День Казани - новости, хроника событий
На главную / | Официальные новости
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •   | Официальные новости

    Колбасно неудовлетворенные

    12.12.2012
    Источник информации: TatCenter.ru
    Адрес новости: http://info.tatcenter.ru/article/120152/



    Для начала замечу, что в стародавние времена кулинарные пристрастия россиян были просты и традиционны. Большинство жили в деревнях или недавно из нее переехали и сохраняли традиционные пристрастия к блинам, вареной картошке и квашенной капусте (или – к плову, шашлыку, пельменям и пр.), да и перенесенные войны тоже как-то разносолам не способствовали. Однако с 50х годов меню советского человека стало разнообразиться, причем происходило это волнами.

    Например, в 60е годы москвичи в массе своей к крабам относились с большим подозрением, примерно как к улиткам или лягушкам, которые, как известно, французы трескают за обе щеки, а порядочный человек и за деньги в рот не возьмет. Потом распробовали, выяснили, что это – вроде традиционных и любимых в народе раков, только морских. А, скажем, кальмары распробовали позже. Помню, как в конце 70х отдыхал на Селигере, в туристическом лагере. Когда готовились к двухнедельному лодочному походу, то снабженцы базы предлагали помимо прочего консервированных кальмаров, закупленных в огромных количествах. Большинство их брать не хотело.

    Похожие волны происходили и со многими другими продуктами, например, треска считалась невкусной, бросовой рыбой, и ее брали за дешевизну кошкам.

    Не избежали заморочек и колбасы. В 60е годы вареную колбасу покупали мало – она была нефункциональна. В качестве горячей еды лучше брать сосиски или пельмени, хотя иногда вареную колбасу жарили на сковородке. Особенно «Любительскую», с кусочками сала. В общем – не фанатели, иногда брали для бутербродов, но в том же порядке, как и ливерную, паштет или варено-копченую колбасу типа «Краковской». А вот сырокопченую не брали. Во-первых, дорого, на рупь дороже за кило, во-вторых, больно жесткая, все зубы сломаешь. То есть считалась она едой туристически-походной, так как могла долго лежать без холодильника.

    Нет, ели колбасу, бывало, но достаточно редко и не выделяя из общего ряда мясных продуктов-полуфабрикатов.

    Однако далее, судя по всему, по провинции пошел слух, что всю колбасу, которую делает страна, свозят в Москву, и там москвичи ее едят. Поэтому приезжие командировочные стали закупать с собой в качестве сувенира пару палок, чему москвичи, если честно, всегда удивлялись.

    Где-то в 70-е народ малость забогател, накинулся на мясо плотно, и заодно с вареной колбасы стал переходить на дорогую сырокопченую, ну и заодно всякую буженинку, ветчинку и карбонатик. Так что вареная колбаса стала… эээ… ну, в общем – не лакомством и не едой, которую можно подать к столу в праздничный день.

    Народ наш любит ныть и плакаться, так что сейчас те, кто родился уже в постсоветское время или застал его в малосознательном возрасте, могут искренне считать, что в те времена советские люди питались мало и плохо, сутками стояли в очередях, а на праздничном столе все, что было – это несколько сиротливых кусочков вареной колбасы. Это, конечно, не так. Советские люди были розовыми и упитанными, в праздничный день на столе была икорка, красная (а то и белая) рыбка, сырокопченая колбаса, ветчина, буженинка… Ну, это – на закусочку, а потом уже шли основные блюда.

    Продукты на каждый день не отличались современным разнообразием, и многие из них действительно были не так красивы и вкусны, но они были именно едой – современное изобилие есть результат не столько достижений сельского хозяйства, сколько химического производства.

    В те времена предприятия, на которых люди работали, старались помочь своим работникам. Когда начались очереди за продуктами, там стали выдавать к праздникам продуктовые заказы. Однако заказы можно было взять и не только там. Например, в высотке рядом с зоопарком был большой гастроном. Когда мы ездили в зоопарк, то заходили в гастроном и составляли заказ, в который входило несколько наименований продуктов типа этой самой колбасы. Делали его где-то час. Поэтому мы шли в зоопарк, а потом на обратном пути заходили забирать заказ. Кстати – никаких ограничений (скажем, по прописке) не было, этот заказ мог с небольшой переплатой за типа формирование взять любой.

    Для понимания реалий надо учитывать, что была возможность с небольшой переплатой покупать сосиски, колбасу, икру и п.т., и для этого совсем не надо было иметь знакомства. Достаточно было зайти в ресторан или столовую – и там с наценкой все это мигом продавали. Так что люди стояли в очередях не потому, что совсем не было выхода, а потому, что так было дешевле.

    Также для понимания реалий тех времен нужно учесть, что жители Московской области и соседних областей действительно ездили в Москву на «шоппинг», но большая часть приезжала не электричками, а автобусами. Организованно, с предприятия. В рабочий день предприятие выделяло автобус, работники (в свое типа рабочее время) в него загружались, приезжали, закупались и на этом же автобусе с комфортом ехали домой. Многие, кстати, были из колхозов – колхозникам было проще в рабочее время на колхозной технике ездить в Москву за едой, чем ее выращивать.

    Я уже говорил о «волнах популярности». Колбасная волна с позднесоветское время уже стала спадать, а жители стали предъявлять к правительству претензии по поводу того, что они не каждый день имеют возможность есть икру достаточно высокого качества! Сейчас икра есть свободной продаже, в отличие от колбасы, но стоит она так дорого, что ее уже просто не покупают. С колбасой ситуация чуть другая – имеется широко доступный суррогат, а настоящая колбаса хорошего качества (например, приличная испанская) стоит очень дорого и продается в очень немногих местах, так что большинство жителей России ее просто не видят.

    Позднесоветское время родило новые «моды» и «тренды» с «брендами», большинство которых пережило пик популярности и кануло в лету. Например «спирт Рояль» - жуткий по качеству, но достаточно дешевый, продававшийся в пластмассовых бутылках. Или «датская золотая салями» - колбаса, в Дании не производящаяся. Или жуткий турецкий чай… Или турецкий шоколад, по консистенции и вкусу больше всего похожие на замазку. А (немного отвлекаясь от темы) «Дольчики» - колготки из Италии с нанесенными на них масляной краской узором, кстати, в самой Италии оставшиеся неизвестными. Кроме пропавших «брендов» многие, пережив пик популярности, остались как что-то обыденное и не слишком вожделенное, например, «Кока-кола», «Пепси-кола», «Сникерс»…

    Однако как символ осталась только одна колбаса, а не, скажем, икра или ветчина. У меня была идея, что это – из-за того, что бутерброд с вареной колбасой – идеальная закуска алкоголика, но я от нее отказался, так как о «ее величестве Колбасе» с придыханием рассказывают и многие непьющие дамы.

    Так что единственное объяснение, почему именно Колбаса стала кумиром – это то, что она заодно является и фаллическим символом. А, соответственно, «колбасная эмиграция» (не путать с научной, родственной и пр.) - те, кто уехали из страны туда, где больше всякой колбасы – это то, кто уехали на… эээ… фаллический символ.

    Источник: livejournal.com



    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»