Казанский федеральный университет стал базой распространения конфликтологических знаний. О перспективах развития данной дисциплины в вузе рассказывает профессор Андрей БОЛЬШАКОВ.
– Андрей Георгиевич, чем вызвана необходимость открытия направления «Конфликтология»? – Конфликты в современном обществе встречаются на каждом шагу. В течение последних 50 лет в научном мире происходит активное конструирование новой междисциплинарной сферы научно-прикладного знания – конфликтологии. Подготовка соответствующих специалистов стала насущной задачей и для России, и для Татарстана. Очень часто специалисты-конфликтологи отсутствуют в менеджменте различных экономических, административных, общественных организаций, что приводит к сбоям в их работе, межличностным столкновениям, неэффективному управлению, принятию неверных решений руководством. Конфликтологи необходимы также при решении семейных конфликтов, межэтнических и религиозных противоречий. В России пока не сформирована практика толерантных общественных отношений, у людей отсутствуют навыки мирного диалога при решении острых спорных ситуаций. Практически отсутствуют в стране и профессиональные посредники в урегулировании конфликтов – медиаторы. Все это стало причиной открытия нового направления «Конфликтология» в некоторых вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Саратова и др. Казанский университет, который славится традициями классического гуманитарного образования, стал одной из баз развития и распространения конфликтологических знаний. Получение нами федерального статуса открыло новые возможности в развитии направления «Конфликтология».
– Какие предметы изучают студенты отделения конфликтологии? – Базовую основу образовательной программы составляют общие дисциплины, например, «Общая конфликтология», и дисциплины отраслевой конфликтологии: «Юридическая конфликтология», «Полити-ческая конфликтология», «Экономическая конфликтология», «Конфликтология международных отношений». За годы обучения студенты приобретают знания о формах конфликтного взаимодействия, причинах, условиях, факторах, порождающих конфликт, о месте и роли конфликтов в современном мире, а также о способах и методах их предупреждения и разрешения. Прикладной характер представлен в дисциплинах «Технология регулирования конфликтов», «Конструирование социальных конфликтов», «Методика и техника прикладных конфликтологических исследований» и т.д. В учебном процессе осваиваются новейшие технологии организации и ведения переговоров. В рамках этих дисциплин студенты не только овладевают конкретными знаниями, но и учатся диагностировать причины конфликта, цели и ценности обеих сторон, вырабатывают и применяют практические стратегии поведения в ходе конфликтной ситуации. Они также определяют и дают оценку очевидным и латентным последствиям, влияниям и давлениям на конфликтующие стороны, приобретают навыки посредника в переговорах, учатся использовать методы психологической самозащиты и психологического воздействия на противостоящую сторону. Чтобы сделать наших студентов конкуренто-способными на рынке труда, мы специально поставили в учебный план направления «Конфликтология» такие курсы, как «Организационное планирование», «Бухгалтерский учет», «Делопроизводство», «Cвязь с общественностью (PR)» и др., которые изначально не содержатся в государственном стандарте обучения.
– Осуществлен ли переход на двухступенчатую систему «бакалавр-магистр»? – Мы работаем в рамках двухступенчатого образования с момента открытия направления «Конфликтология», поэтому тот переход, который в этом году осуществляет вся российская система образования, для нас не является особенно болезненным. Мы усовершенствовали планы и программы подготовки студентов-бакалавров в соответствии с новыми требованиями, но они изначально были созданы для системы обучения «бакалавр-магистр». В 2013-2014 годах мы откроем магистратуру по конфликтологии, где будет вестись подготовка по двум направлениям: «Корпоративный конфликт-менеджмент в организации» и «Прикладная конфликтология». Поступить в магистратуру смогут не только наши выпускники, но и бакалавры с других гуманитарных и естественных факультетов российских вузов. Предполагается и обучение магистрантов в аспирантуре. В настоящее время мы ориентированы на политологический, социологический и психологический советы по защитам докторских и кандидатских диссертаций при КФУ, но собственно конфликтологическая специальность есть только в номенклатуре политических наук ВАК.
