День Казани - новости, хроника событий
На главную / Как жить Татарстану до 2030 года? | Официальные новости
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Религия
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •  Как жить Татарстану до 2030 года? | Официальные новости

    Как жить Татарстану до 2030 года?

    27.01.2015
    Источник информации: TatCenter.ru
    Адрес новости: http://info.tatcenter.ru/article/143652/



    В конце прошлой недели был опубликован текст первой редакции cтратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года.

    Документ состоит из трех глав, в которых рассказываются конкурентные позиции и потенциал региона, цели развития и приоритетные направления социально-экономической политики.

    СПРАВКА
    Стратегия социально-экономического развития Татарстана до 2030 года разработывалась по поручению президента республики в 2012-2015 гг. Нормативно-правовая основа - федеральный закон №172 "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.14 (ФЗ-172) и закон республики Татарстан "О стратегическом планировании в Республике Татарстан". Документ готовил международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр".

    За полтора года разработки проведено более 40 мероприятий, в которых участвовали 2500 чел. Поскольку разработка велась ещё с 2012 года, то некоторые пункты документа в современных реалиях экономики в стране всё же требуют поправок на кризис. На то она и первая редакция.

    Есть особенности в модели анализа - "Татарстан 7+5+3". Она совмещает два уровня рассмотрения региона: внешний, отражающий конкурентные позиции Татарстана относительно других регионов в разрезе семи направлений межрегиональной конкуренции, и внутренний, описывающий структуру пяти базовых экономических комплексов (с выделением в каждом кластеров и проектов развития) в разрезе трех экономических зон, формирующихся вокруг трех городских агломераций.

    Модель "Татарстан 7+5+3"

    Пять экономических комплексов - топливно-энергохимический комплекс, комплекс обрабатывающей промышленности, агропромышленный комплекс, инфраструктурный комплекс и комплекс услуг, которые детализируются до 64 подкомплексов и отраслей. Три экономические зоны: Казанская, Камская и Альметьевская.

    Эксперты прогнозируют, что к 2018 Россия поднимется на шестое место в списке крупнейших экономик мира, а к 2028 году Россия вновь вернется на восьмую позицию. К этому времени Китай обгонит США, Индия станет третьей экономикой мира, а Бразилия - пятой.

    Ключевой задачей Татарстана в 2030 году разработчики видят "обеспечение глобальной конкурентоспособности региональной экономики в постоянно изменяющемся мире". Одним из индикаторов конкурентоспособности является ВРП на душу населения по паритету покупательной способности.

    "Исключительными" конкурентными преимуществами Татарстана в документе называют запасы углеводородов, центральное евразийское положение и "репутация передового региона, имеющего высокую экономическую независимость", "национальный стержень" и "высокий уровень управляемости".

    В стратегии говорится и о предпосылках "голландской болезни" в Татарстане - пониженные стимулы к инновациям из-за нефти, зависимость от федеральных решений и недостаточное качество финансовой инфраструктуры. Кроме того, эксперты акцентируют внимание на среднем качестве человеческого капитала, низкой эффективности инвестиций и слабом взаимодействии с регионами-соседями.

    Главная стратегическая цель развернута в двух проекциях: человеческий капитал, пространство, экономика и управление; семь направлений межрегиональной конкуренции. Есть и количественные прогнозы по нескольким основным показателям.

    Если же рассмотреть максимальные прогнозные значения, то к 2030 году, ВРП Татарстана увеличится более чем в два раза до 7 трлн рублей, доля МСБ в добавленной стоимости достигнет 40%, продолжительность жизни растянется до 78 лет, а средняя зарплата покорит невероятную отметку - 129 тыс. рублей.

    Также приведены и качественные ожидания от реализации стратегии. Так, через 15 лет фокус внимания будет на человеке - "лидере, творце, таланте", Татарстан станет лидером "умной экономики", а управление республикой будет децентрализованным - "президент РТ делегирует ответственность и контролирует достижение результатов в рамках надежной системы стратегического управления" (на данный момент эксперты называют главу республики единственным центром принятия решений).

    Леонтьевский центр рассчитывает на саморазвитие муниципалитетов, включение бизнеса в стратегический процесс на правах партнеров и институты кластерной активации.

    Экономика

    "В современном мире наиболее эффективным механизмом стимулирования роста конкурентоспособности признан кластерный подход: сегодня в развитых странах в рамках кластеров формируется более 50% экономики и более 40% занятой рабочей силы", - говорится в документе. При этом конкурентность кластеров обеспечивает взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса. Наиболее эффективной формой малого и среднего предпринимательства (МСП) эксперты считают профессиональные сервисные компании.

