![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Ударим новым Стахановым по ловушке среднего дохода15.07.2014Источник информации: Адрес новости: http://info.tatcenter.ru/article/137684/ Выступая на ПМЭФ, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин сделал заявление о том, что "Россия попала в ловушку среднего дохода". По его словам, из-за низкого качества инфраструктуры у российских производителей растут издержки, что снижает их конкурентоспособность на мировом рынке. Кроме того, в стране ежегодно на 200-300 тысяч человек сокращается число населения трудоспособного возраста. В результате конкуренция за рабочую силу растет, а вместе с ней – и стоимость рабочей силы. При этом рост происходит непропорционально росту производительности труда. Это ловушка среднего дохода, которая возникает, когда ВВП на душу населения приближается к $16000, а Россия как раз близка к этому уровню. В итоге Россия начинает проигрывать странам с высококвалифицированной рабочей силой и большим объемом экспорта технологий и, одновременно, странам с низкими уровнями доходов и дешевым производством. Сегодня сложилась ненормальная ситуация - никакой связи с производительностью труда у уровня доходов населения не имеется. Россия начинает превращаться во вторую "Грецию" - у нас часто складывается ситуация, когда заработная плата в разы превышает реальный вклад работника в экономику. Попав в ловушку среднего дохода, Россия не может конкурировать на экспортных рынках с другими странами с более низкими издержками производства. В то же время они по-прежнему отстают от передовых стран с более высокой стоимостью продукции. Производство начинает стагнировать, а сама страна застывает на близких к нулевым темпам развития довольно на долгое время. Исторические сроки выхода из такого рода институциональных ловушек не определены, это минимум несколько лет, максимум — десятилетия. Способы выхода еще менее понятны: все страны, покидавшие "ловушку", делали это своим собственным путем. Что делать, чтобы выбраться из такой "ловушки"? Очевидный ответ: "Надо поднимать производительность труда!". По показателям производительности труда Россия сейчас отстает от развитых стран (таких, как Германия и США) в среднем в 3-4 раза. Но это общие цифры. Если брать ключевые отрасли промышленности, например, машиностроение, то там сегодня уровень производительности труда отстает от показателей США и стран ЕС приблизительно в 5-10 раз. Как следствие, отставание в уровне производительности ведет к слабой конкурентоспособности российской промышленности на мировой арене. Так, по данным 2010 года, доля России составляла 2,2% от общего объема мирового рынка в сфере легкового автомобилестроения, 5,2% — в авиационной продукции (включая гражданский и военный сегменты самолетостроения, вертолетостроения, двигателестроения, агрегатостроения и приборостроения) и 0,4% — в сфере радиоэлектроники. Чтобы преодолеть этот разрыв, в конце прошлой недели российское правительство утвердило и опубликовало "План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест" (распоряжение от 9 июля 2014 года № 1250-р). По мнению разработчиков, меры ускорят рост производительности труда до 6–8% в год и создадут почти 4,5 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2018 году. Сам план довольно обширен. В нем 7 основных направлений-задач с прилагаемыми решениями и сроками. Если говорить обобщённо и кратко, то они следующие:
Решения:
Решение:
Решения:
Решение:
Решение:
Решение:
Решения:
Но все эти меры, в основном, долговременные. А жизнь требует повышения производительности труда уже "здесь и сейчас". Одно из очевидных, легких и быстрых решений повышения производительности труда, уже сейчас взятых на вооружение правительством и бизнесом – это сокращение персонала. В России уже начался процесс сокращения неэффективных производств и увольнений работников в моногородах. Так, в прошлом году "Русал" закрыл пять заводов в европейской части России. В черной металлургии сокращение численности персонала составило в среднем 9%, в алюминиевой - 6%, в РЖД - 4,8%. У большинства российских компаний есть возможность легко увеличить производительность труда на 30%, если они не будут бояться увольнять неэффективных работников, особенно в госсекторе. Госсектор в экономике России составляет 50%, и эта половина экономики по природе своей совершенно не склонна увеличивать собственную эффективность. Кроме того, существенная часть устаревших рабочих мест находится именно в госсекторе. Поэтому и важно устанавливать целевые показатели по оптимизации персонала именно для госсектора и жестко спрашивать по ним назначаемых руководителей. Не остался в стороне и Татарстан – на ведущих предприятиях и учреждениях республики полным ходом идет волна оптимизаций и сокращений. Сокращения касаются и чиновничьего аппарата - в Татарстане в 2014 году уволят 1,5 тысячи чиновников. Но, сокращая персонал, республика неизбежно столкнется с вопросом, куда девать освободившихся людей. Ведь увеличивающаяся безработица неминуемо приведет к социальному взрыву. Решать эту проблему надо не однобоко, а комплексно. Поэтому и важно очень внимательно "проштудировать" общероссийский план повышения производительности труда и на его основе незамедлительно принять республиканский. Альберт Бикбов
Внимание! |
![]() |
![]() |
© 2009-2014 "День Казани". |
|
Система управления сайтом — |