![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Маршал Якубовский – это Халиулла Якупов. Так говорят в Шыгырдане.17.05.2011Источник информации: Адрес новости: http://etatar.ru/top/40022
![]() маршал якубовский газета “ватаным татарстан” опубликовала сенсационный материал, в котором речь идет о человеке, ставшем героем советского союза дважды. маршал якубовский – татарин? об этом пишет журналист рашит минхадж. предлагаем вашему вниманию перевод его статьи. 9 мая позвонил председатель духовного управления мусульман чувашской республики альбир хазрат крганов. поздравил с праздником, а затем спросил: “рашит абый, а ты знаешь, что маршал якубовский – это выходец из нашей деревни? он ведь татарин”. от удивления я застыл с открытым ртом. записав телефонные номера рифката и минхайдара якуповых, на следующий день я помчался в шыгырдан. а с рифкатом, который проживает в набережных челнах, пообщался наш собственный корреспондент раис зарипов. отчий домвыслушав отца и сына якуповых, я пришел к выводу, что история этого рода, а вернее семьи галим-бабая (а по некоторым данным мингалим-бабая), интересна и поучительна одновременно. по родословной, которую показал 83-летний нурулла якупов, выходит вот что: во главе рода стоит исмаил. в его семье было пятеро сыновей: ахмет, ибрахим, хусни, ильяс, али. у ахмета, в свою очередь, было трое сыновей: закир, юсуф и якуп. а вот в семье якуба выросло четверо дочерей: сара, (пакруп) фахри, хабибджамал и бибиниса, и двое сыновей: сафиулла и галим. единственный ребенок шамседжихан и сафиуллы якуповых – наш собеседник. нурулла абый, родившийся в 1928 году. (видимо, сафиулла, попавший в плен к полякам во время первой мировой войны, поздно женился). семья минджамал и галима якуповых более плодовита: у них родилось три сына – хабибулла, нургали, халиулла. к сожалению, их семья распалась. галим-бабай уехал на золотые прииски в якутию и не вернулся. оставшись с тремя детьми на руках совершенно одна, минджамал-миннук оставляет их на попечение старухи махмубы, а сама выходит замуж за кого-то из буинского района. после войны она снова вернется в шыгырдан, и опять с тремя детьми на руках. но не на долго. забрав с собой захита и нургасиму, она отправляется в сибирь. кто знает, может, вслед за первым мужем. больше ни её, ни её детей в шыгырдане никто не видел. а вот сын гиляз уезжает в москву. горячие парнипослевоенные годы. давайте вернемся к старшим детям минджамал. по воспоминаниям нуруллы абыя, младший халиулла был самым шустрым ребенком. мог один справиться с тремя-четырьмя сверстниками. “идем ночью коней сторожить. нас заставлял. а сам, выбрав из табуна самого озорного скакуна, отправлялся в соседнюю деревню и привозил оттуда гусей, уток, сметану, катык – нас угощал. в лесу тоже нас заставлял работать – сам не потел” – это воспоминания соседа фаттахетдин-бабая. после смерти старика якуба, парни, видимо, не совсем считались со старухой махмубой. от них частенько попадало и парням из соседних деревень. как-то раз одному чувашскому парню влетело чрезвычайно сильно. после этого в поисках обидчиков к ним приходят сотрудники нквд. это 1921-1922 года. 16-18-летние парни, подумав о том, как дальше жить, решают уехать. скорее всего, они бежали от голода. их пути разошлись на станции канаш. старший хабибулла отправляется в узбекистан. нургали устраивается на завод в городе тулун, что в иркутской области. а халиулла держит путь в москву. здравствуй и прощай!родные братья долго не видели друг друга. и всё же они как-то умудрялись поддерживать связь. то ли в конце 1940-х, то ли в начале 1950-х старший хабибулла в поисках нургали приезжает в тулун. он живет здесь неделю. больше они не виделись. были ли дети у хабибуллы, где он похоронен – это якуповым не известно. дослужившийся до звания генерал-лейтенанта халиулла в 1960-х годах находит старшего брата. после теплой со слезами на глазах встречи между двумя братьями происходит конфликт. - из-за тебя мы остались без отчего дома! не брат ты мне, а я тебе не брат! – с этими словами нургали хватается за висевшее на стене ружье и стреляет в брата. к счастью, супруга нургали хватается за ствол, и пуля попадает в стену. таким образом, братья отказываются друг от друга. как же так произошло, что отчий дом развалился? в 1935-36 годах офицер халиулла приезжает в шыгырдан на две недели. знакомит односельчан со своей женой – красавицей-полячкой. “мы тогда в большом доме жили. одна сторона – наша, другая – галим-абыя. халиулла абый, сказав, что эта часть принадлежит его отцу, приказал разобрать половину дома и отдать в колхоз. это всё деревенские коммунисты его надоумили”, – вспоминает нурулла-бабай, которому на тот момент было пять-шесть лет. вот что интересно: и у взявшего фамилией имя отца нургали галимова, и у нургали абыя родилось по десятеро детей. и нургали абый, и его дети приезжали в шыгырдан. “в последний свой приезд вообще не хотел уезжать. плакал, что больше не сможет сюда вернуться. мама подарила ему пуховую подушку, чтобы в поезде мягче спалось”. а вот халиулла после конфликта с братом в шыгырдане больше не появлялся. зов предков…- а почему только сейчас вы решили разузнать о детях вашего родственника, который стал маршалом? – спрашиваю я. “он отчий дом разрушил. ну, и что, что он маршал? мне какое дело! имени его слышать не хочу!” – именно так к нему относился мой отец. раньше. а сейчас смягчился. наверное, говорит, время такое было. конечно, раньше доказать родство было намного легче. уж нет в живых и ахмергали куянова, который знал дядю халиуллу”, – говорит минхайдар. справедливости ради нужно сказать, что якубовский, будучи первым заместителем министра обороны ссср и одновременно главнокомандующим вооруженными силами стран-участниц варшавского договора, принял у себя детей нургали галимова. к нему приезжали мингали, махира и халиулла (тезка маршала). и здесь он предстает перед племянниками строгим человеком. “общения не будет. но после моей смерти я не запрещаю вам общаться с моими детьми”, – вот как встретил их халиулла. хотя с другой стороны, то, что он согласился их принять, тоже о многом говорит. “по той информации, которая есть у нас, у него было четверо детей. если мы не ошибаемся, внучка его ходит в мечеть, взяла себе татарское имя”, – говорит минхайдар. видимо, проживающий в челнах, рифкат тоже вел поиски. “в 2005 году он встретился в москве с полковником, который до отставки работал в генштабе. расспросил его о якубовском. тот сказал, что он был белорусом, разговаривал с акцентом. очень строгим человеком был”, – рассказал нам раис зарипов, отправивший в редакцию фотографию рифката якупова. по словам якуповых, дети нургали галимова, обосновавшиеся в наших краях – нафиса и халиулла – до сих пор живы. оба проживают в башкортостане. а вот их старший брат мингали, живший в новочебоксарске, уже умер. его сюда привезла жена. только вот сын сергей не интересуется родственными связями. поэтому минхайдар желает отправить рифкат-абыя, проживающего в челнах, и нафису апу из уфы в город тулун, чтобы восстановить отношения между родней. должны же сохраниться следы рода и в иркутской области! после этого можно браться за поиски в москве. конечно, и в семье похороненного в ульяновске ахмергали куянова могут храниться фотографии. он также хочет найти и гиляза: отцы у них разные, но мама одна. “все расходы я взял на себя. уж на такое дело денег не жалко”, – говорит м.якупов, директор строительной фирмы в ульяновске. наша справкапо информации, взятой из интернета, иван игнатьевич якубовский родился 25 декабря 1911 года в крестьянской семье в деревне зайцево горецкого района могилевской области белоруссии. 10 января 1944 годп он становится героем советского союза. 23 сентября получает это звание повторно. в 1967 году ему дается звание маршала. умер в 1976 году. похоронен под стенами московского кремля на красной площади. - мы думаем, что место рождения якубовского – это легенда. зайцево – родная деревня его жены. во-первых, он бежал из своей родной деревни; во-вторых, он служил в армии, где практически нет неславянских фамилий, а он хотел дослужиться до званий – вот и поменял свое имя. но ведь не до конца же поменял – фамилию-то сохранил. пусть и измененную. вполне возможно, что имя-отчество он взял у кого-нибудь из деревни жены, – рассказывает м.якупов. действительно, очень хочется докопаться до сути. есть ли в белоруссии такая деревня? жил ли там человек по имени иван игнатьевич якубовский? мы думаем, что в словах якуповых есть справедливость. пообщавшись с минхайдаром и нурулла-абыем, я понял, что они не стремятся прославиться или извлечь пользу из потенциального родства. оба читают намаз, оба чрезвычайно искренни. в первую очередь, они хотят принести пользу народу, доказать, что и у татар есть свой маршал. мы, в свою очередь, думаем, что эта статья – только начало долгих поисков. мы сделаем всё возможное, чтобы связаться с родственниками якубовского в москве. как нам кажется, это история – и трагедия татарина, жившего в советские годы, и пример большого военного успеха, и путь человека, родившегося в простой крестьянской семье и ставшего маршалом. рашит минхадж перевод роберта болгарского
Внимание! |
![]() |
![]() |
© 2009-2014 "День Казани". |
|
Система управления сайтом — |