    На первом этапе кластерной активации будет развит опыт Камского кластера. На втором и третьем этапах приоритетом станут кластеры "умной экономики", которые в отличие от кластеров "современной экономики" должны производить не только конкурентоспособную, но и радикально новую продукцию, материалы и технологии.

    В отношении экосистемы бизнеса в "Стратегии-2030" сказано немного - все те же снижение снижение административного барьера, укрепление сотрудничества, увеличение доли инновационного предпринимательства, совершенствование финансирования. Также планируется ежеквартально проводить диагностику развития крупного, среднего и малого предпринимательства, создать портал "Дом предпринимателя" и обучать ведению бизнеса в учебных заведениях.

    В документе критикуется работа Агентства инвестиционного развития. По мнению экспертов, оно "не реализует в полной мере имеющиеся полномочия по работе с приоритетными инвестиционными проектами". Также обозначаются такие проблемы, как несбалансированность инвестиционного портфеля, отсутствие единой региональной базы данных инвестиционных проектов и недостаточный уровень финансовой грамотности населения. Решать их планируют привлечением "мировых звезд", а также созданием трех новых институтов - Фонда прямых инвестиций, Гарантийного фонда экспорта и Института инвестиционного развития.

    Также в республике запланировано создание Института инновационного развития. Он будет координировать работу профильных центров, нацеленных на решение отдельных задач построения инновационной экосистемы, а также взаимодействовать с профильными министерствами и ведомствами по вопросам реализации программ инновационного развития.

    Пространство

    Кластеры будут развиваться параллельно с экономическими зонами - Казанской, Камской и Альметьевской.

    Казань - территория развития "умной экономики", Камская зона - территория "новой индустриализации" и развития высоких технологий, Альметьевская - территория диверсификации экономики и модернизации нефтегазового комплекса.

    Во всех трех зонах планируется улучшить транспортные пути: в планах построить мост через Волгу в районе п. Гребени и около п. Соколки, обходные железные дороги около Казани, приобщение востока к автодороге "Европа - Западный Китай", а также осуществить редевелопмент промышленных зон.

    Однако в совокупности с остальными районами эти три зоны должны составить Волжско-Камский метрополис.

    "Одновременное и скоординированное использование потенциалов трех агломераций приведет к качественному скачку развития Татарстана на основе синергетического эффекта, повышению его конкурентоспособности, увеличит агломерационные эффекты. Развитие Волго-Камского метрополиса позволит более активно развиваться муниципальным районам центральной части Республики Татарстан.

    Формирование Волго-Камского метрополиса является важной, если не решающей, предпосылкой достижения Республикой Татарстан успеха в глобальной конкуренции и маркетинге. Единый метрополис окажется на 3-м месте по численности населения среди агломераций Российской Федерации и будет заметен в глобальном масштабе", - говорится в документе.

    Также в стратегии упоминается программа "Семь стратегических мостов Татарстана", строительство скоростных автодорог и ВСМ "Москва-Казань". Всего в плане "минимум" 13 инфраструктурных проектов общей стоимостью более 400 млрд рублей, в том числе железная дорога вокруг Казани, паромная переправа Тетюши - Болгар и проект "АлаБег" - автодороги "Нижнекамск - Набережные Челны и "Аэропорт Бегишево – Елабуга – ОЭЗ "Алабуга" и мост через Каму.

    Человеческий капитал

    Накопление человеческого капитала - начиная от повышения рождаемости до профильной подготовки кадров - прослеживается едва ли не в каждом пункте "Стратегии-2030". "Ключевыми являются социальные направления: миграционная и демографическая политика; образование всех уровней (дошкольное, общее среднее, начальное и среднее профессиональное, высшее). Эти сферы прямо связаны со строгим понятием человеческий капитал, процессами его формирования. Ряд других направлений – здравоохранение, культура, рынок труда, политика занятости и социальная защита – создают дополнительные условия для удержания человеческого капитала в регионе."

