара взорвалось топливо в баках. Boeing вспыхнул. Погибших в катастрофе пришлось опознавать по экспертизе ДНК.

    В том, что воздушное судно изначально не смогло войти в стандартный заход на взлетно-посадочную полосу, эксперты видят ошибку пилотов. Пытаясь ее исправить, они ушли на второй круг, о чем и сообщили впоследствии диспетчеру. Но это не первая проблема с посадкой, возникшая во время эксплуатации этого самолета.

    В 2001 году, когда B737-53A летал в Бразилии, он потерпел авиакатастрофу при посадке. Из-за технической проблемы в электронной системе ориентации и точного захода на посадку и по причине сбоя горизонтального стабилизатора самолет зашёл на посадку в 70 метрах до соответствующей посадочной точки.

    После той посадки было полностью сломано левое шасси: самолет прополз на крыле и двигателе по взлетно-посадочной полосе, что повлекло ещё более серьёзные разрушения. К счастью, в тот раз все обошлось без жертв.

    Несмотря на серьезные повреждения, борт был отремонтирован и эксплуатировался бразильской компанией VARIG.

    "Самолет был исправен?"

    На пресс-конференции после трагедии Аксан Гиниятуллин признался журналистам, что экипаж ни разу не выполнял заход на второй круг. Капитан Рустем Салихов был штурманом, а три года назад стал летчиком, общий стаж его полетов был 21 год. Его напарник Виктор Гуцул был бортинженером, и самолетом научился управлять только в 2011 году, общий летный стаж – 23 года.

    О том, что самолет, отлетавший до трагедии 23 года, был исправен, говорил глава министерства транспорта России Максим Соколов. А официальный представитель МАК Олег Ермолов тогда заявил журналистам, что "главным для безопасности полетов является летная годность самолета, а не возраст".

    Прямой зависимости между катастрофами и возрастом воздушных судов нет, говорят эксперты. Но, по данным сотрудников SERGIS, чтобы получить сертификат летной годности от одного из самых авторитетных агентств – американского Федерального управления гражданской авиации - AWAS пришлось пойти на хитрость.

    После аварии в Бразилии отремонтированный самолет снова стал выполнять полеты. В 2005 году компания пыталась зарегистрировать его в воздушном пространстве США. Однако, до проведения фактической проверки самолёта американскими властями на предмет определения летной годности, AWAS представила запрос об удалении B737-53A из реестра воздушных судов страны. Таким образом, борт не прошел осмотр, а потом просто перешел в реестр воздушных судов Румынии.

    В течение тех нескольких дней, что самолет был зарегистрирован в США, AWAS запросила и получила от FAA США (Federal Aviation Administration / Федеральное управление гражданской авиации) Экспортный сертификат летной годности (Export Certificate of Airworthiness). То есть, компания AWAS получила сертификат на самолет, который фактически так и не прошел техосмотр. Это было сделано умышленно - чтобы увеличить коммерческую ценность самолёта B737-53A, не рискуя выявить недостаточную способность его летной годности, уверены в коллегии адвокатов SERGIS.

    Авиацию проверили

    Катастрофа в казанском аэропорту спровоцировала многочисленные проверки в российской авиации и изменения в законодательстве. Работать пилотами в стране разрешено иностранным гражданам, а все российские пилоты были проверены Росавиацией на соответствие полученных свидетельств.

    Возможно, допуск к российской гражданской авиации иностранцев связан и с качеством отечественной подготовки пилотов, а точнее, переподготовки их из штурманов и бортинженеров. После трагедии в Казани Росавиация провела масштабные проверки легитимности выданных свидетельств в летных училищах.

    Проверили тогда и все Boeing 737 в российских авиакомпаниях.

    Кроме того, Росавиация предложила ужесточить программу подготовки пилотов. В частности, увеличить число тренировок по "выводу самолета из сложного пространственного положения, предсрывных режимов и режимов сваливания, а также количество тренировок по выполнению маневров ухода на второй круг, в том числе, при одном отказавшем двигателе".

    В то же время, прокуратура России раскритиковала ведомство за "поверхностность" проверок, проводимых в российских авиакомпаниях. В частности, в Татарстане, как выяснилось, персонал работал без профессионального образования. Один из пилотов разбившегося 17 Boeing авиакомпании "Татарстан" прошел подготовку в Калужском авиацентре, другой - в Северо-Западном. Оба центра впоследствии были закрыты из-за нарушений, выявленных в их работе, сертификаты этих центров были аннулированы.

    Предполетный страх

    Авиакатастрофа в Казани стала четвертой для Boeing 737 по миру и второй для такого типа самолетов в России.

    До сих пор полеты на самолетах у многих казанцев вызывают опаску. Однако известно, что авиаперелеты – самый безопасный вид передвижения. В авиакатастрофах гибнет гораздо меньше людей, чем на дорогах. С начала года в стране в автоавариях погибло больше 22 тыс. человек, в то время, как в авариях, связанных с авиатранспортом – 52 человека.

    Аварийность транспорта | Create Infographics

    Фото на главной странице: REUTERS/Maxim Shemetov

    Инфографика: Илья Иванов

    Фото: Александр Левин, Карина Каримова



    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»