День Казани - новости, хроника событий
На главную / | СМИ Татарстана
 Разделы новостей:

  • Официальные новости
  • СМИ Татарстана
  • Новости Казани
  • Работа - вакансии
  • Пресс-релизы партнеров
  • Полезные статьи



  •   | СМИ Татарстана

    Госдума и татары. Начало ХХ века

    01.12.2011
    Источник информации: eTatar.ru
    Адрес новости: http://feedproxy.google.com/~r/etatar/~3/za3fUFV6ihQ/41656



    темы: выборы-2011, татары в истории
    организации: госдума рф

    зал заседаний государственной думы 1906-1917 гг.

    4 декабря состоятся выборы в государственную думу российской федерации vi созыва. а как голосовали татары и как они были представлены в государственной думе российской империи в начале хх века? “етатар” предлагает вашему вниманию небольшой экскурс в историю.

    государственная   дума  российской империи i созыва (апрель-июль 1906 года): 25 мусульман, из них 12  татар.

    государственная   дума  российской империи ii созыва (февраль-июнь 1907 года):
    35 мусульман, из них 15  татар.

    государственная   дума  российской империи iii созыва (ноябрь 1907 г. — июнь 1912 г.):
    мусульманская фракция состояла из 10 депутатов, в том числе, 7  татар.

    государственная   дума  российской империи iv созыва (ноябрь 1912 г. — октябрь 1917 г.):
    мусульманская фракция состояла из 6 депутатов, в том числе, 5  татар.

    доктор исторических наук айдар хабутдинов пишет, что при отсутствии территориальной автономии мусульмане волго-уральского региона россии стремились обеспечить свои права на всероссийском уровне путем участия в законодательном процессе.

    в годы российской революции 1905–1907 гг. казанские  татары  составляли основу политического движения российских мусульман. по словам хабутдинова, сама численность  татар, их уникальная структура образования, наличие финансовой базы, присутствие в национальном движении крупной буржуазии и земских деятелей, их ориентация на европейские формы политического движения быстро привела их к лидирующей роли в мусульманском политическом движении. сила  татар  заключалась и в наличии значительного слоя национальных активистов (местного духовенства, средней и мелкой буржуазии, мугаллимов, учителей и учеников  государственных  школ, студентов, шакирдов), которые сумели создать структуры движения, как в национальных центрах, так и на местах.

    мусульманское общественное движение выходит за рамки движения, обеспечивающего защиту потребностей уммы, и превращается в общероссийское политическое движение, ориентированное на реформу государственного строя путем голосования в государственной думе. российская мусульманская элита в этот период могла ориентироваться только на партию эволюционного развития, так как стремилась сохранить единство мусульманской общины и обеспечить автономию её религиозных и образовательных институтов.

    само выборное думское законодательство было весьма выгодным для меньшинств, которые были в состоянии создать широкую коалицию. избранные в волостях, а затем уездах выборщики в свою очередь избирали членов госдумы. депутатами становились лица, получившие наибольшее число голосов. в условиях расколотости русского населения на несколько партий, мусульмане могли провести своих депутатов, блокируясь с одной из общероссийских партий.

    в татарских газетах этих лет вовсю осуществляется политическая пропаганда. на рубеже 1905-1906 гг.  татарам  удается создать четыре газеты, возглавлявшиеся национальными лидерами: в петербурге это “уль-фат”, в казани — “казан мохбире” и “йолдыз”, в оренбурге – “вакыт”.
    10 ноября 1905 года в казани состоялось собрание, где рассматривался вопрос о присоединении  татар  к одной из общероссийских политических партий после детального ознакомления с их программами. на думских выборах предлагалось выступить в союзе с конституционно-демократической партией, так как “она обращает большее внимание на религиозные свободы и показывает понимание угнетенных наций”.

    деятели казанского бюро конституционно-демократической партии перевели на татарский язык и издали программу партии с примечаниями. особая роль в этих примечаниях уделялась равноправию нерусских народов, свободе вероисповедания, религиозной автономии и особенностям национальной системы образования.

    таким образом, кадеты гарантировали не только гражданское равноправие, но и религиозную автономию. система частного образования и национальных культурных организаций также получала полную автономию. обеспечивалось преподавание в государственной начальной школе на родном языке. для мусульманских либералов такие гарантии являлись достаточными на этапе развития, требовавшем, прежде всего, религиозной и культурной автономии и создания целостной системы образования.4

    выборы в i госдуму  в казани, губернии, других регионах показали, что  татары  жестко голосуют за выборщиков-татар. по воспоминаниям одного из русских выборщиков, в тетюшском уезде “татары  были дружны и готовы были голосовать как один, за кого укажет комитет.

    мусульманская фракция госдумы  i созыва (27 апреля — 8 июля 1906 г.) была сформирована 21 июня в составе 22 депутатов (12  татар) из числа представителей интеллигенции, помещиков и улемов.

    выборы во ii госдуму в 1907 г. также проходили с большим энтузиазмом. либеральные газеты призывали фракцию во ii думе “защищать собственные политические, экономические, национальные и религиозные права мусульман россии и удовлетворять их потребности”, рекомендовали направить в постоянное бюро фракции юристов и начать издавать газету на русском языке.

    мусульманская фракция  государственной   думы ii  созыва (20 февраля – 3 июня 1907 г.) была образована в составе 36 депутатов-мусульман (15  татар), 6 из которых в марте выделились в самостоятельную мусульманскую трудовую группу (м?селман хезм?т таиф?се).

    госдума iii созыва (1 ноября 1907 — 9 июня 1912 гг.) была созвана по новому избирательному закону от 3 июня 1907г. по нему представительство в думе потеряло коренное население средней азии, степей, большей части кавказа (кроме дагестана) и турецкой части российского закавказья. деятельность фракции в госдуме получила новую доминанту — борьбу за начальную светскую школу на родном языке. правительство п.а. столыпина внесло законопроект об обязательном начальном образовании в рамках 4-х летней школы. фракция действовала в соответствии с резолюцией iii всероссийского мусульманского съезда 1906г. и провела в 1910 г. петиционную кампанию, получив поддержку депутатов-октябристов от казанской губернии и.в. годнева и а.н. боратынского и уфимского губернского земства. правительство требовало обучения на русском языке, давая определенный переходный период для овладения им. в госдуме  прошел вариант о татарском языке как языке преподавания и только для  татар . но даже такой вариант был отклонен государственным советом. в связи с этим татарское общество не видело реальной пользы от деятельности госдумы  для  татар .

    iv государственная дума в 1912 г. была избрана по тому же избирательному закону. в ней мусульманская группа состояла из 6 депутатов (из них 5  татар): трое — от уфимской и по одному от оренбургской и самарской губерний. мусульмане казанской губернии не были представлены.



    ильхам валиев
    справка "етатар"

    использован труд доктора исторических наук айдара хабутдинова "мусульмане-татары и выборы во всероссийский парламент"




    Внимание!
    При использовании материалов просьба указывать ссылку:
    «День Казани - новости, хроника событий»,
    а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: kazan-day.ru

    Все новости раздела




    © 2009-2014  "День Казани".

    Яндекс.Метрика Создание сайта: Казань, 2009«Экспресс-Интернет»
    Система управления сайтом«Экспресс-Веб»