    Некоторые цели и задачи "Стратегии" по накоплению человеческого капитала
    - создание условия для сокращения оттока из республики молодого населения, квалифицированных специалистов;
    - повышение адресности мер материальной поддержки семей с детьми;
    - создание систему сопровождения раннего развития детей в семьях и яслях;
    - координация "детских сервисов" в дошкольном образовании на уровне муниципалитетов;
    - республиканская программа достижения лидерства в образовании в сфере математики и информационных технологий;- снятие нормативных барьеров в развитии негосударственного дополнительного образования детей;
    - реализация системы дуального обучения для предприятий высокотехнологичных секторов экономики;
    - оптимизация/сокращение сети профессиональных образовательных организаций;
    - республиканская программа продвижения имиджа Казани как вузовского центра;
    - развитие различных форм страхования здоровья, внедрение механизма индивидуальной ответственности пациента за сохранение своего биологического потенциала;
    - повышение общей культуры общения и поведения;
    - создание отраслевых центров содействия занятости;
    - софинансирование курсов обучения иностранным языкам;- создание консорциума глобальных вузов.

    Флагманскими проектами эксперты назвали миграционную программу "Татарстан – центр притяжения населения в Приволжье", "Социальную поддержку инноваторов", формирование сети бизнес-инкубаторов для творческих индустрий, систему непрерывного образования взрослых, а также другие образовательные и социальные программы.

    Как будет реализовываться стратегия

    Стратегия определена на 15 лет (2016-2030 гг.) и предполагает четыре этапа (три трёхлетних и один шестилетний). При этом раз в три года будет проходить корректировка, а раз в шесть лет – обновление Стратегии. Этапы реализации различаются по условиям, факторам, рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики республики.

    На первом этапе - структурирование системы госпрограмм и импортозамещение. В 2019-2021 гг. экономика начнет "умнеть", на третьем этапе на первый план выйдут кластеры.

    "В 2025-2033 гг произойдет рывок в повышении конкурентоспособности экономики, будут созданы условия достижения глобальной конкурентоспособности республики Татарстан в рамках ряда ключевых направлений. Республика Татарстан сможет занять позицию глобального субъекта - лидера полюса роста 'Волга-Кама", обеспечивающего развитие субъектов-партнеров и Российской Федерации в целом".

    Как это принято, рассматриваются три сценария - инерционный, базовый и оптимистичный. При первом - не преодолеваются ресурсные ограничения и нет ускорения темпов роста экономики, при последнем - создаётся сектор "умной экономики".

    Реализация оптимистичного сценария потребует 18 трлн рублей.

    В качестве оператора реализации стратегии будет создан система стратегического управления развитием РТ. Её ядром станет ИКАРТ - Институт кластерной активации республики Татарстан.

    На сайте проекта опубликован текст первой редакции cтратегии и поясняющие материалы. В январе-марте нынешнего года документ будет обсуждаться и корректироваться. Замечания и предложения можно направлять в адрес министерства экономики РТ и генерального консультанта разработки – Леонтьевского центра, а также в разделе "Обсуждения".

    Однако советник ректора, руководитель общественно-информационного центра КФУ Юрий Алаев сомневается, что предложения будут услышаны. "Чтобы учитывать мнение общественности, нужно, чтобы это мнение было. Пока я его не вижу". Алаев сам принимал участие в обсуждении стратегии и в разговоре с корреспондентом портала TatCenter.ru сказал, что "документ произвел впечатление некоторой оторванности от реальной жизни":

    "Были заложены некоторые позиции, которые непонятно чем мотивированы. Предлагался какой-то туристско-рекреационный кластер протяженностью в полторы сотни километров вдоль Камы. В чем идея? Мало ли что у нас красивое есть. А с практической точки зрения - это окупаемо, не окупаемо? Это примерно как аэроэкспресс до аэропорта.

    В Татарстане существует проблема территориального размещения производительных сил и мощностей. Это решалось бы одной скоростной ниткой между юго-востоком и Казанью, было бы гораздо больше рабочей силы. Но это же не предлагалось. А это жизненно важно".

    Юрий Алаев считает, что "не надо изобретать велосипед", а стоит обратить внимание на материальное производство.

    "Я не вижу какой-то жизненной потребности формировать стратегию, радикальным образом отличающуюся от той, которая реализовывалась и 30 лет назад, и сейчас. У нас есть свои конкурентные преимущества: сложенная база нефтедобычи и нефтепереработки и сохранившийся промышленный комплекс. Эти преимущества надо развивать. Не надо изобретать велосипед, мне кажется. Надо развивать естественные конкурентные преимущества всеми возможными способами. Вот это и будет стратегией реального развития.

    Мне бы очень хотелось, чтобы изменения (во второй редакции по сравнению с первой - ред.) были. Пока что складывается впечатление, что предлагаемая уважаемыми господами из Леонтьевского центра концепция выглядит красиво, но не очень сопрягается с реальными потребностями и возможностями", - сказал Алаев.

    Илья Иванов



    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»