![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
Госдума и татары. Начало ХХ века01.12.2011Источник информации: Адрес новости: http://feedproxy.google.com/~r/etatar/~3/za3fUFV6ihQ/41656 ![]() зал заседаний государственной думы 1906-1917 гг. 4 декабря состоятся выборы в государственную думу российской федерации vi созыва. а как голосовали татары и как они были представлены в государственной думе российской империи в начале хх века? “етатар” предлагает вашему вниманию небольшой экскурс в историю. государственная дума российской империи i созыва (апрель-июль 1906 года): 25 мусульман, из них 12 татар. государственная дума российской империи ii созыва (февраль-июнь 1907 года): государственная дума российской империи iii созыва (ноябрь 1907 г. — июнь 1912 г.): государственная дума российской империи iv созыва (ноябрь 1912 г. — октябрь 1917 г.): доктор исторических наук айдар хабутдинов пишет, что при отсутствии территориальной автономии мусульмане волго-уральского региона россии стремились обеспечить свои права на всероссийском уровне путем участия в законодательном процессе. в годы российской революции 1905–1907 гг. казанские татары составляли основу политического движения российских мусульман. по словам хабутдинова, сама численность татар, их уникальная структура образования, наличие финансовой базы, присутствие в национальном движении крупной буржуазии и земских деятелей, их ориентация на европейские формы политического движения быстро привела их к лидирующей роли в мусульманском политическом движении. сила татар заключалась и в наличии значительного слоя национальных активистов (местного духовенства, средней и мелкой буржуазии, мугаллимов, учителей и учеников государственных школ, студентов, шакирдов), которые сумели создать структуры движения, как в национальных центрах, так и на местах. мусульманское общественное движение выходит за рамки движения, обеспечивающего защиту потребностей уммы, и превращается в общероссийское политическое движение, ориентированное на реформу государственного строя путем голосования в государственной думе. российская мусульманская элита в этот период могла ориентироваться только на партию эволюционного развития, так как стремилась сохранить единство мусульманской общины и обеспечить автономию её религиозных и образовательных институтов. само выборное думское законодательство было весьма выгодным для меньшинств, которые были в состоянии создать широкую коалицию. избранные в волостях, а затем уездах выборщики в свою очередь избирали членов госдумы. депутатами становились лица, получившие наибольшее число голосов. в условиях расколотости русского населения на несколько партий, мусульмане могли провести своих депутатов, блокируясь с одной из общероссийских партий. в татарских газетах этих лет вовсю осуществляется политическая пропаганда. на рубеже 1905-1906 гг. татарам удается создать четыре газеты, возглавлявшиеся национальными лидерами: в петербурге это “уль-фат”, в казани — “казан мохбире” и “йолдыз”, в оренбурге – “вакыт”. деятели казанского бюро конституционно-демократической партии перевели на татарский язык и издали программу партии с примечаниями. особая роль в этих примечаниях уделялась равноправию нерусских народов, свободе вероисповедания, религиозной автономии и особенностям национальной системы образования. таким образом, кадеты гарантировали не только гражданское равноправие, но и религиозную автономию. система частного образования и национальных культурных организаций также получала полную автономию. обеспечивалось преподавание в государственной начальной школе на родном языке. для мусульманских либералов такие гарантии являлись достаточными на этапе развития, требовавшем, прежде всего, религиозной и культурной автономии и создания целостной системы образования.4 выборы в i госдуму в казани, губернии, других регионах показали, что татары жестко голосуют за выборщиков-татар. по воспоминаниям одного из русских выборщиков, в тетюшском уезде “татары были дружны и готовы были голосовать как один, за кого укажет комитет. мусульманская фракция госдумы i созыва (27 апреля — 8 июля 1906 г.) была сформирована 21 июня в составе 22 депутатов (12 татар) из числа представителей интеллигенции, помещиков и улемов. выборы во ii госдуму в 1907 г. также проходили с большим энтузиазмом. либеральные газеты призывали фракцию во ii думе “защищать собственные политические, экономические, национальные и религиозные права мусульман россии и удовлетворять их потребности”, рекомендовали направить в постоянное бюро фракции юристов и начать издавать газету на русском языке. мусульманская фракция государственной думы ii созыва (20 февраля – 3 июня 1907 г.) была образована в составе 36 депутатов-мусульман (15 татар), 6 из которых в марте выделились в самостоятельную мусульманскую трудовую группу (м?селман хезм?т таиф?се). госдума iii созыва (1 ноября 1907 — 9 июня 1912 гг.) была созвана по новому избирательному закону от 3 июня 1907г. по нему представительство в думе потеряло коренное население средней азии, степей, большей части кавказа (кроме дагестана) и турецкой части российского закавказья. деятельность фракции в госдуме получила новую доминанту — борьбу за начальную светскую школу на родном языке. правительство п.а. столыпина внесло законопроект об обязательном начальном образовании в рамках 4-х летней школы. фракция действовала в соответствии с резолюцией iii всероссийского мусульманского съезда 1906г. и провела в 1910 г. петиционную кампанию, получив поддержку депутатов-октябристов от казанской губернии и.в. годнева и а.н. боратынского и уфимского губернского земства. правительство требовало обучения на русском языке, давая определенный переходный период для овладения им. в госдуме прошел вариант о татарском языке как языке преподавания и только для татар . но даже такой вариант был отклонен государственным советом. в связи с этим татарское общество не видело реальной пользы от деятельности госдумы для татар . iv государственная дума в 1912 г. была избрана по тому же избирательному закону. в ней мусульманская группа состояла из 6 депутатов (из них 5 татар): трое — от уфимской и по одному от оренбургской и самарской губерний. мусульмане казанской губернии не были представлены. ильхам валиев справка "етатар"
Внимание! |
![]() |
![]() |
© 2009-2014 "День Казани". |
|
Система управления сайтом — |