– Чем, на Ваш взгляд, отделение конфликтологии принципиально отличается от других специальностей философского факультета КФУ? – Мы – самое практически ориентированное направление подготовки студентов среди специальностей и направлений нашего факультета. Например, на различные виды практик в учебном плане «Конфликтологии», составленном на основе ГОСа третьего поколения, отводится 900 часов. Учебные занятия по большинству дисциплин, преподаваемых конфликтологам, ориентированы на игровые формы, групповые дискуссии, тренинги, принятие самостоятельных решений в ходе анализа различных конфликтных ситуаций. Мы уже приступили к созданию университетского Центра медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремистской деятельности. Его открытие должно произойти в 2012 году. Он предназначен, прежде всего, для получения навыков практической конфликтологии и медиации студентами нашего отделения. Некоторых из них мы планируем привлечь к работе в центре. В 2013 году мы открываем учебную виртуальную лабораторию конфликтологии, которая будет использоваться для проведения студенческих практик, а затем сможет постепенно перейти на разработку всероссийских и международных научно-исследовательских проектов в области конфликтологии.
– А как будет представлена в деятельности центра профилактика экстремизма? – Мы сотрудничаем с Советом безопасности РТ в программах общественной профилактики проявлений экстремизма и терроризма. Например, 2 декабря прошлого года в КФУ был проведен круглый стол на тему «Совершенствование системы мер по противодействию вовлечения отдельных групп населения в экстремистскую деятельность». В его организации активно участвовали сотрудники отделения конфликтологии философского факультета. Нами был также организован и проведен круглый стол на тему «Толерантность как социальный капитал» в рамках международной конференции «Межэтническое и межконфессиональное взаимодействие и сближение культур в условиях глобализации». Представляется, что плодотворным может быть участие наших преподавателей и сотрудников в реализации дополнительной образовательной программы «Профилактика экстремистской и террористической деятельности» на базе Института непрерывного образования КФУ. Мы запустили эту программу в апреле-мае 2011 года (она – составной элемент программы развития вуза в этом году). Кроме того, активно сотрудничаем с автономной некоммерческой организацией «Казанский межрегиональный центр экспертиз», которая осуществляет экспертную оценку различных проявлений экстремизма в Татарстане.
– Какое количество студентов вы набираете ежегодно? Какие экзамены им нужно сдавать? – Ежегодно мы набираем одну группу студентов – 20 человек. Конфликтология не является массовой профессией, но востребована в различных сегментах рынка труда. Думаю, что постепенно количество специалистов данного профиля будет увеличиваться. Обучение на отделении конфликтологии – платное, но мы надеемся, что статус федерального университета позволит нам готовить и студентов-бюджетников. Набор студентов осуществляется на конкурсной основе по результатам ЕГЭ по русскому языку, истории, обществознанию.
– Какова стоимость обучения за год? – Цены остались прежними: 38100 рублей за один год (два семестра). Это очень незначительная сумма по сравнению с иными учебными заведениями Казани. Для сравнения: в других вузах, где открыто направление «Конфликтология», стоимость обучения выше в 2-3 раза. В связи с получением статуса федерального университета мы ожидаем выделение 10 бюджетных мест.
– Андрей Георгиевич, что бы вы хотели пожелать абитуриентам 2011 года? – Сделать выбор, который позволит реализовать собственные устремления и надежды. Использовать преимущества двухступенчатой системы образования, когда можно стать бакалавром социологии, а затем закончить магистратуру, например, по конфликтологии, или сделать это в обратной последовательности. Нужно грамотно использовать преимущества системы образования, к которой переходит российское общество.
важно
Выпускник отделения конфликтологии получает право работать в качестве эксперта, консультанта, аналитика, менеджера: 1) в коммерческих фирмах, консалтинговых и медиаторских компаниях, банках; 2) в органах государственного, муниципального управления и силовых структурах; 3) в социальных службах и психокоррекционных центрах; 4) в общественных и политических организациях; 5) в дипломатических и миротворческих миссиях, представительствах РФ и РТ за рубежом.
Беседовала Беренис АРТЕМЬЕВА
Проголосовало: За - , против: . Общий рейтинг:
Внимание! При
использовании материалов просьба указывать ссылку: «День Казани - новости, хроника событий», а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru